КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА

Истекающий кровью Иосия был доставлен в столицу и вскоре умер. Вся страна как бы оцепенела в горе и недоумении - тот, кого почитали лучшим из царей Иудеи, кому была предсказана мирная кончина, нашел преждевременную смерть на поле боя! Пророк Иеремия написал траурную элегию на смерть царя-реформатора. Он любил Иосию, но к такому исходу дела был готов, ибо не верил в скорое прощение Израиля. Внезапный удар подтвердил его худшие опасения. Дело реформы оказалось тщетным. Она осталась слишком поверхностной, неуклюже прикрыв одеждами ягвизма языческие корни, все еще живые в сердце народа. Пророк подозревал в лицемерии многих "обратившихся" и даже в лучшие годы оставался при убеждении, что только горькая чаша разочарований, разрыв с патриотическими иллюзиями принесут Израилю исцеление от духовных недугов. Собственно, и Иосия пал оттого, что возомнил себя политическим мессией. Но не могучим царством, не второй Ниневией призван быть народ Ягве... В отличие от Иеремии, для большинства иудеев смерть благочестивого царя была необъяснимым, ошеломляющим ударом. Это была трагедия, причину которой они были не в силах найти. Псалмопевцы, сопровождавшие процессию с телом царя, изливали скорбь народа в печальных песнях. Один из этих певцов, пророк Аввакум, сложил в те дни псалмы, исполненные горя и философских раздумий. Аввакум, этот предшественник Иова, вопрошает Бога с дерзновением и искренностью, на которые дает право только бесконечное доверие к Нему: О Ягве! Доколе взываю я, а Ты не слышишь? Кричу к Тебе про обиду, а Ты не спасаешь? Зачем Ты даешь мне видеть неправду и смотреть на бедствие? Грабеж и насилие предо мною, царит вражда, возникает раздор. Оттого потеряла силу Тора и не совершается справедливость, Что нечестивый побеждает праведного; оттого извращается правосудие (Авв. 1:2-4). Это - старый, как мир, вопль, извечный вопрос человека, возникающий тогда, когда он хочет мерить таинственную высшую правду мерками своей, человеческой правды. Ему так хотелось бы, чтобы добродетель автоматически приносила благоденствие, а зло немедленно бы каралось! Казалось бы, те, кто исполнял закон Божий, должны были получить на земле награду: побеждать, обогащаться и править. А вместо этого зло торжествует, а праведники унижены, гонимы и гибнут. Как совместить это с Божественной справедливостью? Почему Господь не позволил возвеличиться Эммануилу, почему Он дает власть этим фараонам и месопотамским владыкам? В ответ на свое вопрошание Аввакум слышит весть о новой грозе: фараон будет повергнут, но годы испытаний еще не кончились; новые властители придут на смену прежним. Кто они? Персы, мидийцы, варвары неведомых стран? В псалме Аввакума они названы «касдим», халдеями; это племя тогда правило в Вавилоне. Но по существу здесь образ любой державы, которая алчно поглощает народы. Это чудовище, служащее лишь своему ненасытному честолюбию: "Сила его - бог его". Пророк ужасается видению этого нового поработителя. Ночью поднимается пророк на башню, чтобы здесь, в тишине и уединении, услышать ответ Божий. Перед ним расстилаются волнистые горы, окружающие Иерусалим; Сион спит тревожным, болезненным сном, окутанный черным покровом скорби. Иерусалим... Город царей и пророков, город обманутых надежд. Как мал он в сравнении с Фивами, домом Амона, великим Вавилоном и погибшей Ниневией! Но вот здесь стоит провидец, упорно всматривающийся в темный небосвод; он ожидает ответа от Бога, ответа себе, Израилю, всему человечеству. Доколе, Господи?.. Эта вопрошающая фигура на городских стенах вырастает в исполина, поднимаясь к звездам, воплощая в себе все духовное томление мира. Доколе, Господи?.. Миновала ночь. Наступает утро, поднимается дым курений, звенят серебряные трубы, открываются ворота. Певец снова стоит перед алтарем. Люди внимают ему, а он возвещает то, что услышал в безмолвии ночи. Бог ответил. Теперь пророк знает, что мир и полнота жизни будут обитать в тех, кто, невзирая ни на что, не усомнился в Боге, кто до конца будет доверять Ему: Вот у надменного не устоит душа, праведный же верою своею жив будет (Авв. 2:4). Таков единственный спасительный исход из темных лабиринтов жизни. Вера – это то невыразимое, чем достигается пребывание с Богом; она поднимает человека туда, где сами собой разрешаются все вопросы и недоумения, ибо он начинает видеть жизнь глазами Божьими. Об этом невозможно рассказать на земном языке, поэтому Аввакум и не пытается дать никакой богословской теодицеи, никакого логического оправдания тайны. Он лишь знает, что Бог творит Свои суды иначе, нежели человек, что нужно лишь всецело доверить Ему себя. Этот итог вопрошаний Аввакума, слова о животворящей вере повторит апостол Павел, когда будет говорить о приобщении человека к мистерии Искупления. Псалмы пророка Аввакума завершаются величественным гимном о Богоявлении, в котором воскресают звуки и образы древней ханаанской поэзии. Певец указывает Израилю на Творца, грядущего по Вселенной; от поступи Его содрогаются звезды и горные хребты, Сущий являет Себя тайновидцу как единственный Владыка мира, вершащий Свои деяния вопреки злу и мятежу твари. Среди исторических гроз, которые гимн изображает в виде стихийных катаклизмов, доверие к Богу стоит незыблемой скалой, оплотом твердости и мужества. Душа поэта охвачена экстатическим трепетом и переполняется любовью к Зиждителю. Эта любовь ищет не даров Его, но близости к Нему. Само Его существование становится источником неиссякаемой радости и примирения. Итак, в лице пророка Аввакума Остаток Израиля сделал выбор: он поднялся над религией, которая ищет лишь видимых наград, а без них колеблется и гаснет. Из трагического мрака вера Аввакума вышла обновленной, преображенной и бескорыстной, как всякая подлинная любовь.

Сведения о пророке Аввакуме.Пророк Аввакум (по евр. Хабакук, что значит «обнимающий» или «борющийся») проходил свое служение в Иудейском царстве. Из замечания, которым заканчивается псалом пророка, составляющий теперь третью главу его книги: «Начальнику хора в сопровождении моей игры на струнных орудиях» (3:19), исследователи заключают, что пророк Аввакум происходил из колена Левиина и был одним из должностных лиц при богослужебном храмовом пении. Время служения пророка Аввакума, не указанное в надписании его книги, определяется из содержания его пророчеств и из описания религиозно-нравственного состояния его современников. В 1:5-6 возвещается о нашествии на Иудею халдеев, как о событии, в которое трудно поверить, но которое, по словам пророка, будет «в дни ваши», т.е. его современников и слушателей. Это пророчество, следовательно, произнесено до первого нашествия вавилонян в Палестину в 605 г. при царе Иоакиме. Во-вторых, упадок религиозно-нравственного состояния иудеев в 1:2-3 книги описывается такими чертами, которые также вполне приложимы ко времени нечестивого царствования Иоакима, каким оно изображается в 4 Цар. 23:36-37 и в книге пророка Иеремии (гл. 36 и др.). Этот царь вступил на иудейский престол через 3 месяца после трагической смерти Иосии погибшего в 609 г. в сражении при Мегиддо с войсками фараона Нехао II. При нечестивом Иоакиме (608-697) идолопоклонство и связанное с ним нравственное развращение вспыхнули в Иудее с новой силой. Ко времени царствования Иоакима же относятся два нашествия вавилонян на Иудею: в 605 и 597 гг. Пророк Аввакум, проходивший свое служение при Иоакиме (609-597), следовательно, был современником пророка Иеремии. Память его празднуется Церковью 2/15 декабря.

Состав и содержание книги.Книга пророка Аввакума состоит из трех глав. Главная мысль книги — неправедный и беззаконный погибнет, а праведный через свою веру жив будет. Эта мысль сначала раскрывается в форме диалога между Богом и пророком (1:2-2:4), затем в предсказании участи, ожидающей надменных и жестоких поработителей и других нечестивцев (2:5-20), и, наконец, в псалме, изображающем суд Божий над нечестивыми и исповедание веры пророка (3 гл.). По стилю изложения и языку, возвышенному и поэтическому, книга пророка Аввакума принадлежит к лучшим произведениям ветхозаветной библейской письменности. К сожалению, этот стиль частично утрачен в переводе 70-ти и других переводах.

О спасительной силе веры (глава 2 стих 4). Возвещая о будущем падении халдеев, Господь говорит в откровении пророку: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (2:4). Апостол Павел трижды цитирует это выражение в своих посланиях (Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:37-38) и на нем основывает свое учение об оправдании верой без дел закона в послании к Галатам (3:11). По апостолу Павлу, Аввакум, следовательно, пророчествовал и о том, что в духовном царстве Мессии для спасения требуется вера во Христа, при наличии которой Господь дарует верующим в Него оправдание и спасение.

Богослужебное употребление книги.Третья и отчасти вторая глава книги пророка Аввакума служат образцом и основой содержания четвертой песни утренних канонов. Мысли и выражения, заимствованные из этих глав, буквально или в перифразе повторяются в целом ряде ирмосов; например, начальные слова 2-й главы: «На стражи моей стану» послужили основанием ирмоса четвертой песни пасхального канона («на божественной стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами...»). Выражения: «Господи, услышах слух Твой и убояхся...» (3:1), «покрыла есть небеса добродетель Твоя (Христе)...» приводятся в ирмосах почти буквально. Все места книги пророка Аввакума, заимствованные в ирмосы и тропари, Церковь изъясняет в мессианском смысле; например, 3:3: «Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» в четвертой песни Рождественского канона изъясняется как пророчество о воплощении Бога Слова от Девы Марии: «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи».

Экзегетический разбор:

– 1:2-3: «о насилии…» - изображаемые здесь сетования, по мнению блаженного Иеронима, были вызваны ожидаемыми или уже и фактически совершавшимися насилиями вавилонян или халдеев в Иудее.

– 1:5: Посмотрите... внимательно вглядитесь... изумитесь. Пророк призывает обратить внимание на то, как Бог в Своей справедливости и святости поступает с впавшими в грех евреями. Победа нечестивцев над "тем, кто праведнее его" (ст. 13), должна была стать камнем преткновения для веры тех, кто внимал Аввакуму. Позже Павел будет призывать к тому, чтобы факт распятия праведного Иисуса не стал камнем преткновения для веры иудеев, которые слушали его проповедь Евангелия (Деян. 13:41).

– 1:8-11:«Кони его быстрее барсов» - животного, столь же хищного как лев, но одаренного большей, в сравнении с ним, легкостью бега, подобного у него вихрю, так что почти невозможно добыче спастись от него. «И прытче волков вечерних» - измученных долгим, в течение дня, голодом и тщетным исканием пищи, и тем с большей жадностью устремляющихся на найденную вечером добычу и к утру от нее ничего не оставляющих. Длинный путь не утомляет их, напротив, подобно орлам, быстро летят они на богатую добычу и, как орлы же, без труда ею овладевают.

– 1:11: Гордость во всех ее формах является грехом. Халдеи обожествляли свою силу, пребывая в состоянии полного самодовольства.

– 1:14:«Оставляешь» - смелое обвинение Аввакума: если Господь попускает злодеяния вавилонян, то Он ответствен за то, что происходит с их жертвами.

«Людей как рыбу» - насилие лишает человека, сотворенного по образу Божьему (Быт. 1:26), его достоинства и ведет к тому, что Господь обращается с ним как с существами, которые подчинены людям (Пс. 8:6-8).

– 2:11: Сами камни и дерево- материал неправедно созданного дома – засвидетельствуют непрочность и гибельность такого строительства.

– 2:15-16:В четвертом, «горе», именно в первом положении указан особенно характерный признак хитрой, коварной злобы халдеев: подобно коварному другу, спаивающему своего ближнего вином лишь затем, чтобы после злорадно насладиться его униженным видом, Вавилон увлекал народы в дружественные союзы с собою (4 Цар. 20:12), чтобы затем, упоив их из чашизлобы своей (Иер. 25:15; Наум 3:11), увеселяться их же крайним унижением, срамом (Наум 3:5; исх. 47:3), - образ заимствованный от чрезвычайного развращения нравов, какому предавался враг на своих пиршествах (причем, по еврейскому преданию, на эти пиры были приводимы пленники, их поили вином, заставлял плясать до изнеможения и обнажения наготы, и этим презрительно забавлялись).

– 3:3:Аввакум пророчески описывает Богоявление в трех динамических картинах: ст. 3-7, 8-11, 12-15. В описании используются традиционные поэтические средства и язык, характерный для поэтических книг (напр., Пс. 49:2-6). «От Фемана» - внук Исава; в данном случае имеется в виду земля Едома. «От горы Фаран» - гора Фаран расположена в пустыне Фаран на Синайском полуострове.

 

Контрольные вопросы:

  1. Из какого царства: иудейского или израильского происходил пророк Аввакум?
  2. Выражение кого из ветхозаветных пророков о силе веры трижды цитирует апостол Павел в своих посланиях?
  3. Главная мысль пророческой книги Аввакума.
  4. Почему пророка Аввакума сравнивают с праведным Иовом?
  5. Богослужебное употребление книги пророка Аввакум.