КНИГИ МАККАВЕЙСКИЕ

В греческой, славянской и русской Библии имеются три Маккавейские книги – 1-я, 2-я и 3-я. Содержание 3-й книги Маккавейской не имеет ничего общего ни с эпохой, ни с лицами времен Маккавеев. Третьей Маккавейской она называется условно. В католической Библии она является апокрифической. Название, книги происходит от имени семейства Маккавеев, или Асмонеев (Хасмонеев), подвиги которых описываются в 1-й и 2-й книгах. Отец этого семейства, Маттафия, имел пятерых сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первым прославился подвигами в неравной борьбе против ига Селевкидов, за что получил прозвание Маккавея, что, переводится как «молот». Это название перешло как ко всем его братьям, так и ко всей династии, которая продолжалась почти до времен пришествия Христа Спасителя. Позднее Маккавеями стали называть иудеев, которые подвергались гонениям, как члены древней иудейской церкви. В частности, Маккавеями называют семь братьев-мучеников (2 Мак. 7) и других, которые прославились в Церкви древних времен. В кодексах древнего перевода греческих толковников содержится неодинаковое число книг, называемых Маккавейскими. Александрийский кодекс IV в. дает 4 книги, Синайский кодекс (IV в.) – только 1 книгу, а в Ватиканском их вообще нет. Все Книги Маккавейские являются неканоническими – в еврейской Библии их нет. В греческой Библии книги Маккавейские помещаются в разделе исторических книг и после книг Товита и Иудифи. В славянской и русской Библии, так же как и в Вульгате, они занимают предпоследнее место среди ветхозаветных книг.

Книги Маккавейские повествуют о периоде сирийского владычества над Иудеей. Писателем первой книги можно считать Иоанна Гиркана, сына Симеона Маккавея или одного из его единоплеменников. Время происхождения этих книг – примерно сто лет до Р.Х. Первоначальный язык первой книги – сиро-халдейский.

Писатель второй книги в точности тоже неизвестен. Первой книги он не видал, хотя излагаемые события – почти одновременные, т.е. 1 и 2 книги параллельные, они пересекаются и дополняют одна другую. Первоначальный язык второй книги – греческий. Писатель ее – скорее всего иудей-эллинист, жил в начале или середине первого столетия до Р.Х., т.к. рассказывает о событиях довольно отдаленных.

Третья книга Маккавейская повествует о гонениях иудеев в Египте, начиная от царя Птолемея IV Филопатра, которые случились за 50 лет до Иуды Маккавея. Если говорить о хронологии, то эта книга должна быть первой. Третью книгу древние латинские издания Библии приписывают первосвященнику Симеону II, который жил в период времени 233-177 гг. до Р.Х. Но это предположение основывается только на современных Симеону описываемых событиях. Автор точно неизвестен.

Цель написания книг Маккавейских – продолжить историю дивного промысла Божьего о народе еврейском после персидского владения и показать израильтянам образцы веры и преданности. Общий вывод об этих книгах прежде всего тот, что книги Маккавейские представляют нам несомненную ценность для изучения истории того времени. Это великолепная хронология, говорящая о том, что и как происходило. Важно так же, что автор в этой книге много цитирует официальных документов, которые больше нигде не сохранились. К более десяти документам можно отнестись с полным доверием. Книга изобилует описанием точности событий, местности, всех естественных мест, которые подтверждаются и раскопками и наличием тех городов. Хронология ведется по греческому летоисчислению. Исходная точка – 312 год до Р.Х. Но события, которые связываются с храмом, с иудейской историей датируются по иудео-вавилонскому календарю. Исходная точка – нисан (апрель) 311 год. Есть многочисленные сведения о других народах, которые больше нигде не встречаются, кроме этой книги. Важно то, что упоминается об Александре Македонском, о делении монархии, т.е. то, что определяется реальностью. В книге почти не упоминаются имена Божьи, что, однако не умаляет ее религиозного характера и можно объяснить тем, что в духе книжников своего времени, в употребление термина «небо» подразумевалось имя Божье. По мнению отцов и учителей церкви, 1 книга Маккавейская проникнута духом истинного благочестия. В ней очень много поучительного, того, чтобы нам понять, что нужно для исполнения закона, о том, как нужно защищать свою веру, свою независимость.

Сам автор 2 Маккавейской книгипризнает в этой книге в 15 главе в 39 ст., что он мешает вино с водой. Это выражение, по мнению митр. Филарета Дроздова, означает произвольное обращение с книгами Иасона Кириянина, т.е. он брал кусочек отсюда, кусочек оттуда, чтобы хорошо читалось. Может быть, это преувеличено. Если критически исследовать труды свт. Димитрия Ростовского, знаменитого житийного автора, то он жития мучеников описывал по-своему. В очень многих житиях он развивает диалоги мученика и мучителя, затем подробно описывает мучения, как будто он был там и видел это. Это не осуждение свт. Димитрия, а дань эпохе, которую он описывал. Многие благочестивые люди читали и будут читать написанные им Жития. Но нужно знать, что это писал человек, который отстоял на тысячу лет от тех событий, которые описывает. Он не мог быть свидетелем, Господь Святым Духом открывал ему это, но, тем не менее, все эти подробности – это чисто литературный прием.

На этой книге основана молитва за умерших, за воинов. Если мы не верим в будущую жизнь, то души умерших не могут молиться за живых. Также в ней представлены примеры различных молитвословий умерших за живых и живых за умерших и выявляется значение мученических подвигов. Там содержатся примеры непоколебимой веры и надежда на Бога, так же наказания беззаконников таких, как Антиох Епифан, Менелай, Никанор.