КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ

 

Следуя Иезекиилю, Захария любил излагать свои пророчества в форме таинственных видений. Вот в ночи перед ним появляются всадники: это ангелы, обходящие землю. Они объявляют, что повсюду царит мир. Только Иерусалим еще погружен в траур. На их вопрос, когда же Господь сжалится над Своим градом, Бог отвечает, что час этот недалек и предвестием его будет построение храма, который явится святыней для всего человечества. "И присоединятся в то время к Ягве многие народы, и станут Моим народом... Да благоговеет всякая плоть перед Ягве, ибо Он восстанет из святого жилища Своего... И будут приходить многочисленные племена и сильные народы, чтобы взыскать Ягве Саваофа в Иерусалиме и помолиться перед лицом Ягве" (Зах 2:11, 13; 8:22).

Работы на храмовой горе шли непрерывно, ускоренным темпом: тесались камни, заготовлялась обшивка, день ото дня все выше становились стены. После многолетнего бездействия подъем вновь завладел городом. Это не могло не обеспокоить сатрапа Заречной области Татная, которому был подчинен Зоровавель. Персидским властям всюду мерещились мятежи; им казалось подозрительным это странное оживление в Иерусалиме: не кроется ли за ним подготовка к восстанию против царя? Татнай приехал в Иудею и потребовал от наместника отчета, на каком основании возобновлена стройка. Зоровавель сослался на указ Кира, данный восемнадцать лет назад. Этот ответ Татнай переслал Дарию. Царь, убедившись, что Кир действительно повелел восстановить "Дом иерусалимского Бога", решил не только не препятствовать Зоровавелю, но и отпустил ему средства для скорейшего завершения дела. Слухи об успехах Зоровавеля подняли авторитет иерусалимской Общины в иудейском мире. Вновь оживились связи с вавилонской диаспорой, самой большой и влиятельной. Из Халдеи приезжали советоваться по религиозным вопросам, в частности относительно постов: нужно ли справлять траурный день "гибели храма", если новый уже близок к завершению. Ответ, полученный от пророка Захарии, был достоин преемника Второисайи. Пост - дело человеческое, объяснил пророк, вина Израиля была не в нарушении постов, а в отступлении от нравственных требований "прежних пророков". Именно в них - суть повелений Божьих: "Производите справедливый суд и оказывайте милосердие и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, иноплеменника и бедняка - не притесняйте и не мыслите друг против друга зла в сердце вашем" (Зах. 7:9-10). Посланцы из Вавилона привезли в дар Общине золото. Захария велел сделать из него две короны: одну - "сыну Давидову", другую - первосвященнику. Это должно было означать, что момент воцарения Мессии вот-вот наступит, что "Побег", который, по пророчеству Исайи, должен выйти из срубленного древа Израилева, уже распустил свои листья. Эта "Цема", Отрасль, - не кто иной, как Зоровавель: "Так говорит Ягве Саваоф: вот Муж, имя которого Отрасль, который там, где поднимется, восстановит храм Ягве, и поставит храм Ягве, и примет славу, и воссядет на престоле своем. Священник будет одесную его, и согласие будет между ними обоими" (Зах. 6:12-13). Нельзя не почувствовать здесь воскрешения старой теократической мечты ранних пророков о земном царстве, управляемом волей Бога; только вместо прежнего единовластия мы уже видим союз двух начал: светского и теократического. И все же, несмотря на это, Аггей и Захария остались верными своим предшественникам-пророкам. Царство Мессии не стало для них новым вариантом "Царства стран", ахменидской деспотии. Его слава утвердится "не силою и не воинством, но Духом Моим, говорит Ягве Саваоф" (Зах. 4:6). Но сумел ли Зоровавель устоять на этой основе? Не соблазнила ли его перспектива политического мессианизма? Последнее, что мы знаем о нем, это то, что он участвовал в освящении храма. Работа была закончена в поразительно короткий по тем временам срок. 12 марта 515 года состоялось торжественное освящение Дома Божия, приуроченное к празднику Пасхи. На этом библейское повествование о Зоровавеле обрывается. Известно, что после него персы больше не ставили "сынов Давидовых" правителями Иудеи. Согласно одному преданию, наместник по приказу царя вынужден был уехать в Вавилон. Потомки его через семьдесят лет еще жили в Халдее (1 Пар 3:22; Езд 8:2). В доносе Артаксерксу самаряне впоследствии говорили, что Иерусалим - "город мятежей и опасный для царей и областей, и отпадения бывали в нем издавна" (Езд 4:15). Это может являться намеком на какие-то беспорядки в Иерусалиме. Что же произошло там? Не пытался ли Зоровавель провозгласить себя Мессией и не пал ли он жертвой вековой мечты Израиля? Или, быть может, обеспокоенные персы успели заблаговременно опередить его замыслы? Все эти вопросы остаются без ответа. Ясно одно: звезда дома Давидова закатилась надолго, чтобы подняться теперь уже только над Вифлеемом.

О периоде между 515 и 445 годами Библия молчит. Несомненно, за это время под новыми ударами судьбы волна мессианского брожения в Иерусалиме спала. Но это имело и свои положительные последствия. Неудача Зоровавеля заставила задуматься лучших людей Израиля. Быть может, именно она побудила их вернуться к тем мыслям, которые внушал народу Второисайя. О том, что его призыв возвещать имя Божие в мире продолжал находить отклик в годы очередного кризиса Общины, свидетельствует одна из самых удивительных книг Ветхого Завета - Книга пророка Ионы. Нас не должно вводить в заблуждение то, что ее обычно помещают среди пророческих писаний; это произведение относится к совсем иному жанру, нежели вдохновенная проповедь "наби". Несмотря на то, что идея книги вытекает из учения пророков, ее нужно отнести к разряду "агад". "Агадами" именовались еврейские назидательные сказания и притчи. Чаще всего в основе "агады" лежал какой-нибудь эпизод из библейской истории, но облеченный в форму легенды, уже весьма мало напоминающую историю даже в библейском смысле слова. Такие произведения иногда называли "мидрашем", т. е. толкованием предания и размышлением над ним. Главной целью "агады" являлось поучение. "Исторические книги" Ветхого Завета тоже преследовали эту цель, но они заключали в себе подлинные факты, взятые из летописей. "Агада" же по существу равнодушна к исторической достоверности своего рассказа. В ней идея целиком заслоняет историю. По свидетельству Книги Царств, во времена Амоса и Осии в Самарии действительно жил некий пророк Иона, сын Амиттаи, который предсказал Иеровоаму II победу над соседними племенами (4 Цар 14:25). Это все, что известно о нем. Автор же "мидраша" делает его героем красочной драматической притчи. Этот ветхозаветный писатель был, несомненно, одним из мудрецов-книжников. Мы уже говорили, что роль их сильно возросла с тех пор, как в плену богослужение заменили субботние собрания. На этих собраниях книжники читали наставления и рассказывали поучительные истории (еще Иезекииля называли "слагателем притч".) Агадическая форма библейского учительства прежде мало принималась в расчет толкователями Книги Ионы, они хотели видеть в ней описание подлинных событий. Такой подход неизбежно отвлекал от главного: скептики превращали историю незадачливого пророка в мишень для насмешек, а апологеты изыскивали способы доказать, что человек может пробыть невредимым три дня в желудке "большой рыбы". Конечно, чудо есть чудо, и странным было бы предположить, будто Бог, создавший это морское чудовище, не мог сделать так, чтобы проглоченный им человек остался жив. Но многие места и особенности книги указывают на то, что она вовсе не претендует на историческое правдоподобие. Ниневия, куда был послан Иона, изображается как город "на три дня пути", между тем древность вообще не знала столь больших городов; не было и такого побережья, откуда можно было дойти до Ниневии за три дня. Сцена всенародного покаяния ниневитян на фоне того, что известно об Ассирии, также выглядит невероятной. Исторический Иона являлся современником Тиглатпаласара III, царя, который меньше всего был склонен уверовать в Бога Израилева или каяться. Одним словом, все это, включая и рыбу, и фантастическое растение, вырастающее за одну ночь до размеров дерева, говорит о том, что перед нами аллегория, назидательная легенда; и если рассматривать книгу с такой точки зрения, то насмешки над ней окажутся бессмысленными. Она заключает в себе идею, которая ставит этот шедевр на одно из первых мест в Ветхом Завете. Что побудило автора написать Книгу Ионы, догадаться нетрудно. Вызванное Аггеем и Захарией мессианское движение породило нездоровое чувство национального превосходства и политического властолюбия. Зерубабель, Иошуа и наиболее пламенные мессианисты Иудеи ожидали, вероятно, что языческие крепости падут, поверженные космической бурей. Но все осталось на прежних местах. Две заготовленные короны оказались ненужными. Многие усмотрели в этом отказ Ягве от Своего слова и открыто роптали. Как мог Он пощадить язычников? Почему не бросили их и их идолов под ноги "сына Давидова"? Вероятно, и завет Второисайи о миссионерстве Израиля стал вызывать у некоторых протест: стоит ли отдавать иноплеменникам свое единственное достояние - веру? И вот, отвечая этим заносчивым, недовольным и угрюмым людям, тщетно ожидавшим гибели чужеземных монархий, израильский учитель пишет Книгу Ионы. В ней рассказывается о пророке, которого Бог послал проповедовать в самое языческое пекло - в Ниневию. Содержание книги мы уже все читали и ответ на вопрос Бога Ионе напрашивается сам собой: Создателю дороги все народы, и даже такой грешный, как ниневитяне, а спасение язычников для Него не менее важно, чем спасение иудеев. Иона-Израиль имеет особое предназначение в мире, но из-за этого он вовсе не должен желать гибели иноплеменников, которых создал тот же Бог, что и его самого. Напротив, согласно воле Божией, именно он и обязан послужить делу их спасения. Если мирские царства стоят до сих пор, значит, на то есть воля Господня, значит, в них живут не одни только злодеи. И пусть не исполнились грозные пророчества, ведь чаще всего в них содержатся лишь предостережения грешникам. Книга Ионы имела целью, с одной стороны, привить иудеям терпимость по отношению к чужеземным царствам, а с другой - еще раз напомнить им об их долге перед другими народами. Написанная живо, с тонкой иронией, книга в непринужденной форме притчи возвещала учение величайшей серьезности и глубины. В ней впервые преемники пророков, книжники, заявили о себе как о новой духовной силе. У них не было патетики пророков, того возвышенного экстатического стиля, который рождался от сознания близкого присутствия Бога. Они говорили тоном мирного собеседника, порой не лишенного юмора, но это отнюдь не ставит их ниже пророков. Как многообразна жизнь и люди, так и Слово Божие, принимая различные облики, постепенно просвещало и возвышало человеческое сердце.

Личность и служение пророка. Пророк Захария (от евр. зекарийа или зекарийагу - «Яхве помнит»), современник пророка Аггея, происходил из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Адды, возвратившегося из плена вместе с Зоровавелем (Зах. 1:1; Неем. 12:16). На пророческое служение он выступил двумя месяцами позже Аггея, в 8-й месяц второго года Дария Гистаспа (1:1), т.е. в 520 г. до Р.Х. Подобно Иеремии, пророк Захария начал пророчествовать в молодом возрасте, в 2:4 он назван юношей. Так же, как и его современник Аггей, пророк Захария воодушевлял строителей второго Иерусалимского храма обетованиями божественной помощи и покровительства и утешительными пророчествами.

В главах 9-14 упоминания о храме нет, следовательно, эти главы книги написаны уже после освящения построенного храма в шестой год Дария Гистаспа.

Первый период пророческого служения Захарии, связанный с восстановлением храма, приходится на 520-515 гг. до Р.Х., конец же его деятельности точно неизвестен. Память пророка Захарии празднуется Церковью 8/21 февраля. Святые отцы называют Захарию «Серповидцем», соответственно одному из видений, в котором он созерцал свиток, летящий по воздуху (5:1-4).

Состав и содержание книги.Книга пророка Захарии состоит из 14 глав и, подобно книге Иезекииля, заключает в себе много символических видений, трудных для истолкования. По характеру своего содержания она может быть разделена на три части: символическую (1-6 глл.), историческую (7-8 глл.); эти две части относятся ко времени построения храма между 520-615 гг. Третья часть — пророческая (9-14 глл.); хронологических указаний в ней нет.

В первой (символической) части (1-6 глл.) после краткого введения, в котором сообщается время призвания пророка и излагается нравственное увещание к современным ему иудеям (1:1-6), далее содержится описание восьми видений, бывших пророку во второй год Дарий Гистаспа, и символического действия, заключающего эти видения. В этих видениях, значение которых объяснял Захарии ангел-истолкователь, пророку были показаны восемь следующих картин:

1. Ангел Господень в образе мужа-всадника между миртами и другие всадники, обошедшие землю на конях рыжих, пегих и белых. Белые кони символизировали мирные времена, наступившие для народа Господня после потрясений и бедствий вавилонского пленения. Ангел Господень обратился к Господу с молитвой о помиловании Иерусалима и других иудейских городов, на которые Бог гневался в течение 70-ти лет плена, и в ответ получил от Господа утешительное обетование о том, что Иерусалим и храм будут восстановлены, а города иудейские снова переполнятся благами и, по повелению Божию, передал это пророку (1:7-17)

2. Четыре рога и четыре кузнеца, призванные сбить эти рога. Рога символизировали могущество языческих народов, уничтоживших государственную самостоятельность избранного народа, а кузнецы, посланные сбить эти рога — суд Божий над ними (1:18-21).

3. Муж с землемерной веревкой, намеревающийся определить границы нового Иерусалима. Ангел-истолкователь объясняет пророку, что это бесцельно, так как новый Иерусалим по причине многолюдства не уместится в стенах и заселит окраины. Сам Господь будет его защитником (огненной стеной) и прославится в нем. В буквальном смысле это пророчество относится к послепленным временам, а в духовном — к новозаветному Иерусалиму — Церкви Христовой, которая по множеству своих членов не ограничивается в ограждении стенами, так как главой и оплотом ее является Сам Бог («огненная стена») (2:10-11).

4. Первосвященник Иисус, стоящий пред Ангелом Господним в испачканных одеждах (символ клеветы), которого обвинял сатана, стоящий по правую сторону от него. Ангел Господень повелевает снять с первосвященника испачканные одежды и объявляет ему: «се, отяхъ от тебe беззаконiя твоя и грехи твоя очищу». Вслед за этим он облекается в чистые одежды, а на голову его возлагается венец. Призвав первосвященника Иисуса свято исполнять свои обязанности, Ангел Господень от лица Бога утешает его обетованием Отрасли (в славянской Библии: «се, азъ ввожду раба моего востока»), Который далее называется «камнем», имеющем «семь очей», Миссия Его будет состоять в изглаждении грехов народа (гл. 3).

5. Золотой светильник с семью лампадами, наполняемый елеем от двух маслин, стоящих по сторонам его. Две маслины, по объяснению Ангела, обозначают двух помазанников, «предстоящих Господу всей земли», т.е. Зоровавеля и первосвященника Иисуса. Светильник, наполненный маслом от двух маслин, по мнению одних, обозначает ветхозаветную церковь (благоустрояемую Зоровавелем и Иисусом), светившую светом истинного богопознания среди тьмы языческого богоневедения, а, по мнению других, Господа (семь лампад = семь очей, символизирующих всеведение; ср. стт. 2 и 10), Который Сам бодрствует над храмом и народом через орудия Своего Промысла Зоровавеля и Иисуса (гл. 4).

6. Летящий по воздуху огромный свиток (120 на 10 локтей), исписанный с двух сторон проклятиями на воров и клятвопреступников. Видение символически изображает кару, ожидающую нарушителей заповедей о любви к Богу (клятвопреступники) и к ближним (крадущие) (5:1-4).

7. Фальшивая ефа (мера сыпучих тел) с женщиной внутри, олицетворяющей нечестие. Две другие женщины с крыльями аиста по воздуху («между небом и землей») перенесли эту ефу вместе с женщиной в землю Сеннаар. Это значит, что нечестие, за которое иудеи были наказаны пленом, должно навсегда быть оставлено в Вавилоне (который и в других священных книгах изображается как вместилище всякого греха), а в Святой Земле для него не должно быть места (5:5-11). Это видение, таким образом, дополняет предшествующее видение свитка, призывая послепленных иудеев к религиозно-нравственной чистоте.

8. Четыре колесницы, запряженные конями рыжими, вороными, белыми и пегими, выходящие из ущелья с целью обойти землю. Это видение, сходное с первым, очевидно, символизирует суд Божий над язычниками (6:1-8).

Восемь видений пророка заключаются символическим действием (6:9-15). По повелению Божию, пророк должен сделать венец (в евр.переводе венцы) и возложить на голову первосвященника Иисуса со словами: «Вот Муж, — имя Ему Отрасль (в слав.: «се Муж, Восток имя Ему»), Он произрастет из своего корня и создаст храм Господень... и воссияет и будет владычествовать на престоле Своем» (ст. 12). Венец же, как память, должен храниться в храме. Это символическое действие является как бы итогом и резюме предшествовавших обетований о благоустройстве ветхозаветной церкви и пришествии Мессии.

Во второй (исторической) части (7-8 глл.), по откровению Божию, бывшему Захарии в четвертый год Дария (7:1, 4), пророк от лица Божия предлагает решение вопроса относительно соблюдения постов, установленных в память разрушения Иерусалима и храма вавилонянами (в 4-й месяц года, 9-й день; в 5-й месяц, 10-й день; в 7-й месяц, 3-й день; в 10-й месяц, 10 день). Когда Господь переменил гнев Свой на милость к народу Своему, пророк от лица Божия призывает иудеев извлечь для себя урок из допленной истории и прежде всего свято соблюдать заповеди Господни: творить правый суд и милость вдовам, сиротам и бедным. Тогда и посты их в четвертый месяц года (9 день — день взятия Иерусалима Навуходоносором в 11-й год Седекии), в пятый месяц (10 день — день сожжения храма Навуходоносором), в седьмой месяц (3 день — день убиения Годолии), в десятый месяц (10 день — день начала осады Иерусалима) сделаются днями радости и торжеств (8:1-17). Наступит время, когда многие народы будут приходить в Святой город помолиться Господу. «В те дни возьмутся десять человек за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (8:18-23). Содержание этой речи показывает, что она имеет отношение к мессианским временам распространения Церкви Христовой и вступления в нее язычников, которые в значительно большем числе, чем евреи, вступят в нее: десять язычников на одного иудея.

В третьей (пророческой) части (9-14 глл.) содержатся пророчества о будущих судьбах языческого мира, избранного народа, о Мессии и Церкви.

Обозначений времени получения откровений и упоминаний имени пророка, первосвященника Иисуса и Зоровавеля в этой части книги нет. На этом основании библейская критика происхождение 9-14 глав книги приписывает другому пророку, условно называя его Второ-Захарией.