Самостоятельная работа на занятии

Вопросы для самоподготовки

Память и внимание как составляющие психического здоровья

Эмоции

Тема 11: Сон и сновидения

Время:2 часа

Мотивационно - воспитательная характеристика темы:признаком ухудшения психического здоровья является снижение таких важных составляющих жизнедеятельности человека как умственная работоспособность, сон, отрицательное психоэмоциональное состояние.

 

Учебная цель:уяснить влияние сна, эмоционального состояния, памяти и внимания на психическое здоровье.

Содержание занятия

Таблица 11.1

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1.Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос - беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10мин.
  1. Сон. Виды сна, его функции.
  2. Теории сна
  3. Стадии сна по данным ЭЭГ.
  4. Эмоции и здоровье.
  5. Память. Её свойства и процессы. Виды памяти.

Домашнее задание

1. Записать стадии сна по данным ЭЭГ.

2. Записать классификацию эмоций.

3. Записать в виде таблицы характеристику основных ритмов ЭЭГ

Ритм ЭЭГ Частота Амплитуда Функциональное состояние
       

 

Таблица 11.2

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания Человек Студенты образуют пары испытуемый - экспериментатор. Экспериментаторы в течение 1 мин рисуют для испытуемых по одной таблице перепутанных ломаных линий. Испытуемые по команде в течение 3 мин только глазами находят конец каждой линии и помечают её соответствующим номером в правом столбике. Степень устойчивости произвольного внимания оценивается по количеству правильно найденных за 3 мин. концов линий. Далее испытуемым предъявляют портрет с двойственным изображением. По секундомеру экспериментаторы отмечают время восприятия и опознания испытуемым обоих образов. Чем быстрее человек увидит оба портрета, тем больше у него выражена способность к переключению внимания. Произвольное внимание развивается при трудовой деятельности. Разные виды труда развивают различные свойства произвольного внимания. У оператора высокая устойчивость внимания, у телеграфистов развивается объём внимания, водитель автобуса должен уметь быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой.
2. Определение объёма кратковременной слуховой памяти у человека Человек Преподаватель зачитывает первый ряд цифр, студенты, прослушав полностью, записывают в тетрадь. И так все ряды. Проверяем. Если первый, второй, третий ряды записаны верно и в правильной последовательности, а в четвёртом ряду обнаружены ошибки, то объём памяти будет равен количеству цифр в третьем ряду, т.е. пяти и т.д. Необходимо установить то максимальное количество знаков, которое человек может усвоить на слух с одного предъявления и точно воспроизвести. Объём кратковременной слуховой памяти у человека в среднем равен 7.
3. Выявление преобладающего типа памяти Человек В течение 1 мин. Преподаватель читает 10 слов, через 10 секунд все записывают и проверяют слуховую память. Через 3 мин показывают таблицу с десятью словами в течение 1 мин, убирают и через 10 сек записывают и проверяют зрительную память . Через 3 мин читают вслух 10 слов Студенты слушают, шёпотом повторяют, «записывают» в воздухе . Через 10 сек записывают и проверяют комбинированную слухомоторную память. Через 3 мин студенты слушают слова, видят их, повторяют шёпотом, «записывают» в воздухе. Через 10 мин записывают запомнившиеся слова, проверяют комбинированную зрительно – слухомоторную память. Определение коэффициента памяти
Тип памяти Таблица Число запомнившихся слов Коэффициент памяти
Слуховая А А/10
Зрительная Б Б/10
Комбинированная. слухо – моторная. В В/10
Комбинированная. Зрительно слухо – моторная Г Г/10

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Процессы памяти.
  2. Законы памяти.
  3. Назовите виды сна.
  4. Что такое ЭЭГ и какие ритмы ЭЭГ вы знаете?
  5. В чём особенность парадоксального сна?
  6. Какие эмоции относят к стеническим и астеническим?
  7. Перечислите стадии состояния напряжения.