КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ

Из мессианских пророчеств этой части особенной ясностью отличаются пророчества о последних днях жизни Спасителя, которые излагаются с такими подробностями, каких нет у других пророков, например, о входе Господнем в Иерусалим (9:9), о предании Его за 30 сребренников и употреблении этих денег (11:12-13), о прободении ребра Спасителя (12:10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13:7).

9:9-11. Пророчество о торжественном входе Господнем в Иерусалим и мирном характере Его духовного царства

В 9:1-8 излагаются грозные пророчества против язычников, затем в стт. 9-11 возвещается пришествие Мессии-царя.

В 11:12-13 - о предании Спасителя за 30 сребренников. В 1-6 стт. главы говорится о бедствиях овец и нерадивых пастырях, которые будут наказаны, а далее в стт. 7-14 речь идет о Добром Пастыре, и возвещается пророчество о предании Его врагам за 30 сребренников, изложенное в символической форме оплаты труда Доброго Пастыря. Евангелист Матфей приводит это место как предсказание о продаже Иисуса Христа Иудой предателем синедриону за 30 сребреников (цену раба; Исх. 21:32). Эти сребренники, брошенные в храме раскаявшимся Иудой, как деньги крови, не были вложены в корвану (церковную сокровищницу), но на них было куплено поле горшечника для погребения странников (Мф. 26:15; 27:5-10). Упоминание в Евангелии от Матфея этого пророчества с именем Иеремии, а не Захарии, большинство экзегетов объясняют ошибкой переписчика, ввиду того, что имя Иеремии отсутствует в сирийском и других древних переводах. В конечных стихах главы (15-17) говорится, что Господь попустит восстать среди стада «негодному пастырю» (антихристу или лже-мессии?), который не будет заботиться о спасении овец, за что ему самому возвещается «горе».

12:10. О прободении ребра Спасителя и раскаянии. Стт. 1-9 — Господь спасет Свой народ. Стт. 10-14 — о пронзении Спасителя и о раскаянии. Пророчество о прободении Спасителя, по свидетельству святого евангелиста Иоанна, исполнилось, когда воины, посланные Пилатом, увидев Христа уже умершим на кресте, не перебили у Него голеней (Ин. 19:31‑37).

13:7. О поражении Пастыря и рассеянии овец. В 13:7 говорится о мече, поднимающемся на Пастыря, и рассеянии овец при поражении Пастыря. Отцы и учители Церкви объясняют это пророчество, разумея под рассеянием овец факт рассеяния апостолов в ночь, когда Христос был взят на распятие (святитель Кирилл Александрийский, блаженный Иероним, блаженный Феодорит). Меч, поднимающийся на Божественного Пастыря, — это иудейский синедрион. Меч — здесь символ власти.

14:4-9. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Свое величие и могущество в наказании злых и спасении избранных и будет Богом всей земли, а Святой град — местом паломничества.

Богослужебное употребление книги. Из книги пророка Захарии в Церкви читаются 5 паремий:

1. На вход Господень в Иерусалим — 9:9-15.

2. В Великую Пятницу — 11:10-13.

3. В Сырную пятницу две паремии: 8:7-17 и 8:19-23.

4. На Вознесение Господне — 14:1, 4, 8, 11.

 

Экзегетический разбор:

– 1:21: сбить роги народов. Четверо рабочих приходят, чтобы сокрушить силу народов. Их появление символизирует грядущее осуждение Богом тех народов, которые причинили зло Израилю, во исполнение обещания Господа Аврааму, что Он проклянет всех злословящих его и потомков его (Быт. 12:3).

– 2:5: огненною стеною вокруг него. День окончательного восстановления Иерусалима уподобляется пророками второму исходу, с которым связан образ огненного столпа (Исх. 4:5-6). Как уже однажды Израиль был защищен Самим Богом от врагов, так и теперь Бог избавит Свой народ от угнетателей.

– 2:7: Пребывание в Вавилоне, которому угрожает гнев Божий, как показано было в двух первых видениях, становится уже небезопасным: остающихся среди язычников может постигнуть одинаковая с ними участь.

– 3:1:Из данного стиха ясно не видно, кто показывает это новое видение пророку; но в соответствие с 1:20 и с контекстом можно полагать, что это делает сам Господь. Так понимали это переводчики 70-ти, добавившие в 1-м стихе слово кириос. Первосвященник, глава священников, в руках которых были средства очищения грехов народа, представлен взорам пророка стоящим пред АнгеломЯхве, как бы в качестве подсудимого. По правую сторону великого иерея стоял сатана, восстающий против решения Господа возвратить Свою милость Израилю. Первосвященник Иисус в видении гл.3 является в качестве представителя всего народа, а не как частное лицо, отвечающее пред Богом за Свои личные грехи. Сатана настаивает, следовательно, в сущности на том, что народ не может иметь действенного предстательства пред Богом в лице первосвященника, носящего запятнанные одежды: как представитель священства, он мог быть обвиняем «в несоблюдении законов левитской и священнической чистоты, нарушение которых было вместе и осквернением теократического общества».

– 3:3-4: запятнанные одежды. Обвинения сатаны основаны на том, что Иисус недостоин священства. Если первосвященник нечист, то кто может судить народ?

снимите с него запятнанные одежды.Бог делает Иисуса достойным священства, давая ему новые царские одежды. Тем самым, Иисус становится прообразе грядущего Мессии (Отрасль), Который будет выполнять роль священника и даст на от Своего имени "одежды праведности".

– 3:8: мужи знаменательные.Они знаменуют собой грядущего Раба, поскольку, как они суть священники, так и Он выполнит миссию священника. Раба Моего. Так был назван Моисей в знак особой чести, которой он удостоился от Бога (Чис. 12:6-8). В Книге пророка Исайи это выражение применяется иногда к Израилю (Ис. 41:8; 44:1-2), а иногда - к Рабу, Который будет окормлять Израиль, т.е. к Мессии (Ис. 42:1-7; 52:13).

– 3:9: Камень.Возможно, это указание на Мессию. Некоторые места Ветхого Завета, где говорится о камне, получили в Новом Завете истолкование в мессианском смысле (Пс. 117:22; Ис. 8:14; Мф. 21:42; 1 Пет. 2:6-8).

Семь очей. Символ всеведения и вездесущего присутствия Божиего (4:10).

Изглажу грех земли сей. Бог избавит Свой народ от греха через "Отрасль". Назначение ветхозаветного духовенства состояло не в непосредственном отпущении грехов, но в том, чтобы привести народ к Тому, Кто освободит его от греха (Евр. 10:11-13).

В один день. День очищения (Лев. 16:30; 23:28) был установлен, чтобы ежегодно напоминать человеку о его грехах (Евр. 9:7-10), но Христос в один день (Евр. 9:12) совершил наше спасение.

– 4:7: Краеугольный камень.Последний и самый важный камень, который, как предполагается, будет торжественно уложен в восстановленный храм.

Благодать на нем!Буквально: "благодать ему", или "милость ему". Еврейское слово может означать восхищение красотой храма и милостью Божьей, благодаря которой восстановление храма завершено (ст. 9).

– 4:14: То... помазанные елеем. "Помазанные" (буквально: "сыновья свежего масла") относится здесь к Зоровавелю и Иисусу. Как избранные Богом вожди народа, они получат от Святого Духа необходимую силу, чтобы завершить храм. Вместе они являются прообразом Мессии, который соединит в одном лице функции священника и царя. Поучение, содержащееся в этом видении, состоит в том, что Бог есть источник силы, необходимой для свершения Его дела, и что Он дарует Дух Свой избранным Своим для того дела, к которому Он их призвал.

Господу всей земли."Господь" здесь означает "хозяин". Это напоминание о том, что Бог, Которому мы служим, есть всемогущий Господь всех дел человеческих (Ис. 40:15, 23, 24).

– 5:4-6: Истребит его. Слово Божие достигнет цели, ради которой оно произнесено (Ис. 55:11). Нарушающие закон Божий, по слову проклятия, неизбежно будут страдать от своего греха. См. Рим. 2:3; 1 Фес. 5:1-3; Евр. 2:2. Седьмое видение, в котором появляется женщина в ефе, возвещает об изгнании нечестия из всей страны. Бог по святости Своей не может терпеть грех в Своем народе. Согласно этому видению, Он Сам очистит землю от нечестия.

Образ. В некоторых переводах Библии: "нечестие", что, вероятно, точнее соответствует контексту видения и существенно подкрепляется древними версиями.

– 6:5: Четыре духа небесных. Еврейское слово, переводимое как "дух", может означать также "ветер", и Захария, возможно, сознательно прибегает к этой многозначности, чтобы сказать, что подобно тому, как ветры обвевают всю землю, так Дух Божий распространяется повсюду.

– 6:11: Венец (корона) не головной убор священника. Здесь говорится о будущем событии, когда соединится в Ком-то первосвященник и царь – в Мессии.

– 6:12: Отрасль. Имя Мессии, которое уже упоминалось в 3:8. Ис. 4:2; Иер. 23:5-6; 33:15-16. Захария объединяет в этом имени царские и священнические функции. Ранние иудейские толкователи видели в нем имя Мессии.

– 8:3: Городом истины. Полное значение еврейского слова, переведенного здесь как "истина", - "истина, которая выражается в верности закону Божиему". Такого рода верность по отношению к закону была редким проявлением со стороны Израиля во времена Захарии. Пророк предвидит наступление времен, когда народ Божий будет поступать в повседневной жизни в соответствии с заповедями Божьими.

– 9:7: Но над филистимлянами будет одержана победа, еще более блистательная. Они будут уничтожены совсем, как народ языческий: кровавые жертвы идолам прекратятся, гнусные жертвенные яства (Ис. 65:4) будут вырваны из уст идолопоклонников, и остаток филистимлян сделается собственностью истинного Бога.

– 9:10: Истреблю колесницы... коней. Атрибуты войны будут уничтожены в миролюбивом царстве праведного Царя (Ис. 2:1-5; 11:6-9; Мих. 5:10).

Мир народам. В Ветхом Завете часто говорится о всеобщем мире, который наступит с приходом Царя-Мессии (Ис. 2:1-5; 57:19; Мих. 4:1-5; Еф. 2:12-18).

Владычество Его будет... до концов земли. Верховное и всеобъемлющее владычество Божие есть один из основных постулатов ветхозаветной религии (Пс. 71:8; 95:4-6; Дан. 2:44-47; 7:13, 14, 27). Христос есть Тот, Который принесет на землю высшую власть Отца (Мф. 12:28; Флп. 2:9-11; Откр. 19:11-21).

– 10:3:Славного коня. Коня, снаряженного для битвы. Символ силы иудейского народа, которая опирается на всемогущество Божие (ст. 6).

– 11:5: Избранный народ, наказываемый Богом за свои грехи и свою непокорность, уподобляется стаду овец, обреченных на заклание.

– 11:7: Благоволением. Жезл символизирует благоволение, которое Бог явил Своему народу в завете (ст. 10).

Узами. Воссоединение разделенного народа (ст. 14) было обещано в Новом Завете (Иер. 30:3; 31:27-31; 33:7).

– 11:8: Трех из пастырей. Возможно, это - символическое указание на всех вождей. В назначенное время избранный Богом Пастырь Добрый сокрушит всех правителей (Откр. 2:27).

– 11:9: Пророк в роли пастыря выражает свое недовольство мятежностью и непокорностью стада.

– 11:12: Тридцать сребренников. По-видимому, такова была цена одного раба (Исх. 21:32). Еврейские первосвященники заплатили Иуде тридцать сребренников за предательство Иисуса (Мф. 26:14-16).

– 11:16:Глупый пастух - тот, кто разоряет стадо Господне. Они лишь "пасли себя самих" (Иез. 34:1-10).

– 12:7: Победа над язычниками будет чудесная и шатры Иуды будут спасены прежде укрепленной столицы; «и никогда уже ни царский дом, ни родовитые и знатные из колена Иуды, ни жители Иерусалима не будут величаться в глазах колена Иуды тем, что оно было под их управлением и подчинялось их определениям; но они будут знать, что и над ними, и над коленом Иуды победа принадлежит Господу» Блаженный Иероним.

– 12:11: Плач о Том, Которого пронзили, можно сравнить разве с плачем по благочестивом царе Иосии, убитом при Гададриммоне на равнине Макидонской. «Иосия… погиб, по замечанию Ружемонта, жертвою ужасного проклятия Божия, таготевшего над его народом, а не вследствие собственного неблагоразумия (4 Цар. 23:25), и смерть его была предметом народных надгробных песен, наверно, не забытых еще во время Захарии (2 Пар. 35:25).

 

Контрольные вопросы:

1. Поясните взаимосвязь книги пророка Аггея, Захарии и Ионы.

2. Содержание проповеди пророка Захарии.

3. Почему евангелист Тимофей упоминает пророчество Захарии под именем Иеремии?

4. Мессианские пророчества Захарии.

5. Богослужебное употребление книги пророка Захарии.

6. Кого имел ввиду под помазанными елеем пророк Захария?

ЛЕКЦИЯ 18

 

В хронологическом порядке Иоиль (евр. Иоал - Яхве есть Бог) является первым пророком, оставившем нам запись своих проповедей. Свое пророческое служение Иоиль проходил в Иудее, вероятно, при иудейских царях Иоасе и Амасии, около 800 годов до Р.Х. Однако относительно времени его проповеди в последнее время появляется множество теорий. Так традиционное мнение, основываясь, главным образом, на том, что книга пророка Иоиля занимает второе место среди 12-ти малых пророков (в переводе 70-ти — четвертое), считает его одним из древних пророков (как уже было сказано выше, VIII века до Р.Х.). Между тем, современные исследователи почти единогласно считают Иоиля пророком второго Иерусалимского храма, а это мнение научно подтверждается тем, что в книге Иоиля отсутствуют элементы, которые имеются у допленных пророков, а именно:

1) нет упоминания о царе; делами государства управляют священники и старейшины;

2) нигде не упоминается об Израильском царстве; вся книга говорит только об Иудее;

3) говорится о рассеянии народа Божия между язычниками и разделении страны (3:2), т.е. отмечаются последствия вавилонского пленения, и даже упоминается о продаже иудеев «сынам Еллинов» (евр. «сынамявана», т.е. грекам-ионийцам) (3:6; евр. и LXX 4:6);

4) нет обличений идолопоклонства, которыми обычно наполнены книги допленных пророков; несчастье, постигшее иудеев-современников пророка (саранча и засуха), изображается как временное бедствие, а не как кара за грехи идолопоклонства. Главный порок, против которого ополчается пророк, это механическое исполнение обрядов закона.

Определить более точно, в какое именно время послепленной эпохи пророчествовал Иоиль можно из 1:14 и 2:15-17. В этих стихах сдержится призыв пророка собраться в храм всему народу вместе с детьми и стариками для молитвы и покаяния. Это может свидетельствовать: 1) о сравнительно небольшой иудейской общине, какой она и действительно была в V веке, то есть в первое время после возвращения из плена, и состояла из жителей Иерусалима и прилегающих районов; 2) о послушании пророкам, которое наблюдается только в послепленное время.

Поскольку в книге упоминается храм, пророк Иоиль, следовательно, пророчествовал после его восстановления в 516 г. (при Аггее и Захарии), но в жизни иудеев еще не было тех беспорядков, которые обличаются в книгах Ездры, Неемии и пророка Малахии (браки иудеев с язычниками, ропот). Временем служения Иоиля, следовательно, можно считать первую половину V века до Р.Х. (между 500-450 гг.). Память его празднуется Церковью 16/29 декабря.

Иоиль называет себя сыном Вафуила. То были годы сравнительного спокойствия и благоденствия. Иерусалим, Сион, храм иерусалимский, богослужение — постоянно на устах пророка. Однако, в бедствиях, постигших Иудею, — засухе и, в особенности, страшном нашествии саранчи, пророк видит начало суда Божия над еврейским народом и всеми людьми.

Книга пророка Иоиля состоит из трех глав, в которых излагаются две речи пророка, и соответственно этому может быть разделена на две части: историческую (1:2-2:17) и пророческую (2:18-3:21). В исторической части описывается повод к произнесению Иоилем пророчеств — опустошение страны иудейской, вследствие нашествия саранчи и засухи. Яркими чертами изображает пророк это бедствие, описывая саранчу как многочисленное войско, опустошающее поля и сады иудейские, подобно боевой коннице, быстро и сплошной массой, проникающее даже в селения и дома жителей. Вследствие недостатка в хлебе и вине не стало даже приношений и праздничного возлияния в доме Божием, а стада волов и овец погибали без пастбищ. Пророк указывает средства к отвращению бедствий в покаянии, посте и молитве (2:12): пусть плачет Иудея; пусть священники облекутся во вретище и назначат пост всем до малолетних включительно. В посте и плаче молитесь Господу, чтобы пощадил Он достояние Свое и не дал народ Свой в укоризну.

В пророческой части (2:18-3:21) возвещается ниспослание покаявшимся современникам пророка земных благ в плодоношении земли (2:18-21), а их потомкам — излияние даров Святого Духа в мессианские времена (2:28-29), суд Божий и спасение людей (2:30-3:21). Обе части книги по мысли объединены так, что изложенное во второй части (спасение) является следствием покаяния, указанного в первой части; эта взаимность обеих частей выражается в начале второй части (2:18-19).

Главный порок, против которого выступает пророк Иоиль — механическое, бездушное исполнение обрядового закона. В то время благочестивый царь Иоас стремился восстановить религию в Иудее, но достиг успеха, главным образом, во внешнем ее проявлении. Пророк видит впереди еще большее усиление языческих суеверий и последующее наказание Божие, и призывает евреев к искреннему покаянию, говоря: “Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии” (Иоил. 2:12-13 ).

Нередко в одном пророческом видении Иоиля объединяются события, отстоящие друг от друга промежутками во много веков, но близкие в религиозном плане. Так, например, в видении Иоиля предстоящий суд Божий над еврейским народом сочетается с судом Божиим над вселенной, относящимся к концу мира: “Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата (символическое наименование места суда), ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля” (Иоил. 3:12-18).

Но до великого суда над миром должно произойти сошествие Святого Духа и духовное обновление народа Божия: “Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов Моих и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна — в кровь прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Иоил. 2:28-32). «Излию», значит пошлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников и теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние даров Святого Духа «на всяку плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, «на рабов и на рабынь», т.е. на всех людей независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Святого Духа будет их проявление в даре пророчества и откровения воли Божией в видениях и сновидениях, т.е. в обычных формах божественного откровения пророкам.

Это пророчество исполнилось, прежде всего, при сошествии Святого Духа на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных даров Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке (1 Кор. 12 и 14).

Об исполнении пророчества Иоиля в день первой по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит святой апостол Петр (Деян. 2:14-21). Свою речь перед иудеями и прозелитами апостол Петр закончил призывом их к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. Следовательно, по толкованию апостола Петра, ниспослание благодати Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и другие таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения.

2:30-32: с обетованием о ниспослании даров Святого Духа у пророка Иоиля соединяется предвозвещение наступления «дня Господня», т.е. праведного суда, в который спасутся только призывающие имя Господне, и изображаются знамения второго пришествия (2:30-32) очень сходно с указанными в Евангелии от Матфея (24:29-30).

Слова пророчества Иоиля: «И будетъ, всякъ иже призоветъ имя Господне, спасется» апостол Павел приводит в Послании к Римлянам (Иоиль 2:32 = Рим. 10:13).

Пророк Иоиль говорит на следующие темы: нашествие саранчи (1:2-20), о приближении Дня Господня (2:1-11), призыв к покаянию (2:12-17), о Божьем милосердии (2:18-27), о духовном возрождении (2:28-32); предсказание суда над всеми народами (3:1-17) и последующего благословения Божия (3:18-21).

Богослужебное употребление книги пророка Иоиля.Из книги пророка Иоиля, соответственно ее мессианскому значению, заимствуются три паремии:

2:23-32 — пророчество об излиянии св. Духа — читается как паремия на вечерне в день Пятидесятницы, когда вспоминается исполнение этого пророчества;

2:12-26 и 3:12-21, изображающие суд Божий, читаются как паремии на часах и вечерне в среду Сырной седмицы, которая посвящается воспоминанию Страшного суда.

 

Экзегетический разбор:

– 1:4:«Саранча» - образ повторяющихся нашествий вредителей говорит о беспредельности произведенного ими опустошения. Ассоциация саранчи с орудием Божественного наказания влечет за собой необходимость покаяния (Втор. 28:38; Ам. 7:1; Ис. 33:4).

– 1:6:По мнению блаженного Иеронима,под «народом» в ст.6 пророк разумеет ассириян, вавилонян, македонян и римлян. Но, очевидно, пророк продолжает начатую выше речь о нашествии саранчи; «народом» (goi) он называет саранчу, подобно тому в Притч. 30:25-26 слово am – народ прилагается к муравьям и кроликам, а в Пс.73:14 (goi) к зверям.

– 1:7:Виноградная лоза и смоковница составляли основу благосостояния страны. Поэтому пророк в описании опустошения, причиненного саранчой, особенно подчеркивает гибель названных растений. «И бросил»: речь идет о молодых ветках, перегрызенных саранчей и упавших на землю. Сделались белыми ветви ее, т.е. вследствие того, что саранча обгрызла кору, побелели ветви.

– 2:1:Трубите трубою. Музыкальный инструмент из бараньего рога. Его звук означал сигнал тревоги, в данном случае - наступление дня Господня.

– 2:3:Огонь и пламя – образы засухи.

– 2:24: подточилие - пространство под или за точилом, в котором собирается выжатый сок.

– 3:7:Возрожденный народ Божий свершит правосудие над Тиром, Сидоном и Филистией.

– 3:13:Как хлебные колосья созрели для серпа (Ис. 17:5), а виноградные гроздья - для точила (Ис. 63:3), так нечестивые народы готовы для "жатвы" (ср. Откр. 14:15, 18, 20), т.е. суда Божия.

Точило полно и подточилия переливаются. Уподобление переполненных виноградным соком или молодым вином давильных прессов и чанов с преисполненными нечестием народами, собранными в долине суда.

– 3:21:Перефразируя: отмщу кровь их, не оставлю без наказания.

Контрольные вопросы:

1. Время написания книги пророка Иоиля.

2. Мессианские пророчества Иоиля.

3. Почему пророк Иоиль акцентировал внимание именно на уничтожении винограда исмоковницы?

4. Богослужебное употребление книги пророка Иоиля.