Технологические характеристики скреперов
№ пп | Вид скрепера | Объем ковша, м3 | Тип тягача | Мощность тягача, кВт/л.с. | Средняя скорость, км/ч | Эффективная дальность возки, м | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Прицеп-ные | 3-8 | Гусеничный трактор | 58/75-120/170 | 5-9 | 100-600 | Эффективны на слабых грунтах | |
Навесные | 4,5-6 | Колесный трактор | 120/150 | 9-12 | 100-700 | ||
Самоход-ные | 8-16 | Седельный колесный тягач | 265/330 | 15-25 | 500-2000 | При работе по схеме «двойная петля» до 5000 |
Рис. 2.37. Схема разработки выемки с перемещением и укладкой грунта в насыпь послойно
В зависимости от вида земляного сооружения, рода грунта и принятой техники принимают одну из схем организации движения скрепера: эллипс, восьмерка, поперечно-челночная, продольно-челночная, зигзагообразная, двойная петля (рис. 2.38).
Схема эллипс (рис. 2.38, а) применяется при планировке небольших площадок и отсыпке небольших насыпей высотой до 1,0-1,5 м при дальности возки до 100 м. За один цикл скрепер производит один раз набор грунта, одну разгрузку и два поворота на 180о. Односторонний износ ходовой части техники предупреждают периодической сменой направления движения.
Схема восьмерки (рис. 2.38, б) эффективна при устройстве линейно-протяженных сооружений – насыпей дорог, дамб, плотин высотой до 4,0-6,0 м и т.п. Работа по этой схеме более производительна, так как за один цикл выполняется дважды набор и разгрузка грунта. Движение с правыми и левыми поворотами обусловливает равномерный износ ходовой части.
Работа скрепера по спирали (рис. 2.38, в) производится при устройстве насыпей небольшой высоты до 2,0-2,5 м из двустороннего резерва небольшой ширины. Здесь за один цикл скрепер дважды набирает грунт и дважды его отсыпает. Однако все повороты в этом случае выполняются в одну сторону, что приводит к одностороннему износу ходовой части.
Поперечно-челночная (рис. 2.38, д) схема движения скрепера используется при устройстве небольших насыпей и мелких котлованов глубиной до 1,5-2,0 м с пологими откосами. Путь движения как груженого, так и порожнего скрепера получается минимальным. Разворот скрепера производится на угол 180о с минимальным радиусом.
Зигзагообразная схема (рис. 2.38, е) работы скрепера применяется при устройстве насыпей большой протяженности высотой 2,5-6,0 м. Грунт из боковых резервов отсыпается в насыпь. Скреперы, двигаясь зигзагообразно вдоль насыпи, друг за другом (со смещением зигзага) попеременно то спускаются в резерв (выемку), то поднимаются на насыпь для разгрузки. Паритет левых и правых поворотов обеспечивает равномерный износ ходовой части.
Схема двойная петля (рис. 2.38, г) эффективна при больших объемах земсооружений – котлованов, насыпей в случае, когда расстояние транспортировки грунта велико (более 500 м). В этом случае устраиваются технологические дороги – грунтовые, щебеночные, колейные или сплошные из дорожных плит. Это позволяет самоходному скреперу развивать скорость до 35 км/час в груженом и до 50 км/ч в порожнем состоянии против 1-12 км/ч по грунту без дороги. Общая производительность землеройной техники возрастает на 15-40 %.
В зависимости от рода грунта, параметров скрепера используется различный режим зарезания грунтовой стружки (рис. 2.39). Зарезание и отсыпка грунта выполняется на прямых участках хода скрепера, желательно против ветра, пути транспортирования грунта организуются поперек направления ветра. Точность работы скрепера (величина недоработки) составляет 10-20 см.
Рис. 2.39. Способы срезания стружки:
а – постоянной толщины; б – с постепенным подъемом ковша;
в – гребенчатый; г – клевковый
Для повышения производительности необходимо:
- предусмотреть набор грунта и его транспорт при движении скрепера «под уклон», что повышает производительность на 5-10 %;
- использовать при возможности схему «двойная петля» с устройством технологических землевозных дорог для скреперов;
- на стадии набора (зарезания) грунта добавляется трактор-толкач, практически удваивая тяговую мощность (рис. 2.40). Это сокращает время набора грунта, а также позволяет наполнять ковш с «шапкой». Действие толкача циклическое, один трактор обслуживает 2-4 скрепера. Производительность скрепера возрастает на 10-25 %;
Рис. 2.40. Набор грунта скрепером при помощи трактора-толкача
- придание грунту до разработки оптимальной влажности, при которой грунт во время зарезания не рассыпается (увеличиваясь в объеме), а заходит в ковш целыми кусками (комьями), обеспечивая большую фактическую загрузку ковша скрепера. Этим достигается повышение производительности на 15-25 %.
Оптимальная влажность грунта обеспечивается заранее, на стадии «подготовки грунта к разработке». Увлажнение осуществляется замачиванием водой (залив или распыление) заданной площадки под контролем строительной лаборатории (рис. 2. ). Оптимальная влажность разрабатываемого грунта обеспечивает 100% наполнения ковша песчаным грунтом. Сухой песок высыпается при загрузке и наполнение ковша составляет 50-70%. Глинистые грунты оптимальной влажности при зарезании мало разрыхляются, повышая эффективность использования объема ковша. В этом случае скрепер везет 10,0 м3 плотного грунта, что соответствует 13,0 м3 разрыхленного (Кр = 1,3). Технически такое количество разрыхленного грунта в ковш не войдет даже с «шапкой». В ряде случаев переувлажненные глинистые грунты сушат, так как из-за их налипания на ковш значительно уменьшается его полезный объем. Для этого выполняется послойная вспашка грунта на глубине до 400-600 мм и выдержка в течение 1-5 суток под наблюдением лаборатории (нельзя пересушивать). Процессы увлажнения и сушки выполняются по участкам (картам) с попеременной их разработкой.
Применение большегрузных (15, 18, 25 м3) самоходных скреперов и скреперов с принудительным наполнением и опорожнением ковша (рис. 2.41) повышает общую производительность скрепера на 10-30 %.
Стоимость разработки 1 м3 грунта скрепером самая низкая из всех видов технологий группы «механическое резание». Поэтому в настоящее время эта технология используется не только при строительстве крупных промышленных объектов, но эффективно применяется в городском строительстве: при возведении жилых микрорайонов, строительстве стадионов, подземных автостоянок и т.п.
Рис. 2.41. Схема скрепера с принудительной загрузкой и выгрузкой грунта (с подвижной заслонкой):
а – в процессе набора; б – в процессе выгрузки