Процессы управления ИТ

Основными принципами перспективной модели ИТ-деятельности являются:

  1. единый контролируемый бюджет ИТ, централизованное управление основными ресурсами, унифицированный механизм принятия решений в области ИТ;
  2. стандартизованные системы/технические решения для всех бизнес-блоков со схожими функциями;
  3. проектная направленность ИТ-деятельности;
  4. концентрация ответственности и необходимых прав в части принятия решений в рамках централизованной ИТ-службы;
  5. применение лучших мировых практик и стандартов в области построения ИТ-систем и организации процессов управления ими.

В соответствии с перечисленными принципами ключевыми элементами модели ИТ-деятельности являются следующие:

  1. измеримая услуга,
  2. проект,
  3. процесс ИТ-деятельности.

Основой взаимодействия централизованной ИТ-службы с бизнес-блоками организации является модель провайдера услуг, предоставляемые услуги подразделяются на 3 вида:

  1. поддержка и эксплуатация инфраструктуры автоматизации, информационной безопасности, приложений;
  2. поддержка бизнес-проектов (реализация ИТ-компонент проекта, рекомендации по выбору тех или иных технологических компонент и решений);
  3. продвижение инноваций (координация и стратегия развития ИТ, разработка архитектуры, развитие бизнеса с использованием информационных технологий и т.п.).

Потребителями услуг первого и второго вида являются бизнес-блоки организации, потребителями услуг третьего типа является высшее руководство организации.

В рамках деятельности при заказе, создании, приемке, вводе в действие и обслуживании ИТ выделяются следующие процессы:

  1. формирование инвестиционного портфеля ИТ;
  2. программно-целевое планирование и бюджетирование работ по ИТ;
  3. заказ услуг по ИТ;
  4. организация и управление выполнением заказанных программ работ и проектов;
  5. приемка результатов программ работ и проектов;
  6. организация внедрения результатов.

Процесс формирования инвестиционного портфеля ИТ включает в себя:

  1. формирование программ работ, соответствующих бизнес-целям, отраженным в ИТ-стратегии организации, включая идентификацию цели каждой из программ работ;
  2. декомпозицию цели каждой из программ работ в цели конкретных проектов;
  3. формирование портфеля проектов и программ работ.

Процесс программно-целевого планирования и бюджетирования работ по ИТ включает в себя:

  1. формирование бизнес-планов программ работ и проектов;
  2. формирование бюджетов программ работ и проектов;
  3. организацию системы тендеров и выбор Подрядчиков;
  4. заключение договоров на оказание услуг/выполнение работ с Подрядчиками.

Процесс заказа услуг по ИТ включает в себя:

  1. сбор и анализ заявок на выполнение работ;
  2. согласование/отклонение заявки в случае несоответствия общей смете/бюджету проекта;
  3. формирование и согласование сметы и технического задания;
  4. передачу заявки на исполнение.

Процесс организации и управления выполнением заказанных программ работ и проектов включает в себя:

  1. формирование организационной структуры управления программой работ/проектом;
  2. контроль и анализ хода выполнения программы работ/проекта;
  3. формирование отчетности о ходе выполнения программы работ/проекта.

Процесс приемки результатов программ работ и проектов включает в себя:

  1. формирование комиссии по приемке результатов программ работ и проектов;
  2. приемка результатов;
  3. формирование сводной отчетности по выполнению программы работ/проекта;
  4. уточнение параметров на следующий планируемый период.

Процесс организации внедрения результатов включает в себя:

  1. постановку результатов на учет;
  2. заключение сервисного соглашения с подрядчиком;
  3. передачу функциональному заказчику;
  4. организацию развертывания необходимой ИТ-инфраструктуры у функционального заказчика по месту внедрения;
  5. организацию проекта внедрения результатов по месту внедрения.

Взаимодействие в области ИТ должно осуществляться в соответствии с принятой в Государственной системе стандартизации последовательности работ и предполагает для каждого направления стандартизации разработку концепции и технических заданий на разработку стандартов, разработку редакций документов и согласование ее со специалистами бизнес-блоков организации и привлекаемыми экспертами в данной области.

Областями стандартизации являются следующие:

  1. автоматизируемые бизнес-процессы и методы их моделирования;
  2. автоматизированные системы для объектов автоматизации всех типов (холдинг, предприятие, производство, технологический процесс промышленной автоматизации), а также вспомогательные автоматизированные системы;
  3. ИТ-услуги;
  4. процессы управления портфелями ИТ-проектов, программами работ и отдельными проектами;
  5. процессы управления качеством в области ИТ;
  6. документооборот в области ИТ.

Соответствие уровней управления ИТ и областей стандартизации устанавливается следующим образом (рис. 5.1):

  1. Стратегическое управление в области ИТ регламентируется ИТ-стратегией, комплектом нормативных документов (НД) по управлению инвестиционным портфелем ИТ-проектов, комплектом документов по управлению автоматизируемыми бизнес-процессами.
  2. Оперативное управление в области ИТ регламентируется комплектом НД по управлению программами работ и ИТ-проектами, комплектом документов по управлению качеством в области ИТ и комплектом документов по управлению документооборотом в области ИТ.
  3. Реализация проектов и оказание услуг регламентируется НД по моделям бизнес-процессов, автоматизированным системам для объектов автоматизации всех типов, ИТ-услугам.

 

 

 


Рис. 5.1.

В качестве стандартов общего назначения в первую очередь необходима разработка следующих документов:

  1. ИТ. Термины и определения (на базе ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207);
  2. Порядок использования обозначений элементов ИТ;
  3. Положение о порядке ввода в действие международных стандартов, национальных стандартов РФ и корпоративных стандартов на предприятии;
  4. Правила проведения нормоконтроля при разработке и обновлении стандартов предприятия;
  5. Правила применения стандартов различных уровней (от международных до корпоративных стандартов) на предприятии;
  6. Правила организации и проведения контроля за соблюдением требований и правил, установленных в стандартах и других нормативных документах предприятия.