Тема 4. Безопасность туризма на региональном уровне

 

1. Общие проблемы безопасности туристских центров

 

Безопасность туризма на региональном уровне связана с комплексом проблем, возникающих в туристских центрах. Районы с интенсивным развитием туризма получают дополнительный приток инвестиций, новые рабочие места, при этом растут доходы местных бюджетов и соответственно местных жителей, т.е. происходит региональный подъем экономики в целом. Но одновременно с качественным и количественным улучшением всей социально-экономической сферы региона возникают и усугубляются определенные негативные явления, некоторые из которых имеют прямое отношение к проблемам безопасности в туризме.

В туристских центрах турист получает весь комплекс услуг, предоставляемых обслуживающим персоналом и местным населением. Поэтому вопросы безопасности касаются не только туристов, но и всех участников туристского процесса.

Администрации туристских центров решают проблемы безопасности туристов и защиты местных граждан, разрабатывая предупредительные мероприятия посредством санитарно-эпидемиологического контроля, информирования населения через все доступные средства массовых коммуникаций, а также оказывая экстренную помощь силами служб жизнеобеспечения (пожарные, полиция, медицина катастроф).

Основная ответственность за принятие решений в области безопасности туризма лежит на местных администрациях, в том числе, на государственных и муниципальных структурах управления туризмом. Эта ответственность на региональном уровне предусматривает:

· создание систем обеспечения защиты и безопасности туристов и местного населения;

отношения со средствами массовой информации;

· защиту посетителей методами и средствами силовых ведомств (полиция, милиция, жандармерия и др.);

· предупреждение пожаров и эффективные меры спасения при возникновении очагов возгорания;

· охрану и улучшение здоровья туристов и отдыхающих;

· оказание неотложной и первой помощи, услуги «горячей линии»;

· защиту покупателей. Создание и поддержку служб по разбору жалоб туристов (Общества защиты прав потребителей и др.);

· разработку и реализацию планов на случай непредвиденных обстоятельств;

· страхование туристских рисков;

· заботу о посетителях, требующих особого внимания (например, инвалидов);

· преодоление проблем, связанных с языковым барьером;

· широкое использование международной символики, посвя­щенной общественной информации;

· профилактику противоправных действий местных жителей в отношении туристов;

· предупреждение небезопасного поведения туристов.

Большую информационную помощь в решении перечисленных проблем оказывает ЮНВТО. Однако усилия местных администраций, реализующих общие рекомендации по безопасному туризму, часто оказываются недостаточными из-за тяжести возникающих ситуаций, сложности их разрешения, специфических особенностей жизнедеятельности туристского центра. Поэтому ЮНВТО рекомендует создавать на территории туристских центров местные адаптированные системы безопасности посетителей и населения. Эти системы должны учитывать специфику работы туристского центра, а также его внешнее природное и социальное окружение. Применительно к России с ее сложными и разнообразными природно-климатическими условиями, низкой заселенностью популярных туристских центров, слабо развитой инфраструктурой необходимо развивать высокомобильные виды помощи туристам. В настоящее время в природной среде России (за исключением нескольких популярных мест) функционирует весьма слабая спасательная инфраструктура, сеть спасательных отрядов МЧС охватывает далеко не всю страну. Количество штатных спасателей МЧС не достигает 4 тыс. человек.

До 2007 г. на Северном Кавказе вертолеты МЧС базировались только в Сочи. Оттуда в случае необходимости полета в Приэльбрусье вертолет следует через Ростов-на-Дону и Нальчик. На отдельных участках такой длинной трассы часто бывает нелетная погода. Известен случай, когда туристка с травмой позвоночника, ожидая медицинскую помощь, пролежала на перевале в Приэльбрусье 60 ч и умерла по дороге в больницу. В настоящее время вертолет МЧС есть в Ростове-на-Дону. Но когда весной 2007 г. надо было спасать туристов на Безенгийской стене в Кабардино-Балкарии, спасатели использовали вертолет, арендованный турфирмой у авиакомпании. Для спасательной машины не нашли пилота, способного летать в горах на высоте 5 тыс. м. В Нальчике же, откуда до Приэльбрусья 20 мин летного времени и чуть дольше до Домбая и Архыза, вертолетов МЧС нет. Более того, ближайшая больница с травматологическим отделением находится от Приэльбрусья в 40 км, от Домбая — в 75 км. А ведь это крупнейшие в России центры горного и горнолыжного туризма, альпинизма. На весь район Домбая — четыре спасателя МЧС.

По сообщениям www.ratanews.ru

2. Защита туристов правоохранительными органами

 

В 70% стран объекты и достопримечательности, посещаемые туристами, охраняются туристской полицией или службой безопасности. Более чем в половине этих стран служба безопасности является частью государственной или муниципальной полиции. Полицейские службы помогают туристам в решении возникающих проблем, а в случае необходимости информируют о происшествиях соответствующие консульства. На туристскую полицию возлагается физическая охрана туристов и местных этнических групп, охрана памятников культуры, окружающей среды, борьба с наркотиками, предоставление информации туристам. Сотрудники туристской полиции обучаются иностранным языкам, проходят подготовку по специальным туристским дисциплинам, поддерживают тесную связь с туристскими ведомствами, фирмами, полицией.

Силовая защита туристов осуществляется на основе сотрудничества туристов и полицейских. Полиция имеет достаточно чет кое представление о различных ситуациях, в которые попадают туристы и где требуется вмешательство органов правопорядка. Полицейским известны уровень преступности в городе, виды совершаемых преступлений, наиболее криминогенные районы и места, но они часто не имеют сведений о предстоящих массовых мероприятиях и туристских событиях, поэтому их проведение должно быть обязательно скоординировано с местной полицией.

Полицейские службы через свои пресс-центры регулярно информируют работников сферы туризма о положении с преступностью на территории туристского центра, чтобы турфирмы могли оградить клиентов от возможных угроз. С другой стороны, органы правопорядка должны регулярно знакомиться с потребностями индустрии туризма на территории туристского центра. Например, полицейские подразделения могут увеличить число патрулей в районах с большой концентрацией туристов, чтобы при необходимости обеспечить общественный порядок. Знание полицейскими иностранных языков повышает эффективность общения с туристами, прибывающими из других стран.

Как правило, полиции приходится работать в условиях строжайшей экономии финансовых средств и нехватки кадров, в то время как потребность в обеспечении безопасности в туристских зонах постоянно растет. В этом часто виноваты сами туристы, провоцирующие своим поведением местное население.

 

В середине 2000-х гг. Отделением полиции пограничного перехода г. Суйфэньхэ (ОППС) был подготовлен доклад «Общие сведения по происшествиям, связанным с иностранцами», в котором признаются многочисленные факты нападения на российских туристов. Среди пострадавших преобладают женщины, так как в силу физических причин они не могут дать надлежащий отпор преступникам.

В докладе подчеркивается, что в целях предотвращения покушений на жизнь и имущество российских граждан, привлечения еще большего числа россиян в г. Суйфэньхэ для совершения торговых сделок, закупки товаров, для туризма и экскурсий ОППС специально выделяло наряды полиции для поддержания порядка на железнодорожном вокзале, рынке, центральных улицах, т.е. в местах, где российские граждане наиболее часто подвергаются разбойным нападениям и грабежам, где ущемляются их права. Далее в докладе говорится о большой работе, проводимой ОППС по раскрытию и предотвращению преступлений против российских граждан, об аналитических и оперативных действиях подразделения, приносящих результат.

Причинами нераскрытия некоторых преступлений оперативные работники полиции г. Суйфэньхэ считают:

· время с 20.00 вечера до 4.00 утра очень неудобное для предотвращения и раскрытия преступлений, «когда российские туристы идут в ресторан, где зачастую проводят время до глубокой ночи»;

· избыточное употребление российскими туристами алкоголя, снижающего тревогу за собственную безопасность, а крайняя степень опьянения приводит к невозможности опознания подозреваемых, что затрудняет раскрытие правонарушений;

· неспособность своевременно сообщить о происшествии ввиду незнания языка и телефонов российских и китайских представителей. Некоторые туристы сообщают о происшествии только на следующий день, когда уже нет ни улик, ни преступников;

· срок пребывания в Китае абсолютного большинства пострадавших от действий преступников крайне мал. После возвращения на родину они в течение нескольких месяцев не появляются в Суйфэньхэ. Поэтому в большинстве случаев имеется только заявление пострадавшего, но нет его самого, что затрудняет сбор улик, опознание подозреваемого и другие следственные действия.

Большое место в докладе ОППС уделено правонарушениям российских граждан, среди которых особо отмечены:

· «пьяные» дела российских туристов. «Прибыв в Китай, некоторые российские граждане злоупотребляют алкогольными напитками и в результате часто не могут найти свою гостиницу, своим видом и поведением нарушают общественную нравственность, нормы которой закреплены в «Положении о соблюдении общественного порядка»;

· случаи кражи у китайских торговцев. Российские «шоп-туристы», пользуясь случаем, похищают вещи у китайских продавцов;

· незаконное пребывание в Китае, незаконная деятельность; «...используя краткосрочную визу, русские женщины въезжают в Китай через г. Суйфэньхэ и затем переезжают в другие города, где занимаются незаконной трудовой деятельностью, продажей секс-услуг и прочими противоправными деяниями».

 

Информационное письмо Комитета по туризму администрации Приморского края, 12.05.2005.

 

Возрастающие требования к уровню и качеству полицейской, защиты могут стать предметом обсуждения на заседаниях местного комитета по туризму, тем более что эта проблема выходит за рамки ответственности как полиции, так и туристских властей.

Некоторые туристские центры пытаются решить проблему безопасности туризма специфическими методами и средствами. Это может быть призыв к отдельным гражданам, заинтересованным в обеспечении безопасности туристского сектора, стать негласными осведомителями, добровольными помощниками полиции. Местные предприниматели, сторожа, консьержи, уличные торговцы, хорошо знающие свой район, в состоянии заранее предупредить полицию о возникающих проблемах. В деловых кварталах в некоторых странах программа подобных мероприятий носит название «Блюстители порядка в штатском». Реализация этой идеи в применении, к «спальным» районам, где сами местные жители стараются предупредить нежелательное развитие событий, воплощена в программе «Соседи на страже порядка». На многих морских курортах гостиницы оповещают друг друга о фактах краж на пляже. Естественно, такие оповещения не исключают необходимость вызова полиции.

Совместная работа туристской администрации и полиции приводит к снижению роста преступности. Широкое освещение полицейских мероприятий в средствах массовой информации достаточно эффективно сдерживает преступную активность отдельных граждан, противопоставляя им объединенные силы местного населения и полиции.

Среди проблем, затрагивающих туристский бизнес, выделяют незаконный оборот наркотических средств. Находясь на отдыхе, туристы часто стремятся испытать новые ощущения, прибегая к нар­котическим средствам. Путешественников следует предупредить о том, что контрабанда, приобретение, продажа или употребление наркотических препаратов влекут за собой уголовную ответственность. Многие туристы не подозревают, что во время пребывания в какой-либо стране к ним применимы местные законы по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, а не законы той стра­ны, гражданами которой они являются.

Информация для туристов о возможных опасностях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, должна быть предоставлена в пунктах въезда в страну, в средствах размещения, особенно в молодежных гостиницах или на базах отдыха, в центрах развлечений, поликлиниках и больницах, а также в местах большого скопления туристов во время фестивалей и других крупных мероприятий.

Организация Объединенных Наций в 1988 г. приняла «Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ», в которой приведен перечень наркотических препаратов и указана степень их опасности. Практически в каждой стране ввоз и вывоз таких веществ определяется решением государственных властей. Так, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 марта 1996 г. № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ».

Бывают случаи, когда туристы вынуждены провозить через государственную границу сильнодействующие лекарственные средства, необходимые им для лечения. Чтобы избежать возможных недоразумений в пунктах въезда, путешественники, употребляющие такие лекарства или пользующиеся шприцами, должны иметь при себе медицинскую справку, подписанную главным врачом, заверенную печатью и подтверждающую право на пользование соответствующими средствами.

 

3. Организация медицинского обслуживания туристов

 

Медицинское обслуживание туристов осуществляют государственные или частные медицинские службы. Информация о работе подобных служб должна быть доступна туристу в офисе турфирмы (путеводители, каталоги, прочая информация от организаторов туристских путешествий). Это позволяет усилить ощущение безопасности у путешественников. Такая же информация должна быть и в пунктах назначения (предприятия размещения, питания, досуга), что позволяет оперативно решать возникающие у туристов проблемы со здоровьем.

Эффективность медицинского обслуживания зависит от оперативной информации о графике работы медицинских учреждений, предоставляемой помощи, ее качестве. Поэтому местные медицинские службы должны быть готовы к сотрудничеству со всеми организациями, оказывающими содействие туристам.

Медицинские проблемы, с которыми сталкиваются туристы, можно минимизировать, если предпринять необходимые профилактические меры. Например, улучшение качества питьевой воды позволяет существенно уменьшить число кишечных инфекционные заболеваний. Эксперты ЮНВТО дают следующие рекомендации по предупреждению возникновения медицинских проблем:

· национальные туристские администрации и турфирмы должны иметь в своем штате специалистов по вопросам охраны здоровья туристов;

· туристы должны иметь доступ к медицинской информацию через официальные туристские Представительства за рубежом, туристские информационные бюро, туроператоров и турагентов, Интернет и другие средства массовых коммуникаций;

· медицинскую информацию для туристов должны готовит в сотрудничестве с национальными органами здравоохранения;

· консультируясь по поводу возможных медицинских проблем турист должен получать информацию о правилах поведения за границей, личной гигиене и санитарии, инфекционных болезнях, а так же о специфических факторах риска, связанных с конкретным пун том назначения;

· сотрудники турфирм должны пройти специальный курс обучения, чтобы квалифицированно консультировать своих клиентов по вопросам профилактической медицины. Для решения сугубо медицинских проблем клиентам необходимо предлагать обращаться к специалистам органов здравоохранения;

· сотрудники турфирм должны иметь адреса, номера телефонов, факсов и реквизиты электронной почты органов здравоохранения, центров вакцинации, клиник, обслуживающих туристов, и врачей, специализирующихся по проблемам туристской медицины. Чтобы быть в курсе последней информации по вопросам защиты, здоровья туристов, турфирмы должны иметь доступ в национальные и международные системы медицинской информации, представляющей интерес для туристского бизнеса;

· там, где это целесообразно, государственные власти и медицинские службы должны рассмотреть вопрос об открытии государственных или частных клиник для оказания специализированной медицинской помощи международным путешественникам.

Во многих туристских центрах накоплен опыт создания специальных информационных систем, содержащих сведения о возможности получения первой помощи и предоставлении медицинских услуг в особо тяжелых случаях. Также широко популярны телефонные «горячие линии» для туристов. Эти линии обслуживаются многоязычным персоналом и в высокий сезон работают круглосуточно. По возможности услуги «горячих линий» предоставляются бесплатно, что значительно облегчает получение необходимой помощи.

Формы предоставления информации туристам могут быть самыми разными. Это и список телефонов в гостиничном номере, по которым можно обращаться в чрезвычайных обстоятельствах, и памятка, вложенная в документы арендованной автомашины, и специальные вставки в путеводителях и атласах.

Весьма показательна организация медицинского обслуживания туристов в г. Убуд на о. Бали (Индонезия). Медицинский персонал знает английский язык, прошел подготовку по оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных обстоятельствах и поэтому может предоставить иностранным туристам широкий спектр услуг — консультации, медицинский осмотр, оказание медицинской помощи по вызову и др.