Книга пророка Варуха

Сведения о личности пророка Варуха.Пророк Варух, согласно надписанию книги, был сыном Нирия, причем в надписании указаны его предки до пятого колена, что означает знатность его происхождения (1:1). Действительно, брат Варуха Сераия был при царе Седекии главным постельником и участвовал в посольстве этого царя в Вавилон к Навуходоносору (Иер. 51:59).

Варух был учеником и помощником пророка Иеремии. В 4-й год Иоакима он со слов Иеремии написал свиток его пророчеств и прочитал в храме народу. Когда этот свиток был сожжен царем Иоакимом, Варух с Иеремией написали новый экземпляр (Иер. 36:1‑32). Вместе со своим учителем Варух терпел преследования и гонения от современников и жаловался на свою судьбу (Иер. 36:19-26; 43:3; 45:2-3). После разрушения Иерусалима Варух, по хадатайству Иеремии, тоже получил свободу. По убиении наместника Годолии, Варух с Иеремией переселился в Египет (Иер. 43:6-7), где оставался до смерти своего учителя. Согласно одному преданию, по смерти Иеремии Варух путешествовал в Вавилон, где и умер в 12-й год по разрушении Иерусалима. По другому преданию, он, возвратившись из Вавилона, умер в Египте. Память пророка Варуха совершается 28-го сентября.

План, содержание и общий смысл книги Варуха.Книга пророка Варуха имеет 5 глав и состоит: из надписания (1:1-2), пролога (1:3-14) и четырех частей (1:15-3,8; 3:9-4,8; 4:9-29; 4:30-5,9). В прологе (1:3-14) рассказывается о прочтении книги Варуха пред плененным царем Иехонией и другими вавилонскими пленниками: о посте, плане, сборе жертв и отправке их вместе с книгой и сосудами в Иерусалим первосвященнику Иоакиму и всем оставшимся там евреям с просьбой принести жертву за Навуходоносора, а книгу прочитать народу.

За прологом следуют четыре резко отделяющиеся друг от друга части: Часть 1-я (1:15-3,8) — молитва о раскаянии народа и помиловании его. Часть 2-я (3:9-4:8) — восхваление Премудрости, отождествляемой с Законом. Большую часть этого отдела занимает гимн Премудрости, которая выше всякого человеческого исследования. Ни богатые и сильные мира, ни народы Востока, которые считаются самыми мудрыми, не познали Ее; это не удалось и великим гениям прошлого, и поэтому все они погибли. Бессмысленно подниматься на небо, чтобы найти Ее, или пересекать моря, чтобы купить Ее за деньги: лишь Тот, Кто создал мир и правит им, знает Ее, и Он дал Ее своему рабу Иакову. Эта Премудрость стала очевидной для людей. Она — божественный и вечный Закон, который управляет жизнью. Часть 3-я (4:9-29) — содержит призыв пленников к покаянию и молитву о помиловании. Часть 4-я (4:30-5:9) — утешительные обетования. Эти части книги, таким образом принадлежат к трем литературным жанрам: покаянному псалму, песне о мудрости и пророческому изречению.

У отцов Церкви изречения из этой книги приводятся под именем Иеремии; в 60 правиле Лаодикийского собора и в списках священных книг святителей Афанасия Великого и Кирилла Иерусалимского книга Варуха соединяется с книгой пророка Иеремии; поэтому с древних времен в храмах паремия из книги Варуха (3:36-38; 4:1-4) под праздник Рождества Христова читается под именем пророчества Иеремии. Это значит, что книга Варуха, имеющая сходство с книгой Иеремии по мыслям и даже выражениям, рассматривалась отцами как дополнение к книге пророка Иеремии, содержащее в себе свидетельства об исполнении его пророчеств.

Особенно важным местом книги Варуха, которое входит в паремию, является текст: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним... После тогоОн явился на земле и обращался между людьми» (3:36-38). В церковной интерпретации этот текст рассматривается как пророчество о Боговоплощении.

Неканоничность, оригинальный язык и время происхождения книги. Книга первоначально написана на еврейском языке, но она не была принята в еврейский канон и считается у нас неканонической книгой. Еврейский подлинник ее давно утерян, и до нашего времени она сохранилась только на греческом языке и в переводах, сделанных с греческой Библии.

Архимандрит Антонин, автор диссертации о книге Варуха, в начале ХХ века защищал мнение о написании ее самим Варухом; но проф. П.Юнгеров и большинство современных исследователей всех христианских исповеданий находят в этой книге, весьма поучительной по своему содержанию, ряд исторических неточностей и считают, что она написана не Варухом, а неизвестным автором в промежутке между III и I вв. до Р.X. и притом в Палестине, а не в Вавилоне.