КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ

 

Иерусалим, 530-485 гг.

В то время, когда религиозная Община Иерусалима переживала период депрессии, Персидская империя достигла зенита могущества. 525 год принес Камбису победу над Египтом; держава его стала самой обширной из всех, доселе существовавших. Она обнимала греческие города Ионии, среднеазиатские области, Вавилон, Египет, Сирию, часть Кавказа и Индии. Но еще при жизни Камбиса этот громадный конгломерат стран оказался на грани распада. Поводом к тому послужили династические смуты при персидском дворе. У Камбиса был брат Бардия, который правил в Средней Азии, родине заратустризма. Опасаясь его соперничества, Камбис приказал тайно умертвить брата. Но, пока царь находился в Египте, некий маг, по имени Гаумата, объявил себя Бардией, чудом спасшимся от убийц. Недовольные тиранией и самодурством Камбиса, мидяне и персы охотно признали права лже-Бардии на престол. Камбис готовился жестоко подавить мятеж, назревала гражданская война, но в этот момент его внезапно настигла смерть. Говорили, что он сам наложил на себя руки в припадке ярости и отчаяния. Гаумата оказался теперь полновластным хозяином Персии. Немедленно по воцарении он провел земельные и религиозные реформы. Согласно источникам, по его приказу были разрушены храмы. Очень возможно, что маг был последователем Заратустры и хотел сделать его учение государственной религией. Но владычество жреца-самозванца было недолгим. Осенью 522 года группа, состоявшая из персидских князей, составила заговор, во главе второго встал Дарий Ахменид, один из родственников Кира. На седьмом месяце своего правления лже-Бардия был убит. Царем стал Дарий I (522-486), который отстроил разрушенные магом храмы и восстановил прежние порядки в империи. Тем не менее, узурпация имела далеко идущие последствия. Смуты при персидском дворе пробудили мятежный дух в провинциях: против Дария восстали Вавилон, Элам и Средняя Азия, появились новые самозванцы и новые претенденты на власть. Империя превратилась в арену жестоких сражений. Но Дарий оказался талантливым полководцем; он выиграл девятнадцать битв и низложил девять царей. После победы над соперниками он преобразовал управление в своей монархии, улучшил дороги, установил строгую иерархию наместников и сатрапов, упорядочил систему налогов. Новый царь не принял чистого заратустризма, но в своих надписях он постоянно заявлял, что его небесный патрон - Агурамазда. На огромной Бехистунской скале, где Дарий увековечил свои триумфы, можно и поныне прочесть следующие слова: "То, что сделано, это я совершил по воле Агурамазды. Агурамазда помог мне, пока я довершил это дело. Меня да хранит Агурамазда от всякой скверны, и мой дом, и эту землю... О человек, повеление Агурамазды пусть не покажется тебе противным! Не покидай правого пути! Не будь мятежным!". Однако это вовсе не означало, что Дарий навязывал культ иранского Божества всем своим подданным. Агурамазда был для него царским Богом, покровителем Ахменидов. К религиям же иноплеменников он, как и Кир, относился терпимо и даже оказывал им поддержку. Вероятно, именно эта политика нового царя ободрила иудеев в рассеянии и в Иерусалиме. Они не принимали участия в мятежах и могли надеяться, что Дарий восстановит наконец в "Иуде" царство. Иудейский мир повсеместно охватило возбуждение.

На втором году правления Дария в Иерусалиме возвышает голос новая группа ревнителей веры, которая призывает народ очнуться ото сна. Престарелый пророк Аггей выступает с энергичными призывами возобновить строительство. Аггей объяснял все неудачи равнодушием народа к святому делу. Как можно надеяться на восстановление царства, если Дом Божий еще не построен? Неурожай, голод, бедность - все это знаки небесного гнева. В конце лета 520 года Аггей обратился к Зовавелю с повелением от Ягве оставить все сомнения и немедленно приступить к прерванным работам на горе Божией. Аггея поддержал другой пророк - Захария, видимо, как и Иезекииль, принадлежавший к духовенству. "Не будьте подобны отцам вашим!" - восклицал он, напоминая о том, как жестоко страдал Израиль в прошлом из-за своего маловерия. Эти проповеди и воззвания укрепили решимость Зоровавеля и верховного священника. Они с новым рвением взялись за дело. Пророки сумели также "пробудить дух народа". Меньше чем через месяц стены уже начали расти. Оба пророка постоянно находились на стройке, убеждая народ не отступать, пока святилище не будет воссоздано. Они воодушевляли работавших взволнованными речами, в которых предсказывали близость великого Дня. Предчувствуя особое значение Второго Храма, Аггей говорил, что он будет более велик, чем старый, ибо в нем Бог явит миру Свое Благоволение. Пусть минувшие годы были безрадостны и мрачны! Царство Божие непременно наступит! Если пророки и Израиль усомнились бы в этом, тщетна была бы вся их вера. Бог стоит у ворот! Не знаменательно ли, что Он дал власть в Иудее "сыну Давидову"? Не он ли призван восстановить храм и не для него ли предназначен мессианский венец? Для Аггея наступление царства Мессии было не политическим событием, а знаком скорого Богоявления. Но он не предвидел, что тайна посещения Господня будет облечена в неприметные одежды. Тот, Кто освятит храм, явится в нем Младенцем, двенадцатилетним Отроком, Учителем, изгоняющим торговцев. Аггей же, как сын своего времени, рисует пришествие Божие в виде апокалиптической катастрофы: Скажи Зоровавелю, наместнику Иудеи: Потрясу Я небо и землю; низвергну Я престолы царств, истреблю силу царств языческих, Низвергну колесницы и сидящих в них, низвергнуты будут конии всадники мечами друг друга. В тот День, говорит Ягве Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Шеалтиэля, служитель Мой, И буду хранить тебя, как перстень-печать, ибо Я избрал тебя, говорит Ягве (Аг. 2:21-23). Примечательно, что свою речь Аггей обращает не только к правителю, но и к первосвященнику. А Захария уже прямо говорит о том, что мессианское служение будет представлено в двух лицах: царя и первосвященника. Иешуа, как и "сын Давидов", является для пророка воплощением всего народа, его представителем перед Богом. Захария описывает видение, в котором Иешуа приводится к престолу Господню в запятнанных одеждах. Эта нечистота - грехи Израиля. Но вот они прощены, и на первосвященника возлагают новое белое одеяние. Стало быть, если в древней традиции Мессия - это Царь, а Второисайи - страждущий Пророк, Слуга Ягве, то теперь к Его Образу добавляется еще одна черта: Он - Первосвященник и, следовательно, посредник между Богом и людьми. Однако не следует забывать, что ни Аггей, ни Захария не могли еще отделить этот духовный образ Мессии от Его исторических прототипов. Скорее всего, им казалось, что их современники, князь и священник, уже и есть та великая двоица, которая возглавит Новый Иерусалим.

Личность и служение пророка.Пророк Аггей (по евр. хаггай — «праздничный» или «торжественный»), по свидетельству его книги (1:1; 2:1, 11), пророчествовал во второй год царствования персидского царя Дария Гистаспа, в 520 г. до Р.Х., во время построения второго Иерусалимского храма при вожде Зоровавеле и первосвященнике Иисусе.

Евреи, возвратившиеся из плена по указу персидского царя Кира от 538 г. до Р.Х., во второй год начали восстановление храма, но из-за происков самарян строительство дома Божия было прервано на 15-16 лет до времени царствования Дария Гистаспа. Внешние трудности и недостаток средств к этому времени настолько охладили ревность строителей храма, что многие из них решили, что еще не наступило благоприятное время для возобновления работ в храме, и предались заботам по благоустройству своих домов и личной жизни. Для воодушевления упавших духом иудеев-репатриантов и побуждения их к окончанию постройки второго храма и был послан Богом пророк Аггей. “Вы сеете много, а собираете мало, едите, но не в сытость, пьете, но не напиваетесь, одеваетесь, а не согреваетесь, зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердца ваши на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм, и Я буду благоволить к нему. Ожидаете много, а выходит мало, и что принесете домой, то я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Посему небо заключилось и не дает вам росы и земля не дает своих произведений” (Агг. 1:6-10).

О личности Аггея из Священного Писания почти ничего неизвестно. По преданию же, пророк Аггей происходил из священнического рода и был из числа иудеев, возвратившихся из плена (ср. 1 Ездр. 5:1; 6:14), по-видимому, уже в преклонном возрасте. Служение его, описанное в книге, продолжалось менее года. Память пр. Аггея празднуется Церковью 16/29 декабря.

Состав и содержание книги.Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи.

В первой речи (1 гл.), произнесенной в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа) перед Зоровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает их возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». Обличая их, пророк говорит: «А вам самим время — жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает им за их беспечность о храме неуспехом в труде и скудость в урожае.

Во второй речи (2:1-9), произнесенной в 21 день седьмого месяца, т.е. вскоре после первой, пророк от лица Божия призывает Зоровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов, «ибо Я с вами... и Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!», и далее пророк утешает их будущей славой второго храма.

В третьей речи (2:10-19), произнесенной в 24 день девятого месяца, т.е. через два месяца после второй, пророк убеждает строителей храма в необходимости душевного очищения («обратите сердце ваше») и утешает их обетованием Господних милостей в плодородии земли.

В четвертой речи (2:20-23), произнесенной в тот же день, пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждой на исполнение обетований Господа дому Давида в лице Зоровавеля, его потомка.

Пророчество Аггея о славе второго храма (2:7-10): «приидет Желаемый всеми народами» — это Мессия, предсказанный как «чаяние языков» в пророческом благословении патриарха Иакова Иуде (Быт. 49:10). Под «славою» второго храма следует понимать пришествие в него Христа Спасителя. Потрясение всех языков, имеющее предшествовать славе второго храма, осуществилось в бурных исторических событиях в сменявших друг друга языческих царствах (персидском, греческом, сиро-египетском и др.) перед пришествием Христа.

Слова стиха 9-го: «Мое сребро и мое злато, глетъ гдь вседержитель», — имели целью ободрить строителей храма, не располагавших достаточным количеством золота и серебра для строительства и украшения храма, — напомнить им, что все земные блага и богатства принадлежат Богу и зависят от Него. Они не должны скорбеть о том, что второй храм будет более бедным по сравнению с храмом Соломоновым, «ибо слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего... и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф (стт. 9-10). Именно в этом храме должен явиться Мессия.

Ап. Павел, убеждая христиан быть достойными членами Церкви Христовой, прообразом которой в Ветхом Завете был иерусалимский храм, приводит в послании к Евреям 7-й стих 2-й главы пророчества Аггея. За богослужением книга пророка Аггея не употребляется.

 

Экзегетический разбор:

– 1:6:Вы сеете много, а собираете мало. Евреи не понимали, что переживают экономические и социальные трудности потому, что на них изливался гнев Господень (Втор. 11:16-17; 28:29,38-40; Лев. 26:20). Бог сводил на нет все их усилия, потому что люди не заботились о славе Его.

– 1:14:«Возбудил» - народ откликнулся на призыв Божий, ибо Сам Господь был с ним. Аггей, подчеркивая внутреннюю природу этого отклика, трижды повторяет слово "дух". Слово Божие воздействует через Дух во имя Его царственной цели (ср. Ис. 55:11).

– 2:7:Правильнее было бы читать: лучшие, призванные из всех народов.В древнелатинском переводе так и звучит: придут избранная всех языков.

 

Контрольные вопросы:

1. К чему призывал иудеев пророк Аггей?

2. В правление какого персидского царя начал свою проповедь пророк Аггей?

3. Особенности внешней политики в правлении Дария?

4. Мессианские пророчества пророка Аггея.

5. Богослужебное употребление книги пророка Аггея.

6. Кто из священных писателей ссылался в своей книге на слова пророчеств Аггея? Где именно?