Системы допусков и посадок для элементов цилиндрических и плоских соединений

Системой допусков и посадок называется закономерно построенная совокупность стандартизованных допусков и предельных отклонений размеров деталей, а также посадок, образованных отверстиями и валами, имеющими стандартные предельные отклонения. Системы допусков и посадок разрабатываются по отдельным типам соединений: для гладких цилиндрических и плоских соединений, для гладких конических, шпоночных, шлицевых, резьбовых и других соединений. Стандартизация полей допусков и посадок и их применение при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте машин дает большой технико-экономический эффект. Она сводит к достаточному минимуму количество различных полей допусков для размеров деталей.

Наряду со стандартизацией номинальных размеров это создает необходимую основу для сокращения типоразмеров деталей и обеспечения их взаимозаменяемости. Общие сведения о стандартах ЕСДП Основные нормы взаимозаменяемости – допуски и посадки для гладких соединений и деталей регламентируется «Единой системой допусков и посадок» (ЕСДП). Она была введена вместо действовавший ранее национальной системы допусков и посадок ОСТ. ЕСДП разработана на основе системы ИСО, изложенной в рекомендации ИСО Р286 в 1962 году.

Основы построения ЕСДП изложены в ГОСТ 25347 – 82 «Поля допусков и рекомендуемые посадки»; ГОСТ 25346 – 82 «Общие положения, ряды допусков и основных отклонений». ГОСТ 25348 – 82 (для размеров 3150…10 000мм). В системах ИСО и ЕСДП предусмотрены посадки в системе отверстия и системе вала.

Посадки в системе отверстия – это посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием. Посадки в системе вала – это посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом. Наглядно обозначение посадок относительно нулевой линии можно посмотреть на рис.4.1.

 

Рис 4.1. Расположение обозначения посадок в системе отверстия и вала.

 

В ЕСДП в первую очередь стандартизованы базовые элементы, необходимые для получения различных полей допусков, а не посадки и образующие их поля допусков отверстий и валов. Каждое поле допуска можно представить сочетани­ем двух характеристик, имеющих самостоятельное значение, —величины допуска и его положения относительно номинального размера.

Допуск зависит от квалитета, размера и расчитывается по формуле:

Т=аi

где а — число единиц допуска, зависящее от квалитета и не зависящее от номи­нального размера; i — единица допуска.

Для нормирования требуемых уровней точности установлены квалитеты изго­товления деталей и изделий. Под квалитетом (по аналогии с франц. qualiti — ка­чество) понимают совокупность допусков, характеризуемых постоянной относи­тельной точностью (определяемой коэффициентом а) для всех номинальных размеров данного диапазона (например, от 1 до 500 мм). Точность в пределах од­ного квалитета зависит только от номинального размера. В ЕСДП установлен 21 квалитет: 01, 0, 1, 2,..., 19. Квалитет определяет допуск на изготовление и, следо­вательно, методы и средства обработки и контроля деталей машин. В машиностроении для создания посадок и получения свободных размеров при­меняют квалитеты с 5по 19. Число единиц допуска от квалитетак квалитету из­менятся по геометрической прогрессии со знаменателем ≈ 1,6. Для квалитетов 5-19 число единиц допуска а соответственно равно 7, 10, 16, 25, 40, 64, 100, 160, 250, 400, 640, 1000, 1600, 2500 и 4000.

Единица допуска (мкм) для размеров до 500 мм

i = 0,45 + 0,001 D ; для размеров свыше 500 до 10000 мм

i = 0,004 D + 2,1,

где D — среднее геометрическое крайних размеров каждого интервала, мм. Для размеров менее 1 мм допуски по квалитетам 14-19 не назначают.

Основное отклонение — одно из двух отклонений (верхнее или нижнее), исполь­зуемое для определения положения поля допуска относительно нулевой линии. И системе ЕСДП таким отклонением является отклонение, ближайшее к нуле­вой линии.

Основное отклонение (положение поля допуска относительно нулевой линии) обозначается буквой латинского алфавита — прописной дляотверстий (от Л до Z) и строчной — длявалов (от а до z)

Отклонения a-h (А-Н) предназначены для образования посадок с зазором, js-zc (Js -ZC) — для посадок с натягами и переходных, причем для переходных обычно применяют отклонения js , k, т, п (js, К, М, N). Поля допусков вала и от­верстия Js располагаются симметрично по обе стороны от нулевой линии. Для каждого буквенного обозначения абсолютная величина и знак основного откло­нения вала определяются по эмпирическим формулам, приведенным в государ­ственном стандарте.

Абсолютная величина и знак основного отклонения отверстия определяются по основному отклонению вала, обозначенному той же буквой, по общему или спе­циальному правилам.

Общее правило определения основных отклонений отверстий- основное отклоне­ние отверстия должно быть симметрично относительно нулевой линии основно­му отклонению вала.

Специальное правило определения основных отклонений отверстий- две соответ­ствующие друг другу посадки в системе отверстия и в системе вала, в которых отверстие данного квалитета соединяется с валом ближайшего, более точного квалитета (например, H7р6 и Р7/h6), должны иметь одинаковые зазоры и натя­ги .

Es = -ei +,

где ∆=ITn –ITn-1, то есть 0 равна разности между допуском рассматриваемого квалитета, с которым будет сочетаться данное основное отклонение, и допуском ближайшего, более точного квалитета. Правило действительно для отверстий размером свыше 3 мм: J, К, М и N до IT8 включительно и от Р до ZC до IT7 вклю­чительно.

В посадках в системе отверстия нижнее отклонение равно нулю, а ос­новное отверстие обозначается Н. На чертеже такие посадки обозначаются сле­дующим образом(Рис.4.2):

Ø 50Н9/d9; Ø 50H7/r6; Ø 50H7/k6.

В посадках в системе вала верхнее отклонение равно нулю, а основное отверстие обозначается h. На чертеже такие посадки обозначаются, например(Рис.4.2):

Ø 50D/h9; Ø 50R7/h6; Ø 50К7/h6.

Рис.4.2. Примеры посадок в системах: а — отверстия; б — вала

 

Допускается применениекомбинированных посадок, в которых отверстие и вал выполнены в разных системах. Например, у посадки Ø 50F8/f7 отверстие выпол­нено в системе вала, а вал — в системе отверстия.

Для построения рядов допусков каждый из диапазонов размеров, в свою оче­редь, разделен на несколько интервалов. Для номинальных размеров от 1 до 500 мм установлено 13 интервалов: до 3 мм, свыше 3 до 6 мм, свыше 6 до 10 мм свыше 400 до 500 мм.

Для полей допусков, образующих посадки со значительными зазорами или натя­гами, введены дополнительные промежуточные интервалы, что уменьшает коле­бание зазоров и натягов и делает посадки более определенными. Для всех разме­ров, объединенных в один интервал, значения допусков приняты одинаковыми, поскольку назначать допуск для каждого номинального размера нецелесообраз­но, так как таблицы допусков в этом случае получились бы громоздкими, а сами допуски для смежных размеров отличались бы один от другого незначительно.

 

В формулы i=0,45 +0,001D и i = 0,004 D + 2,1,для определения допусков и отклонений в системе ИСО и ЕСДП подставляют среднее геометрическое крайних размеров каждого интер­вала:

D =

Сочетание любых основных отклонений с любым квалитетом ИСО дает свыше 1000 полей допусков для валов и отверстий. Поэтому применение системы ИСО происходит на базе отбора ограниченного числа полей допусков из этой систе­мы. Рекомендация ИСО/Р 1829-1970 «Отбор полей допусков для общего при­менения» включает 45 полей допусков для валов и 43 — для отверстий. Из них выделено по 17 полей допусков для валов и отверстий для предпочтительного применения.

Полями допусков предпочтительного применения, выделенными по принципу унификации по ГОСТ 25347-82 (для размеров 1-500 мм), являются 16 полей валов (g6, h6,js6 , k6, п6, р6, r6, s6, js7, h7, e7, h8, d9, h9, d11иh11)и 10 полей от­верстий (H7,J7, К7, P7, N7, F8, H8, E9, H9 и H11).

Посадки, как правило, должны назначаться в системе отверстия или системе вала. Применение системы отверстия предпочтительнее. Систему вала следует применять только в тех случаях, когда это оправдано конструктивными или эко­номическими условиями, например, если необходимо получить разные посадки нескольких деталей с отверстиями на одном гладком валу или если валом явля­ется стандартная деталь, например, наружное кольцо подшипника. При посад­ке подшипников качения в корпус в первую очередь рекомендуется назначать 11 предпочтительные посадки.

При номинальных размерах от 1 до 500 мм рекомендуется назначать предпочти­тельные посадки в системе отверстия: H7/е8; H7/f7; H7/g6; H7/h6; H7/js6; H7/k6; H7/n6; Н7/p6, H7/г6; H7/s6; H8/е8; H8//h7; H8/h8; H8/d9; H9/d9; H11\/d\11, H11/h11; и системе вала:F8/h6; H7/h6; js7/h6; K7/h6; N7/h6;P7/h6; P7/h6: E9/h8; H8/h8; H11 /h11.

Кроме указанных посадок допускается применение других посадок, образован­ных полями допусков валов и отверстий по ГОСТ 25347-82. При этом реко­мендуется, чтобы посадка относилась к системе отверстия или системе вала, и чтобы при неодинаковых допусках отверстия и вала, больший допуск был у отверстия, и допуски отверстия и вала отличались не более чем на два квалитета.

 

 

4.2. Обозначение посадок на чертежах.

 

Предельные отклонения линейных размеров указывают на чертежах условными (буквенными) обозначениями полей допусков или числовыми значениями пре­дельных отклонений, а также буквенными обозначениями полей допусков с од­новременным указанием справа в скобках числовых значений предельных от­клонений(рис.4.3.).

 

Рис. 4.3.Примеры обозначения полей допусков и посадок на чертежах

 

Посадки и предельные отклонения размеров деталей, изображенных на чертеже в собранном виде, указывают дробью: в числителе — буквенное обозначение или числовые значения предельных отклонений отверстия либо буквенное обозначе­ние с указанием справа в скобках их числовых значений, в знаменателе — анало­гичное обозначение поля допуска вала(рис.4.3).

 

В условных обозначениях полей допусков обязательно указывать числовые зна­чения предельных отклонений в следующих случаях: для размеров, не включенных в ряды нормальных линейных размеров, например 41,5Н7( '); при назначе­нии предельных отклонений, условные обозначения которых не предусмотрены ГОСТ 25347-82, например, для пластмассовой детали с предельными отклоне­ниями по ГОСТ 25349-88, если уступы имеют несимметричные отклонения.

 

 

Для поверхности, состоящей из участков с одинаковым номинальным размером, но разными предельными отклонениями, наносят границу между этими участка­ми тонкой сплошной линией и номинальный размер с соответствующими пре­дельными отклонениями указывают для каждого участка отдельно.

 

 

Лекция № 5 «Расчет и выбор посадок для ГЦС»

Выбор различных посадок для подвижных и неподвижных соединений можно производить на основании предварительных расчетов, экспериментальных ис­следований или ориентируясь на аналогичные соединения, условия работы ко­торых хорошо известны.

 

В настоящее время применяют три метода выбора допусков и посадок:

1) Метод прецедентов (аналогов). Заключается в том, что конструктор отыскивает в однотипных или других машинах, ранее сконструированных и находящихся в эксплуатации, случаи применения сборочной единицы, подобной проектируемой и назначает такие же или аналогичные допуск и посадку.

2) Метод подобия. Является развитием метода прецедентов. Возник в результате классификации деталей машин по конструктивным и эксплуатационным признакам и выпуска справочников с примерами применения посадок. Для выбора допусков и посадок этим методом устанавливают аналогию конструктивных признаков и условий эксплуатации проектируемой сборочной единицы с признаками, приведенными в справочнике.

Общим недостатком этих двух методов является сложность определения признаков однотипности и подобия, в результате чего велика возможность назначения ошибочных допусков и посадок.

3) Расчетный метод. Является наиболее обоснованным методом. Выбирая этим методом квалитеты, допуски и посадки при проектировании машин, стремятся удовлетворить эксплуатационно-конструктивные требования, предъявляемые к сборочной единице.