КАЗАХСТАН В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 1 страница
Питання і завдання для самоперевірки
1. У чому полягає суть геостатистичного моделювання?
2. Дайте загальну характеристику методів просторової інтерполяції.
3. Дайте характеристику методів глобальної інтерполяції і їх можливостей щодо моделювання безперервних поверхонь.
4. Охарактеризуйте локально-детерміновані методи інтерполяції.
5. Що таке “ регіоналізована змінна “ ?
6. Яка роль в методиках локально-стохастичної інтерполяції належить варіограмі?
7. Що таке “кригінг-інтерполяція”, які існують види кригінгу і у чому полягають їх основні переваги і недоліки?
Глава 1 ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СТРОЙ КАЗАХОВ
Прежде чем приступить к анализу хозяйственного строя казахов, коротко напомним географическое расположение Кочевий трех жузов — Младшего, Среднего и Старшего.
Младший жуз занимал территорию от низовья р. Сыр-Дарьи до рек Урала и Тобола. Многочисленные роды, подро-цы и отделения, населявшие территорию Младшего жуза, входили в состав трех поколений — Байулинското, Семиродского Алимулинского. Кроме этих родов, восточную часть Млад-
его жуза населяли некоторые подроды Аргынского рода Чакчак, Айдарки, Крыкмултук и др.). На основании сведений, почерпнутых от султанов-прави-!лей, полковник Бларемберг! определял общее количество аселения Младшего жуза в 40-х годах XIX в. приблизитель-) в 500000 душ обоего пола, а число кибиток до 100000.
Средний жуз занимал территорию Семипалатинской, Акмолинской, части Сыр-Дарьинской и Семиреченской областей. Зсе роды, подроды и отделения, населяющие территорию Среднего жуза, входили в состав семи родовых объединений: \ргын, Наймаи, Керей, Уак, Таракты, Кыпчак и Конграт. Согласно статистическому описанию, составленному в 1833 году подполковником Бутовским2, в Среднем жузе насчитывалось 116500 кибиток, а если считать, что на каждую кибитку приходилось по 4 человека, то число населения было 468 000 человек.
Старший жуз занимал территорию Семиреченской, Аул и . Атинской (ныне Джамбулской), Чимкентской областей и со-стоял из следующих основных родов: Дулат, Жалаир, Албан, Суан, Шапрашты, Исты, Сергалы, Ошакты, Канглы и Чаныш-| кы. По позднейшим сведениям, собранным Ю. Южаковым ', и Старшем жузе число кибиток доходило до 95 000, а количест-1 во населения по Аристову2 — до 550000 душ обоего пола.
Основной отраслью хозяйства казахов было кочевое скотоводство. Они разводили лошадей, верблюдов, баранов, коров и коз.
/Характерной особенностью кочевого скотоводческого хозяйства является его подвижность. Свои кочевки казахи начинали ранней весной с появлением свежей зеленой травы. Сначала они перекочевывали на весенние пастбища (коктеу), где находились до наступления жары, а затем откочевывали на летние пастбища (жайляу), богатые сочными лугами и водопоями. С летних пастбищ казахи переходили на осенние пастбища (куздеу), а в ноябре перекочевывали на зимние стоянки (кстау), где оставались до наступления тепла, обычно до марта, иногда до апреля.
В борьбе за лучшие пастбища между казахскими родами происходила ожесточенная междоусобная борьба.
К началу XIX века между отдельными родами, в основном, установилось распределение кочевых путей, летних пастбищ и зимовок. Нередко зимовья отстояли от летних пастбищ на сотни километров. Два аула Шектинского рода издавна приспособили для зимо'вых стойбищ скота северное побережье Аральского моря, на полуострове «Куланды», а другое зимовое стойбище было расположено в пределах Урда-Кунганской волости, Иргизского уезда. Летовки рода Шекты проходили через Мугоджарские горы, вдоль границы Темир-Уркачевскоп волости, Эмбенского' уезда и дальше до верховьев реки Орь.
Другой пример, свидетельствующий о дальности кочевого пути, приводит титулярный советник Идаров3. Часть аулов Чумекеевского рода зимовала частью на рр. Сыр-Дарье и Ку и:ш-Дарье, а частью в Кзыл-Кумах. Эти аулы со своих зимовок откочевывали, примерно, в апреле, а уж к началу июня подходили к р. Тобол, верховьям рек Кум и Улькуяк. За .'ню они проходили путь от Сыр-Дарьи до рр. Тобол и Уль-куик в общей сложности до 1 500 км. Идаров указывает, что не все казахские аулы доходили до этих летовок. Бедные казахские аулы, не достигнув р. Тобол, останавливались в пути, но берегам Кара-Узяка, в песках Кара-Кума и т. д.
Некоторые исследователи утверждали, что у казахов не было определенных районов кочевок и им приходилось зимовать там, где их застигнет буря. Такое мнение не выдерживает критики.
Правильно указывает Ашмарин, когда пишет: «Каждый казахский род имеет свой определенный кочевой путь. Направление его находится в зависимости не только от почвенных и климатических условий, но и междуродовых отношений. Право киргизского рода на определенный кочевой путь в лучшем случае — результат добровольного междуродового | соглашения, в худшем — междуродовой борьбы в течение целых десятков лет» *.
Если бы у казахских родов отсутствовали определенные районы кочевок и зимовых стойбищ, они вообще не могли бы содержать скот. Дело в том, что летовки и зимовые стойбища ' должны были отвечать определенным требованиям скотоводческого хозяйства. Для летовки выбиралась местность с запасом кормовых трав, обеспеченная пресной водой.
Особые требования предъявлялись к выбору зимовых стойбищ. Зимовое стойбище выбиралось в местности, надежно укрыто'й от снежных заносов и буранов. Зимовье должно было иметь достаточно кормовых трав под тонким снежным покровом. Как известно, у казахов кони и овцы круглый год находились на подножном корму. Зимой скот тебеневал, т. е. добывал себе корм из-под снега. Зимовые стойбища казахи в летнее время тщательно сохраняли от потравы. Старший султан Муса Черманов в записке, специально представленной по требованию сибирских властей, так охарактеризовал зимовые стойбища казахов: ««Рогатый скот в зимнее время пасется в местах луговых, камышах и акселовых и прочих чилу (высокие травы «ад снегом); бараны пасутся в горах, где имеется мох-джусан (маленькая курчавая полынь) и в местах низких и солончаковых; верблюды — при горах, где имеется чий, карачай, кияк, кок, а лошади отгоняются на те места, где летом не была потравлена трава»1.
Пастбищно-кочевая система хозяйства казахов носила экстенсивный характер. Прежде всего, судьба казаха-скотовода" зависел а от природных условий. Масса скота у казахов часто гибла от периодически повторяющегося джута (гололедица). Заготовкой сена на зиму казахи обычно не занимались, что значительно усугубляло их зависимость от климатических условий.
Узурпация общинных земель феодальной знатью и колониальные захваты царизма внесли некоторые изменения в характер скотоводческого хозяйства казахов. Захваты властями важных районов летовок и зимовых стойбищ нарушили маршруты кочевых путей основных казахских родов. В результате аулы различных казахских родов смешивались между собою и кочевали сообща.
О смешении различных родов в поисках пастбищ Оренбургский во'енный губернатор Эссен писал графу Нессельроде: «Род в Киргизской не составляет целого... чему много способствует условие повиновения их своим начальникам»2.
Причиной изменения районов кочевок и смешения разных родов была земельная теснота. Вследствие захвата лучших пастбищ властями и феодальной знатью часть казахских родов, особенно расположенных близ пограничной Линии, переходит к полуоседлому образу жизни. Эти роды начали на зиму заготовлять для своего скота сено. Летом продолжали кочевать на жайляу. Так, казахи Кипчакского и Джагалбайлин-ского родов, в количестве 12000 юрт, после передачи их земли оренбургским казачьим войскам, не имея возможности зимой содержать скот на подножном корму, перешли к сенокошению. Коллежский регистратор Андреев писал о них: «В настоящее время эти киргизы почти все занимаются сенокошением,— весьма многие начинают сеять хлеб,— у некоторых есть и выстроенные дома, видно, что они всячески стараются подражать русским в отношении хозяйства, ясно видя в том свою пользу»1.
О переходе казахов Оренбургского ведомства к сенокоше-иию и к постройке постоянных зимовок также писал попечитель прилинейных казахов Белозеров: «Для зимнего времени производят тут сенокошение и заготовляют кизяк, а в начале осени приходят совсем на зимовые кочевья, где уже неподвижно сидят во все зимнее время до весны и мелкую скотину сохраняют в устроенных корах (скотный двор —Е. Б.) и чырытых в земле ямах, вроде землянок»2.
Переход казахов к сенокошению отмечал и А. К. Гейне, объездивший северные окраины Казахской степи. Он писал: «Киргиз, владелец нескольких юрт, потерял много скота в джуте, оттого прежняя его зимовка, способная для прокорм-I ления большого количества скота, стала неудобной для того количества, которое у него осталось,— и теперь, говорил он нам,— у меня так мало скота, что я в состоянии обеспечить себя от случайностей, накашивая с помощью семейства нужное количество сена»3.
Таким образом, переход казахов к сенокошению придал определенную устойчивость скотоводческому хозяйству, уси-"лив его сопротивляемость неблагоприятным природным усло-"~виям.
К началу XIX в., особенно к 20—30 годам, в связи с переходом казахов к сенокошению и благодаря усилению торговых Р связей казахов с пограничным русским населением, отдельные виды скота стали приобретать особое значение. Основной отраслью животноводства продолжало оставаться овцеводство. Известный исследователь истории среднеазиатской торгов.: .ли А. Н. Тетеревников писал: «Баран в экономическом быту киргиза играет самую важную роль. Скот этот весьма ценится как русскими, так и среднеазиатскими купцами»4.
Особенно заметно стало расти значение крупного рогатого скота. До XIX века казахи Среднего и Младшего жузов мало разводили крупный рогатый скот в силу его неприспособленности к тебеневке. Иное положение складывалось с переходом к сенокошению. Крупный рогатый скот стал цениться не только как источник мясной пищи и средство передвижения, но и как источник молочных продуктов. Казахи стали производить и сбывать на рынке масло. Об этих переменах свидетельствуют народные пословицы. Если раньше меняли скот на корову (сыир), то казахи презрительно говорили: «Малдын жаманы сыир»—(худший вид скота — рогатый скот), то теперь казахи стали говорить: «Сыир бул болды»-(рогатый скот стал ценным товаром).
По мере роста караванной среднеазиатской торговли возрастало и значение верблюдов, как основного транспортного средства. Казахи, кочевавшие близ пограничной Линии, в частности чиклинцы, чумекеевцы, джагалбайлинцы и жаппасцы, поставляли русским купцам верблюдов и сами служили в качестве каравановожатых. Это давало им крупный доход. В одной записке, представленной Оренбургскому военному губернатору, говорится: «За доставление то'варов в Бухару и Хиву в один путь плата на каждого верблюда, смотря по обстоятельствам, доходит от 35—50 до 100 рублей ассигнациями» '.
В XIX веке получило значительное развитие у казахов и земледелие. Им занималась главным образом казахская беднота — жатаки, получившие название егыншн, что в переводе означает «хлебопашец». До XIX века хлебопашеством занимались казахи, лишившиеся своего стада, либо вследствие джута, либо вследствие междоусобной феодальной борьбы—барымты. К 20—30-м годам XIX века к земледелию стала переходить значительная часть казахов, живших как близ пограничной Линии, так и в глубине степи. Это объяснялось, главным образом, наступившим кризисом пастбищно-скотоводческого хозяйства, вызванным той же земельной теснотой. В 20—30 годах XIX века царские власти вместе с казахской знатью захватили лучшие пастбища. Казахи, лишившись своих зимовых стойбищ и летовок, вынуждены были переходить к хлебопашеству. О повсеместном переходе казахов к земледелию свидетельствуют многочисленные факты. Побывавший в Оренбургском крае чиновник Артемьев писал: «Важнейшим после скотоводства промыслом в степи является земледелие, которое заметным образом быстро развивается, увеличения народонаселения и недостатка угодий для скотоводства»1.
Как уже указывалось, земледелием, в первую очередь, за-шгчалась беднейшая часть казахов. Титулярный советник 1!:|,;фов, специально ездивший в Оренбургскую степь для вы-Ч'-меиия причин перехода казахов к земледелию, писал: «Ни-и.1 же без скота, одежды и крова занимаются преимущественно хлебопашеством, и потому-то слово егьтнши, земледелец, означает у киргизов человека презрительного состояния»2.
Горный инженер А. Влангали, в 1849—1853 гг. объездивший ряд областей Казахстана, в своих путевых записках особо отмечал, что «Казахи мало занимаются хлебопашеством, и притом только беднейшие из них. Они нанимаются богатыми казахами, причем все необходимое для сельского хозяйства они получают от своих хозяев»3.
В первой половине XIX века земледелие распространяется па значительную часть казахской территории. В Младшем жу-зе, по данным Сейдалина4, «хлебопашеством занимались жившие в районе рек Тургая казахи Кипчаковского и Аргын-ского родов, состоявшие из отделений: Турайгыр, Каз, Ке-дель, Утеи, Таз, Крыкмултук, Айдарке, Актачки, Тагычи, Бакан. Они производили хлеб в таком количестве, что его хватало не только на снабжение притургайских казахов, но и других районов Казахстана. Из Сибири, от Баганалинского рода за хлебом в Тургай приезжали так называемые акшом-ши, или покупщики хлеба, с которыми у егыншей каждогодно в сентябре месяце происходит самая деятельная мена хлеба на скот, преимущественно на овец, тысячами пригоняемых означенными акшомшами». По поводу распространения хлебопашества среди казахов. Оренбургского ведомства генерал-адъютант Катенин писал Министру иностранных дел: «Стоит только углубиться в степь на несколько десятков верст, и по долинам всех рек, впадающих в Урал, по Эмбе, Иргизу, Тур-гаю, Тоболу и их притокам, по большинству теряющихся в песках степных речках — повсюду встретит глаз более или менее значительные пространства распаханных или засеянных полей»1.
Так обстояло дело в Оренбургском крае.
В Среднем жузе, подведомственном Западно-Сибирскому генерал-губернаторству, к 40 годам значительная часть казахов, главным образом джатаки и байгуши, жившие близ пограничной Линии, также повсеместно начали переходить к земледелию. Согласно данным Г. Шахматова и Броневского, земледелием занимались около 1000 семейств казахов Алтаев-ской, Карпыковской, Бурунаймановской, Терстамгалинской, Кунсаковской, Матаевсшй, Саржумартовской, Кокжармин-ской волостей, подведомственных Кокпектинскому округу. Следующая таблица, составленная на основании данных генерал-майора Броневского2, показывает размеры посевов волостей, занимавшихся земледелием.
Наименование Название Сколько
полости местности гектаров Примечание
засеяно
Бурунаймановская По р. Джанатке 94
» « р. Чиру 14
» « р. Уменке 62
» « р. Уланае 12
» « р. Кара-Узек 58
Кунсаковская « р. Сары-Узек 30
Матаевская « р. Джанни 20
» « р. Кызылке 20
Саржумартовская « р. Урунжайке 15
Кокжарминская « р. Волкочевье
и В-Черновой 52
» По р. Чилимахс
и Каргалы 49
Всего 416
Всего казахами указанных волостей посеяно пшеницы 171 десятина и 15 залогов, ячменя — 53 десятины и 4 залога, овса — 4 десятины и проса—101 десятина и 4 залога. О сравнительном распространении земледелия в других округах Среднего жуза Идаров писал: «По степени развития хлебопашества, можно перечислить округа в следующем порядке: Кокчетавский, Кокпектинский, Аягузский, Каркаралин-ский, Акмолинский, Баян-Аульский»1.
В рассматриваемый период значительно увеличивается число занимающихся хлебопашеством в. районе Сыр-Дарьи. В своем донесении председателю Оренбургской Пограничной Комиссии Ладыженскому толмач Субханкулов2 указывал, что хлебопашеством в Сыр-Дарье занималось около 500 семейств, I которые засевали до 3 тыс. десятин, начиная от урочища Кара-Тюбе до Сыр-Дарьи, и с каждой десятины получали 100 пудов пшеницы или проса.
Хлебопашеством занимались также казахи Старшего жуза, жившие в Семиречье, около озера Балхаш и реки Или.
Земледелие в Старшем жузе существовало издавна. Оно развивалось под влиянием культурных земледельческих районов Средней Азии. Об этом генерал-майор Броневский писал: «Большой Орды киргизы, кочующие на урочище Семи рек, \ около озера Балхаш, при р. Или, и дикокаменные киргизы с прилежанием занимаются земледелием, у них родится просо, пшеница и ячмень. Соседство с трудолюбивым Ташкентом пробудило в них сей промысел»3.
Все это красноречиво говорит о распространении земледе^ лия в значительной части Казахской степи. К 30-м годам XIX в. земледелием стала заниматься кроме бедноты и более имущая часть казахов.
В отдельных местах казахи собирали значительный урожай. По данным Артемьева4, занимавшиеся хлебопашеством 6 700 семейств Оренбургского ведомства ежегодно собирали в среднем 530 000 пудов хлеба.
В Младшем и Среднем жузах земледелие в значительной мере развивалось под влиянием русских поселений. Часто общаясь с русскими и знакомясь с их хозяйством, бытом, казахи быстро перенимали их методы хозяйства. Если переходу к земледелию способствовала земельная теснота, то' быстрому освоению земледелия во многом помогли русские крестьяне. Казахи сеяли хлеб, главным образом, по берегам рек и озер. . Это объяснялось тем, что за исключением западных районов в Казахстане земледелие могло существовать лишь при искусственном орошении. Из сохранившихся описаний земледелия казахов видно, что они всюду занимались искусственным поливом своих пашен, достигнув в этом большого искусства. Для характеристики способа полива пашен приведем выдержку из описания ирригационной системы казахов Нешелем1, который в 1847 году сопровождал к Аральскому морю губернатора Обручева. По его рассказам, казахи разделили поверхность своего участка на квадраты разных величин, самые большие из этих квадратов имели 8 футов в одну сторону. Через все эти квадраты была проведена система канавок, которые с одной стороны сообщались с рекою или озером, а с другой — с самым отдаленным или возвышенным квадратом. Если почва возвышалась от реки в сторону суши, тогда канавы пересекались поперечными насыпями для того, чтобы поднимаемая с большими затратами труда вода не стекла обратно. Из водного бассейна черпали воду и наливали ее сначала в самые возвышенные квадраты; это продолжалось до совершенного их наполнения. Тогда прорывали земляные валы между верхними и ближайшими к ним квадратами и пропускали в них воду. О применении казахами искусственного орошения для своих пашен писал также генерал-майор Бронев-ский: «За крепостью Бухтарминскою, при подошве гор На-рымских, я видел довольно значительные пашни, искусно наполненные водою, проводимою канавами из горных ключей, и хотя грунт земли каменистый, но посредством влаги, водою сообщаемой, изрядно родится просом2.
Об искусственном орошении свидетельствуют не только многочисленные остатки оросительных систем, но и сохранившаяся народная песня, в которой поется о выгодности полива с помощью «шыгыр». Шыгыр (или «чигирь») — это водочерпальное колесо, которое приводилесь в движение с помощью животных
.
Шыгырдьщ туп атасы эл! шынар, Шынарга, сыйынбасад шырар сынар Шынарра эл! менен кеп сыйынсац Кашанда егш бтп, кенлл тынар
Применялись и более примитивные способы полива с по-.лотцыо кол-каугы, т. е. ведерка, привязанного к длинному шесту, или с помощью лотка — так называемого атпа, привязанного к одному концу шеста. При раскачивании шеста вода вычерпывалась из колодца, а затем отводилась по арыкам. Подробно описывая технику искусственного полива у казахов Караул-Ясыкской волости в районе р. Букон, Влангали отмечал, что казахи собирают — «великолепные урожаи, именно ' благодаря искусственному орошению»2.
Хотя казахи в искусственном орошении достигли некоторого совершенства, однако, в целом земледелие носило примитивный характер. Техника обработки почвы была крайне низка. Большинство казахов обрабатывало землю деревянным 'омачом и железным кетменем. Так, Г. Шахматов указывает, что казахи пашут землю «деревянною сохою без сошников,
§
аподобие русской; другие железными лопатами»3. Только езначительная часть казахов, живших близ русских поселений, покупала железные плуги и е их помощью обрабатывала землю. По поводу этого Мухаммед Галий Тяукин писал: «Кочующие при Линии и занимающиеся хлебопашеством (казахи— Е. Б.) вспахивают землю обыкновенным русским сабаном или плугом»4.
Несмотря на переход части казахов к применению железного плуга, все же основная часть казахского населения по-прежнему обрабатывала землю деревянным омачом. Еще в 50-х годах приезжавшие в С.-Петербург казахи жаловались, что у них земледельческие орудия очень примитивны и просили им помочь в усовершенствовании сельскохозяйственных сельскохозяйственных орудий. Вот что они писали: «Мы, естественно, во многих местах покидаем скотоводство и переходим на пашни. Покажите нам ваше земледелие, познакомьте нас с вашими улучшенными орудиями, мы понимаем всю недостаточность наших грубых сабана и кетменя»5.
Итак, к середине XIX века земледелие стало вторым после скотоводства видом занятия. Теперь земледелием занимались не только джатаки и егынши, но и зажиточные казахи.] В Младшем и Среднем жузе земледелие выделилось в особую отрасль хозяйства, хотя количество занимающихся хлебопашеством, по сравнению с числом населения этих жузов, было еще невелико, но, несмотря на это, хлебопашество твердо вошло в казахский быт.
Казахи, жившие по берегам Сыр-Дарьи и рр. Тургай и Ир-гиз, занимались бахчевым хозяйством, огородничеством. По рассказам Сейдалина, семена кукурузы, арбузов, дынь, лука, моркови и тыквы впервые были привезены в Тургай в 1800 году казахом Сеиткулом. За исключением урюка и винограда, все семена дали хорошие всходы. Сыр-дарьинские казахи разводили только дыни, арбузы и тыквы. Казахи рыли землю кетменем, делали гряды, а затем сажали семена бахчевых культур. Из дыни приготовляли сладости. Об этом интересные сведения сообщает оренбургский купец Д. У. Белов, долго1 живший среди сыр-дарьинских казахов. Он писал: «На зиму запасали дыни, вяля на солнце, изрезывая ломтями, когда провялятся — плетут вроде веревок в аршин и аршина 2 длины, потом складывают в мешки, и это лежит весьма долго, не портится» '. Такой способ приготовления дыни сохранился среди сыр-дарьинских казахов (ныне Кзыл-Ординская область) до наших дней.
Казахи издавна занимались также звероловством, причем особенно доходной была охота на лисиц и корсаков.
Пушнина шла не только на собственные нужды, но и в значительной мере поступала в продажу. В ассортименте сбываемых русским купцам товаров значились меха волков, лисиц, корсаков и др.
Из других промыслов казахов надо отметить рыболовство. Им занималась беднейшая часть казахов — жатаки и егынши. Казахи ловили рыбу специальной сеткой (по-казахски «ау»). В больших реках, например, в Сыр-Дарье, казахи рыбачили с помощью черпалок, называемых «сузгуш». Рыба употреблялась казахами для собственных потребностей и на рынке не продавалась.
В хозяйстве казахов значительное место занимали различные ремесла, было развито кожевенное производство и изготовление пороха, красок, резьба по дереву и кости, обработка
Иеталла и шерсти.
Кочевой образ жизни казахов рано выделил специальных мастеров по изготовлению кибиточных решеток и остовов юр-п,1. Такие мастера — керегеши — жили при аулах крупных феодалов. Особое место занимало кузнечное дело. Казахи [ умели плавить медь. Из привозного железа делали самые разнообразные предметы домашнего обихода и некоторые ору-1дия производства — косы, серпы, наконечники сох. Из серебра выделывали ювелирные изделия. Изготовлялись все виды холодного оружия и ружья. Казахские женщины искусно изготовляли кошмы, ковры, вышивки, тесьму, а также всевозможные изделия домашнего обихода — войлочные шапки, шубы, армячину, обувь и т. д. Словом, значительная часть предметов широкого потребления изготовлялась самими казахами. [ В первой половине XIX в., по сравнению с XVIII веком, в ас-I сортименте ремесленных изделий особых изменений не произошло, производились те же предметы, что и раньше. Все эти изделия шли, главным образом, на удовлетворение потребностей самих казахов.
Отдельные виды ремесла достигали значительного совершенства. Известный востоковед В. В. Григорьев, в то время служивший председателем Оренбургской Пограничной Комиссии, писал: «Рем.есла: кожевенное, скорняжное, кузнечное, токарное и другие находятся у кочевников на той же, еще высшей степени, на какой видим их обыкновенно в оседлом сельском населении» '.
Словцов, посетивший сельскохозяйственную выставку, организованную в Кокчетавском округе:, дал -высокую оценку кузнечному производству казахов. Он писал: «Особенно отделкой и красотою отличались предметы кузнечной работы с накладным серебром. Топоры, уздечки, седельные наборы, ножи, стремена — качество этих вещей нисколько не уступает лучшим предметам производства этого рода у нас в России»2. В первой половине XIX в. целый ряд ремесленных изделий сбывался казахами на внутреннем казахском рынке. В отчете Оренбургской Пограничной Комиссии за 1847 год сказано: «Киргизы сами торговали в степи своими произведениями,, как то: седлами, войлоками, тканями из верблюжьей шерсти(армячина), тесьмами, арканами, решетками для кибиток, железными и серебряными изделиями»1.
Колмагоров2, много раз бывавший в Казахстане, также сообщает о существовании в степи ремесленников.
«Если в XVIII в. ремесло у казахов существовало как домашнее производство, то к середине XIX в. происходят сдвиги в сторону отделения некоторых ремесел от сельского хозяйства и специализация ремесла по отдельным районам. Выделяются специальные мастера по плотничному, столярному и кузнечному делу, которым занималась только беднейшая часть казахов»3.
А. К. Гейне, в 60-х годах XIX в. побывавший в казахской степи, рассказывает о специализации отдельных районов Казахстана по изготовлению ремесленных изделий. По словам Гейнса, «лучшие деревянные вещи делаются в Карджасовской и Айдабульской волостях»4.
Казахи Оренбургского ведомства, кочевавшие по рекам Тургай и Тобол, «изготовляли в достаточном количестве деревянные изделия»5, которые поступали в обмен.
Но все же ремесленные изделия в основном шли на удовлетворение домашних потребностей хозяйств, в которых они производились. Ремесло, по преимуществу, носило еще характер домашнего производства, и предметы промышленного труда лишь частично поступали в обмен между казахскими родами. Полностью удовлетворить растущие потребности казахов в предметах широкого потребления (хорошие ткани, металлическая посуда и другие предметы дмашнего обихода) собственное производство не могло.
Растущая потребность в промышленных изделиях, в первую очередь в предметах широкого потребления, вовлекли казахов в товарный обмен с соседними государствами. В первой половине XIX в. получила широко'е развитие меновая торговля казахов с Россией.
Главными пунктами торговли с Казахстаном были Оренбург, Троицк, крепости Петропавловская, Пресногорьковская, Омская, Семипалатинская и Уральск. По данным Левшина, еще в 20-х годах XIX в. только у одних сибирских казахов русскими купцами ежегодно скупалось до 3 миллионов баранов,, до 150 тысяч лошадей и до 100 тыс. быков, на сумму до 8 миллионов рублей серебром. Наряду с этим скупались еще тысячи верблюдов, тысячи тонн кожи, овчины, мерлушки, кошмы, ковры и другие товары.
Торговля России с казахами производилась с помощью татарских купцов или приказчиков в силу знания ими казахского языка.
Если русские купцы скупали у казахов скот и животноводческое сырье, то казахи покупали сукно, холст, выделанные кожи, бязь, китайку, железо, чай, сахар, табак, деревянную посуду, лекарства для лечения скота: скипидар, нефть, нашатырь1.
По данным Небольсина, оборот русской торговли с Казахстаном во второй четверти XIX века за десятилетие—в 1827-— 1837 гг. выражался в сумме 10,53 млн. рублей. В 1840— 1850 гг. эта сумма возросла в полтора раза, достигнув 15,73
млн. рублей.
В торговле России с казахской степью ввоз преобладал над вывозом. Об этом свидетельствуют данные о меновой торговле по Оренбургской губернии:2
Привоз товаров
— 647868 р. 44 к.
— 749769 р. 60 к.
Вывоз товаров
— 469694 р. 44 к.
—490299р. 64 к.
В первой половине XIX в. возросло транзитное значение-Казахстана для среднеазиатской торговли царской России. Из Оренбурга, Троицка, Петропавловска и Семипалатинска через Казахскую степь шла караванная торговля Ро'ссии со среднеазиатскими ханствами. Только лишь через территорию северных областей Казахстана проходило 5 караванных нутей по следующим маршрутам:
Из города Петропавловска в Ташкент, Коканд и Бухару.
Караван проходил через Акмолинский приказ, урочище
Улу-Тау, затем пересекал р. Чу и далее через Сузак, Тур
кестан шел в Ташкент.
Из Петропавловска в Кульджу — через Баян-Аул, Карка-
ралы, Аягуз, Копал.
Из Семипалатинска в Кульджу и Кашгарию, через Аягуз-
ский внешний округ, Копал.
Из Семипалатинска в Чугучак — через Аягузский и Кок-
пектинский приказы, а затем по южным склонам Тарбага-
тайского хребта.