Понятие государства (признаки, атрибуты, функции).

Государство — цент­ральный институт политической системы. Термин «государство» мож­но понимать в трех значениях.
1. В широком смысле под государством понимается страна, об­щество, народ, т.е. организация большой социальной группы. В этом значении слова говорят, например, о Российском государстве, немец­ком, французском и т.п.


2. Под государством понимают целостность определенных внут-риобщественных связей и их форм, т.е. с точки зрения роли государ­ственного аппарата, его структуры. В данном случае понятию госу­дарства тождественны понятия «правительство», «администрация».


3. В узком смысле под государством понимается организация, об­ладающая верховной властью на определенной территории; система органов и формально-правовых принципов, определяющих их функ­ционирование.


Государство обладает рядом признаков:


Принудительность — отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Гаагской конвенцией (1930) и Всеоб­щей декларацией прав человека (1948) безгосударственность (апат-ридизм) трактуется как аномальное явление, поскольку она ведет к конфликтам и правовой незащищенности личности. Государство располагает специализированными органами принуждения, приме^ няемого в ситуациях, определяемых законами. Государственное при­нуждение первично и приоритетно по отношению к праву использо­вания принуждения и силы другими органами в пределах данного государства.

Суверенность государства означает его верховную власть на оп­ределенной территории. В любом обществе действуют различные властные органы, их множество, например, партийные, производст­венные, мафиозные и др. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Государство всюду остается главным выразите­лем суверенитета общества, народа, этнического, конфессионально­го, профессионального и любого иного состава.

Суверенитет означает высшую и полную законную власть над всем, чем располагает данное общество (землями и водами, недрами и воздушным пространством). Суверенитет означает, что государство обладает неограниченной властью по отношению к субъектам, дейст­вующим в пределах его границ. Другие государства должны уважать этот принцип. Сфера суверенности современных государств ограни­чивается международными экономическими, политическими и воен­ными взаимозависимостями.

Суверенитет — основа независимости каждого общества. На со­временном этапе развития всей цивилизации независимость дости­гается не самоизоляцией и автаркией, а взаимосотрудничеством на основе баланса интересов, а не сил.

Всеобщность. Как важнейший политический институт государ­ство отличается от всех других тем, что является организацией все­го общества, а не какой-то отдельной его части. Государство высту­пает выразителем общих интересов и устремлений всех частей общества (социума), гарантом его единства и безопасности. Госу­дарство включает в сферу своего воздействия всех людей, находя­щихся на его территории, в том числе и иностранных граждан — дипломатических представителей и других лиц. Они не освобожда­ются от подчинения действующим в данном государстве законам.

Исключительные права государства: 1) издание законов и норм, обязательных для всего его населения. Это право признается гражда­нами лишь за государством; 2) исключительное право государства — взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных служащих и финансирования эконо­мической, социальной, оборонной и другой политики.

Атрибуты государства

Территория государства — законы и полномочия государства рас­пространяются на людей, проживающих на конкретной территории. Эта территория определяется границами, разделяющими сферы су­веренности отдельных государств, которые, как правило, подтвер­ждаются на формально-договорной основе всеми граничащими друг с другом государствами. Таким образом, государство строится по территориальному принципу в отличие, к примеру, от родопле-менной организации, основанной на кровнородственных связях.

Население государства — совокупность людей, живущих в пре­делах страны. На него распространяется власть государства.

Государственный аппарат — это система органов, посредством ко­торой государство функционирует и развивается, осуществляя свою власть. При помощи этого аппарата государство реализует свою мо­нополию на легальные (узаконенные) меры — применение силы, физического принуждения.

Государственное принуждение — включает широкий диапазон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения челове­ка. Государственная власть обладает такими полномочиями, как возможность лишить граждан жизни и свободы, т.е. высших ценно­стей. Для принуждения государство имеет специальные средства: оружие и органы (армия, милиция, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура).

Таким образом, государство — инструмент общества для обес­печения его единства и безопасности. Самое его существенное от­личие от всех других организаций — «монополия на установление обязательных для всех и каждого законов и отдачу распоряжений, а также использование насилия против их нарушителей».

Перечисленные характеристики свидетельствуют, что государство — необходимая форма существования и развития обществ современ­ной материальной цивилизации.
2. Формы и типы государственного устройства

Для определения формы государства приме­няют три критерия:

форма правления, или отношения между центральными органами государственного аппарата (например, правительство — парламент, президент — правительство, верховный суд — парламент);

политический режим, или совокупность средств и методов осу­ществления государственной власти (например, авторитарный, де­мократический, фашистский и т.п.);

структура государства, или отношение сфер компетенции меж­ду центральной властью и территориальными органами государст­венной власти (унитарный строй, федеральный, конфедерация).

1. По способу организации высшей власти (форме правления) госу­дарства подразделяются на монархии и республики.

В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает пост по наследству, независимо от из­бирателей или представительных органов власти.

Разновидности монархии:

1) абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие монарха, т.е. главы государства;

2) конституционная — полномочия монарха ограничены кон­ституцией. Различают монархию дуалистическую (Иордания, Ку­вейт, Марокко) — монарх наделен преимущественно исполнитель­ной властью и лишь частично законодательной;

3) парламентская — хотя главой государства считается монарх, он фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными; иногда он имеет право вето на реше­ния парламента, которым практически не пользуется.

Монархия была господствующей формой правления на протяже­нии тысячелетий. В настоящее время монархий осталось немного, почти все они парламентские, и монархи в них царствуют, но не управляют. Правительство в них формируется парламентским боль­шинством и подчинено парламенту, а не монарху. Монархия сохраня­ется в таких европейских государствах, как Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Фактически они мало отличаются от республик.

В республике источник власти — народное большинство, ее выс­шие органы избираются гражданами.

В монархиях раздоры легко прекращаются, потому что государь облада­ет принудительной властью, которая укрощает обе партии. В республи­ках они более длительны, потому что зло поражает обычно ту самую власть, которая могла бы его устранить (Монтескье Ш.Избранные про­изведения. Размышления о причинах величия и падения римлян. М.: Госполитиздат, 1955. С. 60).

Разновидности республик:

1. Парламентская — ее главная отличительная черта — образо­вание правительства на парламентской основе (как правило, парла­ментским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

Функции парламента: формирует и поддерживает правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; ут­верждает (вотирует) государственный бюджет; осуществляет кон­троль над правительством вплоть до выражения вотума недоверия (это ведет к отставке правительства или роспуску парламента). Парламент критически оценивает политику правительства и пред­ставляет альтернативные варианты курса.

Функции правительства: обладает исполнительной властью, ино­гда и законодательной инициативой. Правительство может ходатай ствовать перед президентом о роспуске парламента. Во многих странах членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата, что позволяет привлекать в правительство лидеров правящих партий и влиятельных депутатов парламентского большинства. Благо­даря этому правительство может контролировать парламент и полу­чать массовую партийную поддержку.

При такой организации власти руководитель правительства (пре­мьер-министр, канцлер) — фактически первое лицо в политической иерархии, хотя главой государства официально не является. У прези­дента более скромное место. Его избирает либо парламент, либо со­брание выборщиков, либо народ. У него обычно представительские и церемониальные функции.

2. Президентская — достаточно распространенная форма рес­публиканского правления. Отличительная ее черта — президент одновременно является и главой государства, и главой правительст­ва. Он руководит внутренней и внешней политикой, он — главно­командующий вооруженных сил. Чаще всего при такой форме правления президент избирается прямо народом, но может и колле­гией выборщиков. Примером являются США.

Президент (в США и с одобрения сената) назначает членов ка­бинета министров. Кабинет министров ответствен перед президен­том, а не перед парламентом. При такой организации высшей вла­сти правительство, как правило, отличается стабильностью. Здесь четко разграничена законодательная и исполнительная ветви вла­сти, они имеют значительную самостоятельность. У парламента нет права о вынесении вотума недоверия правительству, а у президента — права распустить парламент. Такое допускается только в случае ан­тиконституционных действий или преступлений со стороны прези­дента, тогда ему может быть выражен импичмент.

Ограничение действий президента возможно с помощью зако­нов и через утверждение бюджета. Президент имеет право отлага­тельного вето на решения парламента.

Президентская республика в Западной Европе не получила рас­пространения.

3. Полупрезидентская (смешанная) — третья основная разновид­ность республики. Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финлян­дия, Франция — полупрезидентские республики. Сильная прези­дентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. При такой форме правления президент как глава государства на заседаниях правительства председательст­вует, а также выступает арбитром между законодателями и правительством. Самая отличительная черта полупрезидентской республики — двойная ответственность правительства — перед президентом и пе­ред парламентом.

Классический образец полупрезидентской республики — Фран­ция, где президент и парламент избираются независимо друг от друга.В этой стране парламент не имеет права сместить президента. Пре­зидент обладает правом распустить парламент, но он обязательно должен назвать дату внеочередных парламентских выборов.

Функции президента: глава государства, верховный главнокоман­дующий, представитель страны в международных отношениях. Ему принадлежит право вето на решения парламента, единоличного вве­дения чрезвычайного положения. Однако в период его действия президент утрачивает право на роспуск парламента.

Глава правительства в такой республике назначается президен­том без согласия парламента, с учетом расклада политических сил.

Правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, он ответствен за работу правительства.

Парламент контролирует правительство через утверждение еже­годного бюджета или вынесение вотума недоверия.

2. По распределению власти между центром и территориальными единицами государства подразделяются на: унитарные, федератив­ные и конфедеративные. Территориальная организация государства характеризуется соотношением целого и частей, центральных и ре­гиональных органов власти.

Унитарное государство — это единая, политически однородная ор­ганизация. Государство объединяет административно-территориальные единицы, которые собственной государственности не имеют. В нем лишь один субъект суверенитета — народ, единая конституция, единое гражданство. Все государственные органы, включая судеб­ные, составляют одну систему. Они действуют на единых правовых нормах. Как правило, унитарные государства сформировывались там, где в стране многонациональное население. Исключение составляет Испания, где имеются инонациональные образования, пользую­щиеся автономией. Права и компетенции автономии определяет центральная власть.

Унитарные государства подразделяются на централизованные (Ве­ликобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные (Фран­ция, Италия, Испания).

Централизованные государства — местным, низовым органам уп­равления может быть предоставлена достаточно широкая самостоя­тельность (самоуправление). Средние уровни управления не обла­дают существенной автономией и ориентированы на выполнение решений центра.

Децентрализованные государства — крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают парламентами, прави­тельствами и административно-управленческими структурами. Эти местные структуры самостоятельно решают вопросы, переданные им центром (особенно по образованию, коммунальному хозяйству, охране общественного порядка и др.). Однако местные органы вла­сти ограничены в области собственного налогообложения, они сильно зависимы от центра в финансовом отношении.

Федеративное государство — субъектами государственного суве­ренитета выступают и крупные территориальные образования (шта­ты, земли, кантоны и т.п.), и весь народ, состоящий из равноправ­ных граждан.

Федерация представляет союз государств, которые являются са­мостоятельными в пределах, распределенных между ними и цен­тром компетенций. Они имеют собственную конституцию, законода­тельные, исполнительные и судебные органы, иногда даже двойное гражданство.

Федеративный принцип устройства государства обеспечивает свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих этническими, историко-экономическими, культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями. В та­ком государстве должны создаваться оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, а также приближение власти и управления к гражданам.

Федерация — государство, где распределение функций между субъектами и центром зафиксировано в конституции. Без согласия субъектов федерации конституция не может быть изменена. Вопро­сы распределяются по компетенции органов — союзных, субъектов федерации, совместных, остаточных, т.е. не зафиксированных в кон­ституции. Права и полномочия союзного руководства и всех субъ­ектов федерации контролирует особый суд, он независимый. Кон­тролирующий орган — двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель и т.п.

Члены федерации не имеют индивидуального суверенитета, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. По конституции союзное государство имеет право вмешательства во внутренние дела членов федерации (чрезвычайное положение, си­туация — стихийные бедствия, массовые беспорядки). Такая форма территориального государственного устройства показала свою жиз­неспособность.

Конфедерация — постоянный союз самостоятельных государств, объединенных для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суве­ренитет. В компетенцию союза передается только ограниченное число вопросов, как правило, по обороне, внешней политике, транспорту и связи. Конфедерации существовали в США (1776— 1787), Швейцарии (до 1848), Германии (1815—1867) и некоторых других странах. Такая форма государственного образования недос­таточно прочна, она эволюционирует в федерацию или распадается.

3. По политическому режиму государства подразделяются на де­мократические, авторитарные и тоталитарные.

Политический режим определяется сочетанием политической культуры, соотношением государства и общества, соотношением властей, соотношением политических сил. Политический режим выражается в своеобразии осуществления государством его функций, в стиле политического руководства.

На современном этапе мирового сообщества политические ре­жимы более разнообразны, чем прежде. Выделяют три основных ти­па политических режимов (критерий — отношение к человеку и об­ществу): демократический, авторитарный и тоталитарный.



3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

Будучи исто­рическим явлением, государство возникает в результате процессов, про­исходящих в структуре человеческих обществ на этапе формирования классов и обусловленной этим необходимости создания организации классового господства. Государственные структуры подвержены из­менениям с учетом развития общества и его потребностей. Это оз­начает, что государственная динамика вторична по отношению к со­циальному развитию.

Теории возникновения и развития государства

Теологическая — возникновение государства объясняется волей сверхприродного существа (бога). Так, немецкий философ Г.В.Ф. Ге­гель (1770—1831) связывал возникновение государства с «шествием Бога в мире». Из божественного установления выводил генезис го­сударства К.П. Победоносцев (1827—1907), политический деятель России, ученый-правовед.

Патриархальная — ее автор — мыслитель XVIII в. Р. Филмер. По его теории государство возникло в процессе механического соедине­ния родов в племена, племен — в большие целостности — вплоть до государственных образований. На всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти, характерной для первичных форм.

Теория общественного договора — сформировалась в XVII—XVIII вв. в условиях развития европейского абсолютизма. Называется О н а так­же контрактной теорией государства. Зародились подобные взгляды в Древней Греции (Эпикур, 341—270 до н.э.). В более поздние вре­мена ее представителями были Г. Гроций (1583—1645), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) и Т. Гоббс (1588—1679). Теория общественного догово­ра исходит из того, что государство — результат своеобразного до­говора, заключенного между суверенным властителем и подданны­ми. Причины заключения такого договора объяснялись различно. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей (человека) к созданию государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и иму­щество. Поэтому люди сами пришли к необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни. Гоббс первым выступил про­тив теории божественного происхождения королевской власти. Свою теорию он изложил в главном своем произведении «Левиафан» (1651).

Английский философ и политический мыслитель Дж. Локк (1632— 1704) на первый план поставил человеческий разум, пришедший к пониманию необходимости создания специального органа — го­сударства, способного лучше обеспечить естественные права людей (такими он считал право на жизнь, свободу и собственность), чем их традиционные, догосударственные формы общежития.

Выдающийся французский философ, моралист и политический мыслитель Ж.-Ж. Руссо признавал необходимыми коллективные фор­мы жизни, потому что в одиночку человек не может противостоять внешним факторам — стихийным бедствиям, нападению врагов, появлению частной собственности. Отсюда — «договор всех со все­ми», провозгласивший народ коллективным сувереном власти. Главный труд Руссо, в котором изложена эта теория, — «Общест­венный договор» ( 1 7 6 2 ) .

Теории общественного договора (контрактные теории государ­ства) в определенной мере отражают исторические факты. Так, в Древнем Новгороде существовала договорная система княжения. Здесь с князем, который приглашался для правления, заключался договор с определением срока его действия. Невыполнение такого договора могло повлечь за собой изгнание князя.

Другим примером создания государства под прямым влиянием теории общественного договора являются США. Однако ученые-политологи считают, что контрактные теории государства преувели­чивают роль разума, договорных начал в его создании. Государство возникло, как показывает политическая антропология, не в результа­те добровольной передачи людьми части своих прав специально соз­данному для их защиты и общественного порядка органу, а в ре­зультате длительного естественно-исторического развития общества.

Теория насилия — получила распространение в XIX в. Наиболее известные представители этого направления — австрийский уче­ныйЛ. Гумплович (1838—1909) и немецкий ученый Ф. Оппенгеймер (1864—1943). По Оппенгеймеру, государство возникает не вследствие внутреннего классового расслоения общества, а в результате внешних завоеваний, т.е. завоеваний одних народов другими, а также полити­ческого насилия, которые ведут к углублению социального нера­венства, образованию классов и эксплуатации. Согласно точке зре­ния Л. Гумпловича, государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Этих же взглядов придерживался немецкий философ Е. Дюринг (1833—1921). Завоевания, безусловно, влияли на образование и развитие го­сударства, но политологи считают, что их абсолютизировать не сле­дует, поскольку действовали и другие факторы.

Марксистская теория государства исходит из того, что государ­ство возникает в результате деления общества на классы; оно вы­ражает интересы господствующего класса. Но марксизм не отрицает и воздействие других факторов (восприятие чуждых образцов с уже наличными в них государственными структурами, внутриэтнические отношения единой государственной общности, наличие угрозы данной общности извне, географические факторы).

Марксизм признает государство основным элементом надстройки, концентрирующим в себе наибольшую совокупность свойств и средств, необходимых для реализации интересов экономически господствую­щих классов. Осуществляя власть этих классов, оно создает и под­держивает правовые, этические, идеологические, научные, эстетические и т.п. системы, назначение которых — обосновывать и оправдывать интересы этих классов. Это означает, что любая динамика государ­ственных институтов, их изменения в ходе эволюции и качественные преобразования объясняются динамикой общественно-экономичес­ких отношений. Поэтому в марксистской теории государства типы государства определяются базисом общества: рабовладельческое, фео­дальное, буржуазное и социалистическое государства (выделяется также и азиатский тип государства).
В марксистской теории государства поставлена проблема отми­рания государства. Однако ни в одном из ныне существующих го­сударственно-образованных обществ предпосылок отмирания госу­дарства не наблюдается.

Естественно-исторические концепции государства рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной ста­дии развития форму общежития. Без такой формы общежития об­щество обречено на деградацию и распад. Такие концепции разра­батываются на современном этапе, хотя подобные идеи высказывал Аристотель (384—322 до н.э.).

Современная теория генезиса государства считает, что государст­во возникает «в результате разложения родоплеменного строя, по­степенного обособления от общества слоя вождей и их прибли­женных и средоточия у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием целого ряда факторов».

Помимо факторов, рассмотренных при характеристике различ­ных теорий происхождения государства, называют также следующие:

1) развитие общественного разделения труда, выделение управлен­ческого труда, в целях повышения его эффективности, в специ­альную отрасль;

2) возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации;

3)демографические факторы, изменения в воспроизводстве са­мого человека.

Рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого образа жизни к оседлому, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами — все это по­вышало, по мнению политологов, потребности общества в регули­ровании взаимосвязей людей данной территории.

Антропологические факторы
Антропологические факторы означают, что государственная фор­ма организации коренится в самой общественной природе человека. Так, Аристотель в своем труде «Политика» писал, что государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития».

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства и его особенности: геогра­фическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли.

Многочисленные исследования государства показывают, что оно возникает и развивается под влиянием целого ряда факторов, среди которых выделить один в качестве определяющего невозможно.

В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией.

Государство как образование существует у ж е на протяжении тыся­челетий (с IV тыс. до н.э.). Оно изменялось вместе с развитием все­го общества.

3. Предпосылки образования государственности у восточных славян.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.
То есть в начале VIII века нашей эры на территории Руси уже были зачатки государственности.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Легенда о призвании варяжских князей Нормандская послужила основанием для создания так называемой нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность нормандской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о нормандском происхождении княжеской династии.
Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Главой государства являлся князь, которого в народе считали наставником божьим на этой земле. Князь собирал налоги с подвластных ему земель и защищал их от набегов других племён, старался увеличить подвластные территории в виде захвата, для получения большей прибыли в форме налогов. Таким образом, первые зачатки государственности проявились в виде отдельных княжеств. В то время были все предпосылки для появления сильного государства на территории восточных славян. Но не было сильного государства по причине постоянных усобиц между правящими князьями. Каждый раз Русь делилась после смерти князя, имевшего несколько детей, на отдельные княжества, в которых правили дети погибшего князя. Каждый из князьков хотел владеть большей территорией и убивал своих братьев для получения их земель.