Практика решения детского интерьера.

 

Учет изложенных выше гигиенических, психологических, эсте­тических предпосылок определяет основные пути формирования детского интерьера, оправдывает необходимость гибко реагировать на каждое изменение в развитии ребенка. Интересную концепцию детского уголка, соответствующего каждому новому этапу в жизни ребенка, предлагают венгерские архитекторы. Конструктивную основу этого уголка могут составить рамы с отверстиями для фиксации деревянных планшетов на нужном уровне.

На первом этапе комплект представляет собой рабочую плоскость, на которой в первые дни устанавливается снятая коляска, устраивается место для пеленания, на нужном уровне устанавливается полка с контейнерами для белья, посуды и приспособлений для ухода за ребенком, закрепляется штанга для развешивания прогулочных мешков, конвертов и т. п.

На последующих этапах коляска заменяется кроваткой, появляется дополнительная зона для игр на уровне пола,монтируют дополнительные полки в связи с увеличением объема детских вещей. На следующем этапе постель ребенка переносится на ме­бельный щит и в случае появления нового ребенка уровень раз­мещения постели повышается, а в нижней зоне опять разворачи­вается комплект мебели для новорожденного. По мере роста де­тей их постели становятся двухуровневыми, со временем одно спальное место выносится из этого конструктивного узла и вмес­то него монтируется рабочее место.

При недостаточно большой площади детского уголка или ком­наты выполнение всей функциональной программы, обеспечение условий для протекания всех видов деятельности возможно несколько путей.

Первый путь — путь многофункционального использования одного и того же мебельного комплекта.

Второе направление — совмещение элементов мебели в двух-трехъярусные комплекты для экономии площади. В этом случае мебель для выполнения каждого вида деятельности остается стационарной. Этот прием достаточно хорошо разработан и может быть использован в различных вариациях.

Рабочее место ребенка может быть поднято на площадку, разме­щенную над выкатными ящиками с игрушками.

Разработка того или иного метода трансформации зависит от возраста детей. Дети младшего дошкольного возраста могут легко пользоваться лишь выкатными элементами. Все остальные виды трансформации, если они применены, выполняются взрослыми. В то же время школьникам по силам выполнять все виды транс формации, поэтому она является ведущим принципом решения детского интерьера. И в силу этого сочетание трансформаций различных типов можно рассматривать как третье направление.

Если в комнате есть два окна с достаточно большим простенком, то кровати размещаются перпендикулярно стене одна к одной параллельно друг другу и с доступом с противоположны сторон (рис. 4.4.2).

 

Рисунок 4.4.2 – Вариант размещения детских кроватей, при котором они отделены друг от друга экраном и одна из кроватей задвигается под другую

 

На данном рисунке представлен также вариант оборудования детской комнаты для разнополых подростков.

В случае комнаты для двух подростков два спальных места могут быть размещены у стены с окном, а рабочие места сдвинуты в глубину комнаты и отделены от остальной части прозрачным шкафом-столбиком доступом к нему со всех сторон. Раздвижная штора-перегородка может изолировать спальные места, может разделять рабочую и спальную зоны, отделять спальные места друг от друга. Два последних примера позволяют размещать разнополых детей в одном помещении, так как обеспечивается возможность их изоляции.

Важным условием удобства и полноценности детского инте­рьера является учет физиологических особенностей ребенка, обес­печение гигиенических требований. К ним, в первую очередь, от­носится необходимость учитывать рост и остальные антропомет­рические данные, обеспечение условий для нормальной зритель­ной работы, нормальных условий для физического развития.

Важным показателем удобства детской мебели являются правильные размеры сиденья, т.е. достаточная опорная плоскость способствует нормальному развитию ребенка. При наличии в ученических столах полки высота ниши долж­на быть более 60 мм.

Есть еще один показатель, который может служить для допол­нительной, контрольной, проверки правильности принятой отмет­ки сиденья. Удобство и правильность сиденья определяется тем. что ноги упираются в пол, не перенапрягая седалищные мышцы. Для проверки правильности сиденья ребенка нужно измерить длину подбедренной части ноги (у 6-7-летних детей она состав­ляет 1/4 их роста).

Работа над детским интерьером является комплексной. Выше говорилось о возможности организовать детское место с помо­щью выдвижных ящиков. Но и сами эти ящики должны быть рассчитаны по возрасту ребенка и его росту. Расчетная высота рабочей плоскости должна стать высотой самого большого ящи­ка, на который в дальнейшем будет укладываться доска. Высота второго и четвертого ящика должна быть в сумме равна высоте первого ящика, а третий ящик должен иметь высоту, равную рас­четной высоте сиденья для ребенка данного возраста (рис. 4.4.3).

 

 

Рисунок 4.4.3 – Организация места для ребенка с помощью разногабаритных ящиков