КНИГА ПРОРОКА НАУМА

Даже язычники усматривали в судьбе Ассирии кару за ее преступления. Так, вавилонский летописец видел здесь расплату за святотатства Синахериба. Но особенно сильное впечатление эти события произвели на еврейских пророков. Катарсис исторического воздаяния явился как бы благой вестью для тех, кто в мучительном недоумении смотрел на разгул грубой силы. И поэтому, когда можно было ждать, что Ниневия пожнет плоды своих зверств, ее близкий финал был воспринят как суд Божией правды. Об этом пел грозные песни в храме Иерусалимском иудейский поэт Наум Элькошит. В них воедино слились гнев и ликование народов о гибели тирана. Поэмы Элькошита проникнуты эпической силой, образы их красочны и монументальны. Иногда кажется, что он воочию видит последние часы Ниневии (Наум 2:1): Поднимается на тебя сокрушающий молот, охраняй твердыни, стереги дороги, препояшь чресла, собирайся с силами! Вот враг подступает к воротам Ниневии, окружает ее стены: Щит витязей его красен, воины его в багряных одеждах, Огнем блестят колесницы в день приготовления к бою, и лес копий волнуется. Ассирийский царь пытается остановить лавину: Он зовет храбрецов своих, но на ходу они спотыкаются, Спешат на стены, но вот уже - штурм, "Речные" ворота распахнуты, чертоги разрушаются. "Стойте, стойте!" - кричат, но никто не остановит их... Сопротивление сломлено, и мстители врываются в город. Они бегут по улицам, ломятся во дворцы, тащат все, что попадается под руку. Сквозь шум битвы они перекликаются друг с другом: Расхищайте серебро, тащите золото! Нет конца драгоценностям и украшениям! Художественные средства, к которым прибегает Элькошит, отличаются от тех, что были приняты у греков. Здесь все построено на вспышках зрительных и звуковых впечатлений, на отдельных фрагментах, мгновенно возникающих в дыму пожара и снова в нем исчезающих. Как на экране мелькают образы-видения, а надо всем господствует голос пророка-судии: Горе кровавому городу, полному лжи и насилия! В нем не прекращается грабеж! Слышно хлопанье бича и стук катящихся колес, ржание коней, грохот скачущей колесницы. Несется колесница, сверкает меч, блестят копья. Павших много, и груды тел, нескончаемы убитые, всюду спотыкаются о них. Поэма заканчивается погребальной песней. "Лев, терзавший добычу", сам стал добычей других: Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; Рассеян по горам народ твой, и некому собрать его. Не заживет рана твоя, мучительная язва твоя. Все, услышав весть о тебе, будут рукоплескать, Ибо кто не испытывал на себе непрестанно злобу твою? Песни Наума Элькошита были впоследствии включены в Библию как суровое предостережение властителям и народам: любых тиранов рано или поздно настигнет суд; безумие и жестокость, на которые они опирались, обернутся против них самих. Летом 612 года предсказание иудейского певца исполнилось буквально. Киаскар Мидийский и Набопаласар осадили Ниневию. После трех отчаянных схваток ассирийцы бежали. Столица их была предана огню. Царь Ниневии покончил самоубийством. Однако агония Ассура еще длилась. Некий Асурбалит провозгласил себя царем и укрылся с остатками армии на севере, в Харране. Оттуда он послал гонцов в Египет с мольбой о помощи. Крах Ассирии открывал перед фараоном Нехо возможность восстановить контроль Египта над сирийскими областями. Осенью 609 года египетская армия выступила на север. Планы Нехо были, вероятно, неопределенными, скорее всего он намеревался действовать в соответствии с обстоятельствами. Захватив филистимский город Газу, Нехо двинулся на север вдоль побережья. В Галилее ему предстояло свернуть на восток и, перейдя Иордан, направиться к Евфрату. Когда царь Иосия получил сообщение о том, что египтяне идут по его земле, он немедленно велел собрать войско, чтобы преградить путь фараону. Нехо не хотел ослаблять своих сил и поэтому отправил послов к Иосии, лицемерно заверяя его в своих мирных намерениях. "Мне нет до тебя дела, царь Иудейский, писал он, не против тебя я иду сейчас, а иду туда, где у меня война". Но Иосия не поверил в искренность фараона. Он не без основания опасался, что, вернувшись с победой, Нехо станет претендовать на власть в Палестине. К тому моменту, когда египтяне вступили в Галилею, Иосия уже выстроил свои отряды близ Мегиддо и заявил, что не пропустит фараона с миром. Это была ошибка: Иудейский царь не рассчитал своих сил, противопоставив их огромной, хорошо обученной армии Нехо. К тому же исход битвы был предрешен с самого начала: при первых же выстрелах египетских лучников Иосия, стоявший впереди на колеснице, был тяжело ранен. Его уложили на повозку и погнали лошадей в Иерусалим. Лишенное своего вождя, иудейское войско в беспорядке отступило, а Нехо, разграбив Мегиддо, двинулся дальше.

Сведения о пророке Науме.Сведения о пророке Науме (с евр. — Утешитель), скудны. В переводах 70-ти и славянском он называется «сыном Елкесеевым» (1:1), но в еврейском тексте слово «бен» — «сын» отсутствует и поэтому еврейское слово елкоши экзегеты в большинстве принимают за название места рождения пророка, но расходятся во мнениях относительно его географического местоположения. По блж.Иерониму Елкош находился на севере Галилеи, а по св.Кириллу — в Иудее.

Время служения пророка Наума, не обозначенное в книге, определяется по содержанию его пророчеств, из которых видно, что Наум пророчествовал в Иудее в ассирийскую эпоху, во всяком случае, до разрушения Ниневии мидянами и халдеями в 612 г., так как падение ассирийской столицы в книге только предсказывается (2:6-9 и др.). Из того, что в 3:8-10 говорится о разрушении Но-Амона (египетские Фивы), завоеванного в 663 г. до Р.Х. ассирийским царем Асаргаддоном (который около этого времени увел в оковах в Вавилон иудейского царя Манассию, 2 Пар. 33:11, и переселил в Ассирию остатки израильтян, живших на территории бывшего десятиколенного царства, 1 Езд. 4:2-10) следует, что Наум начал свое служение после этой даты. Поскольку иудеи в его книге не обличаются в идолопоклонстве, а изображаются как страдальцы от ассирийского ига, которым возвещается спасение от Господа (1:12-15), время написания книги пророка Наума можно отнести к 621-612 гг., т.е. ко второй половине царствования Иосии (639-609), предпринявшего в 621 г. религиозную реформу с целью искоренения идолослужения и сосредоточения богослужения в Иерусалимском храме (4 Цар. 22-23). Память св. пр. Наума празднуется 1/14 декабря.

Состав и содержание книги.Книга пророка Наума по своему содержанию относится к тем отделам пророческой письменности, предметом которых является будущая судьба языческих народов.

Главная тема пророчества Наума — приближающееся падение Ниневии, столицы могущественной, но жестокой Ассирии, которая в древнем мире стала символом кровожадной жажды завоеваний.

В ряде мест книги пророк говорит, что Господь «всепотопляющим наводнением» положит конец Ниневии (см. 1:8; 2:6; ср. 3:8). Пророчество о погибели Ниневии «от воды» и ее вечном запустении исполнилось с буквальной точностью в 612 г. до Р.Х. Ее разорение и последовавший распад всей могущественной Ассирийской империи красочно описали Геродот, Диоскор Сицилийский, Ксенофонт и другие греческие писатели. Ниневия, упорно оборонявшаяся против осаждающих ее мидян и вавилонян, была взята Клаксаром, царем мидийским, и Набопаласаром, царем вавилонским, после того как была устроена запруда реки Тигр, мощные воды которой, изменившие течение, устремились в город, подмыли городские стены и позволили неприятелю вторгнуться в него. Царь ассирийский Сарданалал (Синшаруишкун), отчаявшись в спасении от плена, приказал разжечь во дворце огромный костер, и, собрав золото и серебро, сжег себя вместе с женами, наложницами и драгоценностями. С тех пор Ниневия никогда не восставала. Не так давно еще неизвестно было даже местоположение Ниневии, разрушенной более двух с половиной тысяч лет назад, и только в середине XIX века открытой благодаря раскопкам Лейярда и Раулинсона. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума.

 

Экзегетический разбор:

– 1:4: Запретит Он. Слово Господа покоряет силы хаоса (Исх., гл. 14). Морю... реки. Господь лишает жизненной силы источники плодородия. Богатая растительность Васана, Кармила и Ливана блекнет, когда горячий ветер пустыни, посланный Богом, проносится над ними.

– 2:3: Щит героев красен. Либо он изготовлен из меди либо выкрашен в красный цвет – цвет крови. Так как у вавилонян красный был любимым цветом, то нет ничего странного и в том, что одежды воинов халдеев, мидян и персов были преимущественно багряного или пурпурного цвета.

– 2:5: В момент наступающей роковой опасности царь Ассирии вспомнит о своих славнейших сподвижниках, отличающихся как рассудительностью, так и мужеством, соберет их всех, чтобы они при содействии лучших воинов, сумели отразить от стен города неприятеля, готового вторгнуться уже в центр его. Но все герои Ниневии окажутся ничтожными: потеряв присутствие духа, толкая друг друга и спотыкаясь на пути, ринутся они к городским стенам, осаждаемым неприятелем, но будет уже поздно: страшные осадные стенобитные машины с сокрытыми в ней воинами уже в полном боевом порядке готовы двинуться на своих колесах к стенам Ниневии.

– 2:9: Богатство, собранное в течение долгого времени.

– 3:15: Самые энергичные попытки противостоять вторжению бесполезны. Город и его обитатели преданы огню и мечу.

 

Контрольные вопросы:

1. Конец какого великого города описывал в своей проповеди пророк Наум? Столицей какой империи он был?

2. Опираясь на содержание проповеди пророка Наума укажите время пророческого служения данного пророка.

3. Каким образом была взята Ниневия? Проповедовал ли об этом пророк Наум?

4. Богослужебное употребление книги пророка Наума.

 

ЛЕКЦИЯ 13