Гл.3. О золотом истукане и трех юношах в огненной печи

В предшествующей главе (2:47) сказано, что Навуходоносор прославил Бога Даниилова как «Бога богов и Владыку царей, открывающего тайны». Это не значит, что он стал монотеистом, но что он считал Бога, которому поклонялся Даниил, могущественным и всеведущим Богом. Точно также указ, изданный Навуходоносором после чудесного спасения отроков (стт.95-96), не означает, что он уверовал только в единого Бога, а всех языческих богов признал несуществующими. Указ говорит лишь о том, что Яхве есть могущественный Бог, Который спасает поклоняющихся Ему и что Его воспрещается хулить. Ангел, сошедший в печь и избавивший юношей от смерти (стт.25:92), согласно православно-церковному толкованию, прообразовал Иисуса Христа, сошедшего во ад и избавившего от вечной смерти всех, уверовавших в Него. Поэтому отдел 3:1-88, т.е. вместе с неканоническими стихами, читается в качестве (15-й) паремии за литургией в Великую субботу, когда воспоминается сошествие Христа во ад. Кроме того, в неопальном пребывании отроков в огненной печи, также как и в неопалимой купине, созерцаемой Моисеем, св. Церковь усматривает прообраз безмужнoго воплощения Сына Божия.

Гл.7. Видение 4-х животных, «Ветхого днями» и «Сына человеческого»

Стт.1-8. Это видение Даниила датируется первым годом Валтасара. По значению оно сходно со сновидением Навуходоносора о четырехсоставном истукане (гл.2), но отличается по своим образам. Царь-язычник Навуходоносор созерцал языческие монархии под образом драгоценных металлов истукана, поскольку языческие царства имели великую ценность в мировоззрении его, а Царство Божие с его Основателем он созерцал под образом простого камня, ибо во дни его оно находилось в униженном состоянии. В видении же самого пророка Даниила те же языческие царства изображаются под видом хищных зверей (которые в Ветхом Завете являются символом угнетения и притеснения сильными слабых, богатыми бедных, неправедными благочестивых): льва, медведя, барса и неописуемого животного, а Основателя Царства Божия пророк созерцал в образе Сына Человеческого. Четыре языческие царства, изображенные в этом видении: вавилонское, мидо-персидское, греко-македонское Александра Великого с его преемниками и римское с его императорами-гонителями христиан первых веков. «Небольшой рог» (ст.8) — Антиох IV Епифан (175-163), могущество которого возросло после расправы его с тремя конкурентами: Селевком IV, Илиодором и Димитрием-Сотером I. «Уста говорящие высокомерно» — указание на красноречие и богохульное высокомерие Антиоха IV (ср. стт. 20:21, 25; 11:36; 1 Макк. 1:21, 24, 45 и Откр. 13:5). Антиох Епифан отцами Церкви считается прообразом эсхатологического лжехриста, который у ап. Павла изображается чертами, сходными с изображением Антиоха у пророка Даниила (2 Фесс. 2:4; ср.Дан. 7:8, 20-21, 25; 8:9-12; 11:28-31, 36-39).

Стт.9-12. Потом поставлены были престолы, и воссел «Ветхий днями» в окружении бесчисленных ангелов, «сели судьи и раскрылись книги».

Стт.13-14. Далее пророк созерцал в этом видении, как от четырех животных была отнята власть и передана Сыну Человеческому. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».

«Ветхий днями» (стт. 9:13, 22) — название Бога, указывающее на Его вечность, белые одежды символизируют Его святость, престол и огненное пламя — Его суд, а раскрытые книги — всеведение. Название «Сын человеческий» Сам Господь Иисус Христос употреблял в отношении к Себе, когда говорил о Своем втором пришествии: «Тогда узрят Сына человеческого, грядущего на облаках с силою и славою многою» (Мк. 13:26). Т.к. «Сын человеческий» отличается от «Ветхого днями», то под «Ветхим днями» некоторые православные экзегеты и иконописцы понимают Бога-Отца, Который на основании этого описания в церковной живописи изображается в виде старца.