Композиционные особенности интерьера.

Закономерности цветовой композиции жилого интерьера

Композиционные приемы проектирования жилого интерьера

Композиционные особенности интерьера.

 

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Пространственная композиция интерьера определяется планировкой квартиры и принятой функциональной программой. Это, в свою очередь, влияет на цветовое решение, отделку помещений, декоративное убранство, освещение и озеленение. Проведенное с помощью мебели и оборудования функциональное зонирование, визуальное расчленение пространства отдельных помещений позволяет перейти к следующему этапу — выделению основного и дополнительных композиционных акцентов. Цветовая гармония, правильный выбор цветовых сочетаний усиливают композиционный замысел, связывают или разобщают отдельные зоны. Цвет в сочетании с выбранной системой освещения может облегчить зрительную работу и отдых в квартире, зрительно увеличить или уменьшить пространно помещений, вызвать нужный эмоциональный эффект.

Входя в квартиру, переходя из помещения в помещение, человек прокладывает трассу своего движения. Входной проем и точке изменения маршрута движения определяют, как воспринимался пространство, какая плоскость или точка помещения может стать центром композиции. При формировании композиционного центра нужно учитывать приведенные ниже закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия.

- Простота — более простые формы воспринимаются легче

- Близость — близко расположенные друг к другу элемент», воспринимаются как единое целое.

- Сходство — сходные элементы воспринимаются как единое целое.

- Симметрия — симметричные элементы воспринимаются как целое.

- Контраст — контрастные линии способствуют лучшему вос­приятию элементов.

- Противоборство — элементы различной формы лучше вос­принимаются отдельно, чем вместе.

- Фигура-фон — элементы наиболее простой формы восприни­маются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона.

- Инерция — если на замкнутом пространстве встречаются по­вторяющиеся изображения, то другие элементы не восприни­маются.

- Замкнутость — геометрически незавершенные фигуры мо­гут восприниматься как завершенные.

- Зависимость от осей — восприятие упрощается, если человек находится на оси симметрии обозреваемого объекта.

- Узнаваемость — легче воспринимаются элементы, формы ко­торых более знакомы.

- Назначение — элементы, имеющие одинаковое назначение, вос­принимаются как единое целое.

- Польза — лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна.

Названные рекомендации нужно учитывать при формирова­нии плоскостной композиции — декорировании стены, берущей на себя при оформлении помещения основную композиционную роль, и при композиционном упорядочении мебельных групп.

Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и де­коративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии.

Симметрия как принцип группировки элементов на плоско­сти или в пространстве предполагает наличие одной или несколь­ких осей, по отношению к которым ведется построение.

Распространенным приемом в жилом интерьере является уравновешенная симметрия. В этом случае тоже присутствует центральная ось, по обе стороны, от которой группируются разновеликие пластинки.

Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, то асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Уже незначительные отклонения, внесенные в симметричную схему, делают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным и интересным.

Применение асимметричных схем диктуют мансардные этажи, так как на­клонные потолки заставляют вмещать объемную мебель в обра­зовавшееся пространство неправильной формы.

Симметричное и асимметричное построение предполагает ис­пользование таких композиционных средств, как повтор, нюанс й контраст.

Если в явлении повтора сохраняются размеры, материал, цвет, фактура, то изменение хотя бы одного из этих составляющих в небольших пределах может дать нюансные решения. Резкие изменения названных характеристик приводят к контрасту.

Изменение размеров может проводиться с сохранением формы, т. е. на основании подобия. Разница в размерах подобных фигур подчиняется арифметической или геометрической прогрессии. С помощью арифметической прогрессии можно получить более мягкие нюансные изменения размеров, при геометрической прогрессии разница между первой и последней фигурой ряда значительна и отношения контрастны.

Композиция интерьера может быть построена так, что в одно» интерьере встречаются одинаковые и подобные фигуры. В этом случае появляется ощущение перегрузки, рассогласованности. Для жилого интерьера оказывается достаточным й пользование очень мягких нюансных изменений.

Точка входа в каждое помещение квартиры является исходным положением, из которого определяются его пропорции — пространство прочитывается как глубинно развивающееся или разворачивающееся поперек основной оси зрения. Цвет и фактура основных

Если сгруппировать приемы, дающие один и тот же простран­ственный эффект, то можно сформулировать следующие рекомен­дации:

- ощущение большей высоты достигается: при окрашивании пола в насыщенный цвет, при использовании контрастного к фону и крупного рисунка, при использовании лакированной поверх­ности, с помощью подсвета нижней зоны помещения;

- эффект зрительного увеличения высоты помещения обеспечи­вается следующими приемами декорирования потолка: уст­ройством встроенных светильников, использованием простран­ственной структуры подвесного потолка, созданием блестяще0 поверхности или использованием зеркального стекла, исполь­зованием подсветов в верхней зоне помещения, увеличиваю­щих яркость потолка;

- зрительное расширение пространства достигается: при контра­стном противопоставлении цветов вертикальных и горизонтальных ограждающих плоскостей, при сопоставлении контрастных структур.

 

 

Рисунок 5.1.1 – Примеры изменения зрительного восприятия размеров помещения

 

При использовании оптических иллюзий для зрительной корректировки пространства значительный эффект дает направление применения осветительной системы (изменение яркости отдельных участков ограждающих поверхностей, использование надавленных световых потоков).

Использование вертикалей в декоре стен зрительно увеличи­вает высоту помещения. Этот же эффект сохраняется, если верти­каль присутствует в виде вертикально вытянутых картин, в вер­тикальной форме светильника, вертикальном расположении по­лос в обивочной ткани.