Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции

В долгосрочном периодев условиях совершенной конкуренции фирма будет получать нулевую прибыль. И в условиях равновесия для нее будит выполняться следующее равенство:

MR = MC = АТС = Р.

 
 

 

 


Рис. 25. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции

Если фирма будет получать высокую прибыль, то это будет сигналом для других фирм для входа в данную отрасль. В связи с тем, что в условиях совершенной конкуренции отсутствуют барьеры входа в отрасль, то в данную отрасль беспрепятственно устремится множество фирм в погони за прибылью, в результате цена снизится. Тогда многие фирмы, которые не смогут покрывать свои текущие издержки будут вынуждены покинуть отрасль, что будет способствовать повышению цены. Таким образом, в долгосрочном периоде установится нулевая прибыль, которая не будет привлекать новых конкурентов.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните роль конкуренции в экономике с позиций различных экономических школ.

2. Дайте формулировку основных характеристик рыночной структуры. Перечислите факторы, определяющие тип рыночной структуры.

3. Чем характеризуется положение фирмы в отрасли? Как определить оптимальный объем производства?

4. Назовите условия и критерий совершенной конкуренции. Что же совершенного в совершенной конкуренции?

5. При каком условии конкурентная фирма достигает краткосрочного равновесия?

6. Каковы условия долгосрочного равновесия фирмы? Что можно сказать о прибыли совершенного конкурента в условиях долгосрочного равновесия?

7. Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями?

8. Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?

9. Опишите кривую предложения конкурентной фирмы.

10. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке СК?

11. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка?

12. Назовите основные условия модели рынка несовершенной конкуренции. В чем заключаются ее основные несовершенства?

13. Что такое концентрация производства? Что измеряет индекс Лернера?

14. Напишите экономическое эссе на тему: «Правило равенства предельных издержек и предельного дохода как универ­сальный рецепт максимизации прибыли».Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Почему правило MR = МС одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции?

· Можно ли с по­мощью правила MR = МС решить проблему расширения сферы бизнеса?

· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?

· Допустим, предприниматель Е.С. Гусев обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = МС принципы выбора оптимального размера средств на проведение рекламы.

· Какие еще сферы применения правила MR = МС вы можете предложить?

· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно не применимо?

Лекции 11 – 12. теория несовершенной конкуренции