КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ 3 страница

– 25:22: Островов, которые за морем. Т.е. приморских торговых поселений финикийцев.

– 26:20-23: История Урии показывает, что Иеремия не был одинок в своей проповеди. Но главной темой главы является не спасение Иеремии, а нежелание Иудеи повиноваться слову Божиему. Урия был умерщвлен, Иеремия же остался в живых, чтобы завершить свое заповеданное Богом служение (ср. Евр. 11:32-38).

– 27:2: Выя – шея.

– 28:13: Ярмо деревянное... ярмо железное. Бога невозможно обмануть пустым символическим жестом. Воплощенное в Анании нежелание Иудеи подчиниться пророчеству сделает неизбежное рабство еще более тяжким.

– 30:6: Рождает ли мужчина... у женщины в родах.Родовые муки символизируют страдания, которые причиняет иудеям вавилонское войско (4:19-31).

– 31:15: Голос... в Раме... Рахиль плачет.Рама располагалась на территории колена Вениаминова в прежнем северном царстве. Рахиль приходилась бабкой Ефрему и Манассии (родоначальникам двух наибольших северных колен). Оплакиваемое уничтожение северных колен происходило в 722 г. до Р.Х.

– 31:19: Бил себя по бедрам– знак глубочайшего раскаяния.Бесславие юности,т.е. позор какой я заслужил прежним своим поведением.

– 31:26: Едва ли предшествующее откровение Иеремия получил во сне: он вовсе не был сновидцем (23:25). Вероятно, он хочет здесь сказать, что картина, какую он увидел перед собой в откровении, походила на сладостное сновидение. Отдаленно будущее, которое раскрылось перед ним, подействовало на его душу как укрепляющий сон.

– 31:38: Башня Анамеила - башня, которая находилась на северо-восточном углу Иерусалима, близ башни Меа, между Овечьими воротами. Называется так, вероятно, по имени строителя. Так она звучит у пророков Иеремии и Захарии. Однако она называлась и башней Хананэла (Бог есть благ; Неем. 3:1, 12:39).

– 31:40: Долина трупов,т.е. Енномова долина.

– 32:7-9: В Анафофе,т.е. в родном городе Иеремии (см. 1:1).

По праву родства тебе надлежит купить его.Скорее всего, Анамеил должен был продать поле, чтобы покрыть долг, а Иеремии, как родственнику, надлежало выкупить его имущество. Приобретение поля в то время, когда народ оказался перед лицом утраты всей своей земли, на первыйвзгляд, казалось бессмысленным.

Семь сиклей серебра и десять серебренников.Скорее всего, это была обычная цена, хотя в данных обстоятельствах поле вообще ничего не стоило.

– 32:24: Насыпи в данном случае фортификационные строения для взятия города.

– 35:2: Рехавиты, потомки Рехава. Ионадав, сын Рехава и родоначальник рода Рехава, запретил своим потомкам пить вино, строить дома, сеять хлеб, разводить виноградники или ухаживать за ними. Всю свою жизнь они должны были жить в шатрах (Иер 35:6 и след.). Рехавиты соблюдали заповедь своего праотца, и только вторжение Навуходоносора заставило их переселиться в Иерусалим (ст. 8-11). Послушание рехавитов Господь противопоставил непокорности жителей Иудеи (ст. 12-17) и дал рехавитам обетование сохранить их (ст. 18-19) во время исполнения суда над Иудеей. Во времена Ахава, когда народ Израиля стал жить богаче, а некоторые семьи просто утопали в роскоши, в страну проникло идолопоклонство. Ионадав же придерживался простой жизни жителей пустыни и верно служил Господу (см. 4 Цар. 10:15 и след.,23). Рехавиты уже самим своим существованием напоминали о Боге отцов и о необходимости вновь обратиться к Нему. В настоящее время в Месопотамии и в Аравии существует секта рехавитов, утверждающая, что продолжает традиции рехавитов Ветхого Завета.

– 35:3: Здесь речь идет не о пророке Иеремии. В описываемую эпоху это имя было очень распространено (40:8).

– 36:1: В четвертый год Иоакима. Т.е. в 605 г. до Р.Х. В этот год Навуходоносор впервые напал на Иерусалим.

– 36:6: Неизвестно, кокой это был пост. В те трудные времена иногда назначались экстренные посты или дни покаяния для того, чтобы умилостивить разгневанного Яхве.

– 37:10:Этими словами пророк разбивает легендарную пословицу, что Иерусалим смогут защитить и калеки и раненными.

– 38:14: При третьем входе. Возможно, этот больше нигде не упомянутый вход в храм предназначался только для царя и потому был потайным.

 

Контрольные вопросы:

  1. В какой среде родился пророк Иеремия?
  2. Почему содержание проповеди Иеремии противоречили историческим обстоятельствам в Палестине?
  3. Что ответил пророк Иеремия на призыв Господа?
  4. Кто выступил против проповедей Иеремии и боролся с ним на протяжении всей его жизни?
  5. Кто поддержал проповедь Иеремии от нападок храмовых служителей? Почему?
  6. Отношение иудейских царей к проповедям Иеремии.
  7. Какой была реакция Иоакима на принесенное письменное пророчество Иеремии написанное и оглашенное Варухом?
  8. Как изменилось положение дел в Иудеи после прихода к власти сына Иоакима – Иехонии? Как это отразилось на проповеди Иеремии?
  9. Каким образом Иеремия укреплял переселенных в Вавилон иудеев? Какими словами?
  10. Когда был утерян Ковчег Завета? Предсказывал ли это пророк Иеремия?
  11. Зачем Иеремия был уведен иудеями в Египет?
  12. Мессианские пророчества Еремиии.
  13. Поясните утверждение: «Книга «Плач Иеремии» была написана алфавитным акростихом».

 

 

ЛЕКЦИЯ 14