КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ

Время и место служении пророка.О личности пророка Авдия (евр. обадйах или обадйаху — раб Яхве) и времени его служения не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в других священных книгах, а предания о нем разноречивы и требуют проверки: одни считали его современником Илии или Елисея, т.е. пророком IX в. до Р.X., а другие — современником Иеремии (VI в.). Поэтому вопрос о времени пророческого служения Авдия решается на основании его книги. В стт. 10-14 пророк обличает идумеев за проявление вражды к родственным им иудеям (Исав или Едом — родоначальник идумеев, был братом Иакова) во время взятия Иерусалима врагами. При этом идумеи не только высказывали свое злорадство («расширяли рот в день бедствия»), но и помогали врагам: грабили и убивали своих братьев, устраивали засады на бежавших и выдавали их неприятелю.

Из исторических книг Ветхого Завета известны четыре случая взятия Иерусалима неприятелями:

1) в пятый год Ровоама (930-914) город был взят египетским фараоном Сусакимом (3 Цар. 14:25);

2) при Иораме (849-842) филистимлянами и арабами (2 Пар. 21:16; ср. 4 Цар. 8:20);

3) при Амасии (797-768) израильским царем Иоасом (4 Цар. 14:13);

4) при Иоакиме, Иехонии и Седекии город трижды захватывали вавилоняне (605 г., 597 г. и 586 г.), причем при Седекии в 586 г. до Р.Х. он был окончательно разрушен вавилонским царем Навуходоносором.

Первые три захвата Иерусалима (при Ровоаме, Иораме и Амасии) должны быть исключены, так как об участии в них идумеев не только не говорится, но даже и имя их не упоминается. Ни к какому другому моменту взаимоотношений Иуды и Едома упоминаемое в книге пророка Авдия участие идумеев в разграблении иудейской столицы так хорошо не подходит, как к моменту враждебных действий сынов Едома при взятии Иерусалима Навуходоносором в 11-й год Седекии (586 г. до Р.Х.). Только это понимание основывается не на предположениях, а на ясных библейских свидетельствах. Подобными же чертами, как у Авдия, изображается враждебность и злорадство идумеев при завоевании Иерусалима халдеями у пророка Иезекииля (35:5, 12), в книге Плач (4:21) и в Псалме 136:7. Кроме того, пророчество Авдия об Едоме в стт.1-6 почти буквально сходно с пророчеством о них же у Иеремии (49:9-10, 14-16) — современника катастрофы 586 г. Пророк Авдий, следовательно, пророчествовал в Иудее вскоре после событий 586 г. и ранее этой даты его книга не могла появиться.

Состав, содержание книги.Книга пророка Авдия является самой малой из всех ветхозаветных книг, она состоит из одной главы, имеющей 21 стих, и содержит описание «видения об Едоме». Едом — небольшой, родственный евреям народ, гордившийся своей мудростью и надеявшийся на неприступность скал Сеира, на которых он расселился, — был одним из самых непримиримых врагов народа Божия, составлявшего из себя ветхозаветную церковь. Поэтому Едом наряду с мировыми языческими монархиями — Ассирией, Вавилоном и другими являлся объектом внимания пророков (Ис. 21:11-12; 34:5-6; 63:1; Иер. 49:7-22; Иез. 25:12-14; 35 и др.) как представитель языческого мира, враждебного Царству Божию вообще, и мысль о торжестве этого Царства у них соединялась с мыслью о поражении Едома и суде над ним (Ис. 34:63).

В ближайшем историческом смысле пророчество об Едоме исполнилось в ветхозаветные времена. После событий 586 г. до Р.Х. идумеи постепенно заняли всю южную Палестину, до Хеврона включительно, который был отвоеван лишь в 165 г. Иудой Маккавеем. В конце второго века до Р.Х. Иоанн Гиркан одержал над ними окончательную победу и обратил их в иудейство. С этого времени началось слияние идумеев с иудеями.

 

Экзегетический разбор:

– 1:2:Некоторые относят эти слова к прошлому едомитян и понимают в смысле указания на то, что Господь не предназначал едомитян быть великим народом, а они, как видно из дальнейшего, стали претендовать на это по гордости своей.

– 1:7:Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший "брату Иакову" удар в спину, сам предан союзниками.

– 1:12:«Расширять рот» - в еврейском рот твой, т.е. расширять для насмешкинад бедствием.

– 1:15: Для пророка суд над Едомом входит в план божественного воздаяния всем народам. История Едома - лишь предвестие Божьего суда; Господь не остановится, пока не очистит мир от всех врагов Своих. Едом как сообщник связан с остальными народами, восставшими против Бога, но восстание это обречено.

 

Контрольные вопросы:

  1. Тема пророческой проповеди Авдия.
  2. О судьбе какого народа говорил пророк Авдиий?
  3. Мессианские пророчества Авдия.
  4. Богослужебное употребление книги пророка Авдия.