Процессы управления ИТ
Основными принципами перспективной модели ИТ-деятельности являются:
- единый контролируемый бюджет ИТ, централизованное управление основными ресурсами, унифицированный механизм принятия решений в области ИТ;
- стандартизованные системы/технические решения для всех бизнес-блоков со схожими функциями;
- проектная направленность ИТ-деятельности;
- концентрация ответственности и необходимых прав в части принятия решений в рамках централизованной ИТ-службы;
- применение лучших мировых практик и стандартов в области построения ИТ-систем и организации процессов управления ими.
В соответствии с перечисленными принципами ключевыми элементами модели ИТ-деятельности являются следующие:
- измеримая услуга,
- проект,
- процесс ИТ-деятельности.
Основой взаимодействия централизованной ИТ-службы с бизнес-блоками организации является модель провайдера услуг, предоставляемые услуги подразделяются на 3 вида:
- поддержка и эксплуатация инфраструктуры автоматизации, информационной безопасности, приложений;
- поддержка бизнес-проектов (реализация ИТ-компонент проекта, рекомендации по выбору тех или иных технологических компонент и решений);
- продвижение инноваций (координация и стратегия развития ИТ, разработка архитектуры, развитие бизнеса с использованием информационных технологий и т.п.).
Потребителями услуг первого и второго вида являются бизнес-блоки организации, потребителями услуг третьего типа является высшее руководство организации.
В рамках деятельности при заказе, создании, приемке, вводе в действие и обслуживании ИТ выделяются следующие процессы:
- формирование инвестиционного портфеля ИТ;
- программно-целевое планирование и бюджетирование работ по ИТ;
- заказ услуг по ИТ;
- организация и управление выполнением заказанных программ работ и проектов;
- приемка результатов программ работ и проектов;
- организация внедрения результатов.
Процесс формирования инвестиционного портфеля ИТ включает в себя:
- формирование программ работ, соответствующих бизнес-целям, отраженным в ИТ-стратегии организации, включая идентификацию цели каждой из программ работ;
- декомпозицию цели каждой из программ работ в цели конкретных проектов;
- формирование портфеля проектов и программ работ.
Процесс программно-целевого планирования и бюджетирования работ по ИТ включает в себя:
- формирование бизнес-планов программ работ и проектов;
- формирование бюджетов программ работ и проектов;
- организацию системы тендеров и выбор Подрядчиков;
- заключение договоров на оказание услуг/выполнение работ с Подрядчиками.
Процесс заказа услуг по ИТ включает в себя:
- сбор и анализ заявок на выполнение работ;
- согласование/отклонение заявки в случае несоответствия общей смете/бюджету проекта;
- формирование и согласование сметы и технического задания;
- передачу заявки на исполнение.
Процесс организации и управления выполнением заказанных программ работ и проектов включает в себя:
- формирование организационной структуры управления программой работ/проектом;
- контроль и анализ хода выполнения программы работ/проекта;
- формирование отчетности о ходе выполнения программы работ/проекта.
Процесс приемки результатов программ работ и проектов включает в себя:
- формирование комиссии по приемке результатов программ работ и проектов;
- приемка результатов;
- формирование сводной отчетности по выполнению программы работ/проекта;
- уточнение параметров на следующий планируемый период.
Процесс организации внедрения результатов включает в себя:
- постановку результатов на учет;
- заключение сервисного соглашения с подрядчиком;
- передачу функциональному заказчику;
- организацию развертывания необходимой ИТ-инфраструктуры у функционального заказчика по месту внедрения;
- организацию проекта внедрения результатов по месту внедрения.
Взаимодействие в области ИТ должно осуществляться в соответствии с принятой в Государственной системе стандартизации последовательности работ и предполагает для каждого направления стандартизации разработку концепции и технических заданий на разработку стандартов, разработку редакций документов и согласование ее со специалистами бизнес-блоков организации и привлекаемыми экспертами в данной области.
Областями стандартизации являются следующие:
- автоматизируемые бизнес-процессы и методы их моделирования;
- автоматизированные системы для объектов автоматизации всех типов (холдинг, предприятие, производство, технологический процесс промышленной автоматизации), а также вспомогательные автоматизированные системы;
- ИТ-услуги;
- процессы управления портфелями ИТ-проектов, программами работ и отдельными проектами;
- процессы управления качеством в области ИТ;
- документооборот в области ИТ.
Соответствие уровней управления ИТ и областей стандартизации устанавливается следующим образом (рис. 5.1):
- Стратегическое управление в области ИТ регламентируется ИТ-стратегией, комплектом нормативных документов (НД) по управлению инвестиционным портфелем ИТ-проектов, комплектом документов по управлению автоматизируемыми бизнес-процессами.
- Оперативное управление в области ИТ регламентируется комплектом НД по управлению программами работ и ИТ-проектами, комплектом документов по управлению качеством в области ИТ и комплектом документов по управлению документооборотом в области ИТ.
- Реализация проектов и оказание услуг регламентируется НД по моделям бизнес-процессов, автоматизированным системам для объектов автоматизации всех типов, ИТ-услугам.
Рис. 5.1.
В качестве стандартов общего назначения в первую очередь необходима разработка следующих документов:
- ИТ. Термины и определения (на базе ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207);
- Порядок использования обозначений элементов ИТ;
- Положение о порядке ввода в действие международных стандартов, национальных стандартов РФ и корпоративных стандартов на предприятии;
- Правила проведения нормоконтроля при разработке и обновлении стандартов предприятия;
- Правила применения стандартов различных уровней (от международных до корпоративных стандартов) на предприятии;
- Правила организации и проведения контроля за соблюдением требований и правил, установленных в стандартах и других нормативных документах предприятия.