Плавность работы.
Наиболее объективным показателем плавности работы зубчатых передач является местная кинематическая погрешность.
Местная кинематическая погрешность колеса fir¢- это наибольшая разность между местными соединениями (экстремальными) значениями кинематической погрешности зубчатого колеса.
Составляющими местной кинематической погрешности являются:
-отклонение шага fptr (допуск fpt);
-отклонение шага зацепления fpbr (fpb);
-отклонение профиля зуба ffr (ff);
-колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fir¢¢ (fi¢¢).
Контакт зубьев.
Долговечность работы зубчатых передач зависит от полноты контакта сопряженных боковых поверхностей зубьев колес.
hcp – средняя высота следов прилегания зубьев.
hc – высота зуба активной боковой поверхности.
Суммарным пятном контакта называют часть активной поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания его к зубьям парного колеса после вращения собранной передачи при непрерывном контактировании зубьев обоих колес.
Суммарное пятно контакта оценивается по относительным размерам:
По длине зуба:
(с < m)
(c > m)
по высоте:
Показатели кинематической точности, плавности работы и контакта зависят от точности зубонарезного инструмента и не зависят от квалификации рабочего.
Боковой зазор зависит от правильности установки на станке межосевого расстояния «инструмент – заготовка», от режимов резания, т.е. от квалификации станочника.
Поэтому показатели бокового зазора контролируют на каждом колесе и допуски бокового зазора наносят на рабочий чертеж колеса.