КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ

Личность и служение пророка.Пророк Михей (с евр. - «кто как Бог») происходил из селения Морасфа (на юго-восток от Иерусалима), пророчествовал в Иудее при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, т.е. примерно в 740-695 гг. до Р.Х., и был современником Исаии и Осии. Эпоха Исаии и Михея была полной бурных исторических событий, приведших в волнение весь древний Восток и имевших большие последствия для Израиля и Иуды. Но разные условия жизни и окружающей обстановки отразились на писаниях обоих пророков. В то время как Исаия, по своему аристократическому положению стоявший, по-видимому, в близких отношениях к царскому двору, обнаруживает живой интерес к политическим движениям времени, стремится дать направление этим движениям, и в своей книге пишет как человек, знакомый с обществом и нравами столицы, Михей — выходец из деревни Морасфы, в своих проповедях для Иудеи был тем же, чем пастух Амос для Израиля. Подобно Амосу, пророк Михей в своей книге выступает главным образом как моралист, совсем не затрагивает политических ситуаций своего времени и везде говорит как выходец из народа, как житель деревни. Это же, между прочим, выражается в том особенном сочувствии к обиженным, с которым Михей, подобно Амосу, говорит о преступлениях богатых против бедных, наглядно изображая, как иудейские вельможи на ложах своих изобретают средства для своего обогащения за счет бедных (2:1-9; 3:3), а также в образах выражений, заимствованных из деревенской жизни, которые неоднократно встречаются в его книге (2:12; 4:6-7; 5:3-7; 7:17).

О Михее Морасфитянине имеется упоминание в книге пророка Иеремии по поводу предсказаний Иеремии о печальной судьбе Иерусалима. Некоторые из старейшин напомнили (в поддержку Иеремии) всему народному собранию, что об этом же пророчествовал Михей Морасфитянин во дни Езекии (Иер. 26:17-18). Память его празднуется Церковью 14/27 августа.

Пророка Михея Морасфитянина следует отличать от более древнего по времени служения неписьменного пророка Михея, сына Немалая, пророчествовавшего в Израильском царстве во времена пророка Илии и нечестивого царя Ахава (3 Цар. 22).

Состав и содержание книги.Книга пророка Михея состоит из семи глав и может быть разделена на три части, из которых в первой (глл. 1-3) — содержатся предсказания о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима; во второй (глл. 4-5) — говорится о спасении Израиля и языческих народов через Старейшину из Вифлеема, а в третьей (глл. 6-7) излагаются обличительные речи на Израиля, и возвещается надежда на спасение.

Часть первая (1-3 глл.). Пророк начинает свои речи возвещением разрушения Самарии, вместе с ее идолами, затем с такой же угрозой он обращается и к Иерусалиму (гл. 1). Причиной божественного гнева на Иерусалим является нечестие иудеев, в особенности же преступления иудейских вельмож, лжепророков и судей. Иудейские вельможи ночью на ложах своих придумывали планы ограбления бедных и приводили их в исполнение днем: путем насилия отбирали чужие поля, дома и собственность, лишая детей родительского наследства (2:1-9). К этой теме пророк возвращался неоднократно. Ложные пророки льстили народу и из корыстных побуждений вводили его в заблуждение, возвещая мир и благополучие, когда предстояло бедствие. За вознаграждение они «проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (2:5). Характеризуя нравственное состояние всех иудеев, пророк со скорбью говорит: «Если бы какой‑либо ветренник выдумал ложь и сказал: я буду проповедовать тебе о вине и сикере, то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (2:11). «За эти преступления, — возвещает пророк, — Сион будет распахан, и Иерусалим сделается грудой развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом» (3:12). Эти угрозы в 2:12-13 прерываются обетованием о будущем соединении Израиля и Иуды и возвращении их из плена.

Вторая часть книги (глл. 4-5) содержит утешительные пророчества, возвещенные уже после падения Самарии в 722 г. Предсказание о подобной же участи Иерусалима в это время могло привести слушателей пророка к отчаянию. Михей поэтому поднимает их дух и надежды пророчествами о наступлении лучших времен. Пророк возвещает, что гора дома Божия (Сион), которой угрожает опасность быть распаханной, некогда прославится более всех гор, ибо к ней соберутся все народы с целью научения закону, который выйдет из Сиона и Иерусалима (4:1-4).

Древние иудеи видели в пророчестве Мих. 4:1-4 предсказание о возвращении из вавилонского плена, но пророчество это значительно шире по своему содержанию, т.к. в нем предвозвещается ниспослание духовных благ и притом для всех народов, не только иудеев, но и язычников, что отметили в своих толкованиях еще отцы и учители Церкви, объяснявшие его в мессианском смысле (св. Иустин Мучник, св. Ириней, Тертуллиан, блж. Феодорит, св. Кирилл Александрийский, св. Ефрем Сирин, св. Иоанн Златоуст). По святоотеческому толкованию, пророк Михей в 4:1-4 предвещает распространение евангельской проповеди среди евреев и язычников.

Утешительные пророчества второй части книги заканчиваются предсказаниями рождения Виновника спасения — Старейшины из Вифлеема, имеющего происхождение «из начала, от дней вечных» (5:2 и сл.), Который защитит остаток Иакова и сделает его мирным и святым народом, среди которого не будет уже коней, колесниц и предметов ложного богопочитания.

Третья часть книги (глл. 6-7) заключает в себе речи пророка, относящиеся к разным периодам его служения, которые поэтому трудно датировать. Начинается эта часть обличительной речью, изложенной в форме состязания Господа с Израилем (6:1-7:6), а заканчивается надеждой на спасение (7:7-20). Призывая горы и холмы в свидетели суда Господа и Израиля и для напоминания о благодеяниях Божиих, явленных в его прежней истории, пророк далее ставит на вид пред своими современниками то, что у них сохранились обычаи Амврия и дела дома Ахавова (6:16): нет справедливости, дел милосердия и истинного богопочитания (6:6), кругом ложь, обман и угнетение бедных.

Пророчество Михея о месте рождения Спасителя И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. (5:2).«Вифлеем» значит «дом хлеба», так он назван за плодородие его полей. Ефрафа — более древнее название Вифлеема, по имени родоначальника жителей Вифлеема правнука Иуды (Руф. 1:2; 1 Цар. 17:12; 1 Пар. 4:4). «Тысячи иудины» — значительные иудейские города, в которых взрослое мужское население (подлежавшее переписи) достигло тысячи и более человек. По смыслу пророчества, Вифлеем, хотя и небольшой город, но в будущем он прославится, когда из него произойдет Мессия: «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле».*

Ст. 3. «посему оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить». Под «Имеющей родить» одни толковники разумеют Церковь (блж. Иероним, блж. Феодорит), другие — Пресвятую Деву Марию (прп. Ефрем Сирин, св. Кирилл Александрийский и экзегеты нового времени). Это толкование предпочитается первому. Пророк не дает разъяснений об «Имеющей родить», как думают, потому что Она предполагается известной служителям из пророчества современника Михея — Исаии, предвозвестившего о рождении Еммануила от Девы (Ис. 7:14). Михей же дополняет Исаию пророчеством о месте рождения Спасителя.

Богослужебное употребление книги.Из книги пророка Михея читаются две паремии. В канун Рождества Христова на первом часе и на вечерне — отделы 4:6-7 и 5:2-4 — о Церкви Христовой и о рождении Христа в Вифлееме. На праздник Преполовения, когда вспоминается излияние Святого Духа на апостолов, читаются: 4:2-3:5; 5:4 и 6:2-5:8.

Экзегетический разбор:

– 1:10: Пророк запрещает Иудее объявлять о постигшем их бедствии и даже плакать громко в филистимском городе Гефе, дабы не вызвать злорадство исконных врагов и тем усугубить бедствие. Вместо этого пророк приглашает народ предаться скорби и облечься в траур в Офре, городе в Вениаминовом колене.

– 1:13: Еврейское выражение, дословно означающее "быстрых коней", имеет иронический оттенок: "Запрягайте в боевые колесницы скаковых лошадей". Начало греха. Лахис, одна из главных твердынь Израиля, источник секуляризма (5:10). Дщери Сионовой. Персонификация Иерусалима.

– 2:6: Приглашение пророку не лить слез по поводу предстоящего бедствия ввиду неотвратимости его.

– 3:3: Образно пророк выражает мысль об угнетении народа.

– 6:10: Уменьшенная мера – уменьшенная гиря при помощи которой нечестивец обвешивал людей обогащаясь неправедно.

– 6:16: Амврий – родоначальник династии, запятнавшей себя идолослужением и беззакониями (3 Цар. 16:31; 18:18). Ахав был наиболее ярким представителем этой династии.

– 7:17: Будут лизать прах как змея, т.е. повергнутся на землю от ужаса.

 

Контрольные вопросы:

1. Из какого царства: иудейского или израильского происходил пророк Михей?

2. Современником каких пророков был пророк Михей?

3. Насколько отразилась политическая жизнь столицы в проповедях пророка Михея?

4. В книге какого пророка встречается имя пророка Михея в связи с предсказанием о печальной судьбе Иерусалима?

5. Против кого были направлены обличительные речи пророка Михея?

6. Почему Господь через пророка Михея повелевает, чтобы евреи не объявляли о горе в Гефе и не плакали там громко (Мих. 1:10)?

7. Поясните 13 стих 1 главы пророка Михея: Запрягай в колесницу быстрых, жительница Лахиса; ты - начало греха дщери Сионовой, ибо у тебя появились преступления Израиля?

8. Богослужебное употребление книги пророка Михея.