КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ 3 страница
– 25:22: Островов, которые за морем. Т.е. приморских торговых поселений финикийцев.
– 26:20-23: История Урии показывает, что Иеремия не был одинок в своей проповеди. Но главной темой главы является не спасение Иеремии, а нежелание Иудеи повиноваться слову Божиему. Урия был умерщвлен, Иеремия же остался в живых, чтобы завершить свое заповеданное Богом служение (ср. Евр. 11:32-38).
– 27:2: Выя – шея.
– 28:13: Ярмо деревянное... ярмо железное. Бога невозможно обмануть пустым символическим жестом. Воплощенное в Анании нежелание Иудеи подчиниться пророчеству сделает неизбежное рабство еще более тяжким.
– 30:6: Рождает ли мужчина... у женщины в родах.Родовые муки символизируют страдания, которые причиняет иудеям вавилонское войско (4:19-31).
– 31:15: Голос... в Раме... Рахиль плачет.Рама располагалась на территории колена Вениаминова в прежнем северном царстве. Рахиль приходилась бабкой Ефрему и Манассии (родоначальникам двух наибольших северных колен). Оплакиваемое уничтожение северных колен происходило в 722 г. до Р.Х.
– 31:19: Бил себя по бедрам– знак глубочайшего раскаяния.Бесславие юности,т.е. позор какой я заслужил прежним своим поведением.
– 31:26: Едва ли предшествующее откровение Иеремия получил во сне: он вовсе не был сновидцем (23:25). Вероятно, он хочет здесь сказать, что картина, какую он увидел перед собой в откровении, походила на сладостное сновидение. Отдаленно будущее, которое раскрылось перед ним, подействовало на его душу как укрепляющий сон.
– 31:38: Башня Анамеила - башня, которая находилась на северо-восточном углу Иерусалима, близ башни Меа, между Овечьими воротами. Называется так, вероятно, по имени строителя. Так она звучит у пророков Иеремии и Захарии. Однако она называлась и башней Хананэла (Бог есть благ; Неем. 3:1, 12:39).
– 31:40: Долина трупов,т.е. Енномова долина.
– 32:7-9: В Анафофе,т.е. в родном городе Иеремии (см. 1:1).
По праву родства тебе надлежит купить его.Скорее всего, Анамеил должен был продать поле, чтобы покрыть долг, а Иеремии, как родственнику, надлежало выкупить его имущество. Приобретение поля в то время, когда народ оказался перед лицом утраты всей своей земли, на первыйвзгляд, казалось бессмысленным.
Семь сиклей серебра и десять серебренников.Скорее всего, это была обычная цена, хотя в данных обстоятельствах поле вообще ничего не стоило.
– 32:24: Насыпи в данном случае фортификационные строения для взятия города.
– 35:2: Рехавиты, потомки Рехава. Ионадав, сын Рехава и родоначальник рода Рехава, запретил своим потомкам пить вино, строить дома, сеять хлеб, разводить виноградники или ухаживать за ними. Всю свою жизнь они должны были жить в шатрах (Иер 35:6 и след.). Рехавиты соблюдали заповедь своего праотца, и только вторжение Навуходоносора заставило их переселиться в Иерусалим (ст. 8-11). Послушание рехавитов Господь противопоставил непокорности жителей Иудеи (ст. 12-17) и дал рехавитам обетование сохранить их (ст. 18-19) во время исполнения суда над Иудеей. Во времена Ахава, когда народ Израиля стал жить богаче, а некоторые семьи просто утопали в роскоши, в страну проникло идолопоклонство. Ионадав же придерживался простой жизни жителей пустыни и верно служил Господу (см. 4 Цар. 10:15 и след.,23). Рехавиты уже самим своим существованием напоминали о Боге отцов и о необходимости вновь обратиться к Нему. В настоящее время в Месопотамии и в Аравии существует секта рехавитов, утверждающая, что продолжает традиции рехавитов Ветхого Завета.
– 35:3: Здесь речь идет не о пророке Иеремии. В описываемую эпоху это имя было очень распространено (40:8).
– 36:1: В четвертый год Иоакима. Т.е. в 605 г. до Р.Х. В этот год Навуходоносор впервые напал на Иерусалим.
– 36:6: Неизвестно, кокой это был пост. В те трудные времена иногда назначались экстренные посты или дни покаяния для того, чтобы умилостивить разгневанного Яхве.
– 37:10:Этими словами пророк разбивает легендарную пословицу, что Иерусалим смогут защитить и калеки и раненными.
– 38:14: При третьем входе. Возможно, этот больше нигде не упомянутый вход в храм предназначался только для царя и потому был потайным.
Контрольные вопросы:
- В какой среде родился пророк Иеремия?
- Почему содержание проповеди Иеремии противоречили историческим обстоятельствам в Палестине?
- Что ответил пророк Иеремия на призыв Господа?
- Кто выступил против проповедей Иеремии и боролся с ним на протяжении всей его жизни?
- Кто поддержал проповедь Иеремии от нападок храмовых служителей? Почему?
- Отношение иудейских царей к проповедям Иеремии.
- Какой была реакция Иоакима на принесенное письменное пророчество Иеремии написанное и оглашенное Варухом?
- Как изменилось положение дел в Иудеи после прихода к власти сына Иоакима – Иехонии? Как это отразилось на проповеди Иеремии?
- Каким образом Иеремия укреплял переселенных в Вавилон иудеев? Какими словами?
- Когда был утерян Ковчег Завета? Предсказывал ли это пророк Иеремия?
- Зачем Иеремия был уведен иудеями в Египет?
- Мессианские пророчества Еремиии.
- Поясните утверждение: «Книга «Плач Иеремии» была написана алфавитным акростихом».
ЛЕКЦИЯ 14