Понятие о пророках

У евреев библейских времен самым употребительным названием пророков было «наби». Слово наби, по объяснению гебраистов, происходит от архаического корня «нб», сохранившегося в родственном еврейскому арабском языке, со значением говорить, сообщать. В переводе на русский язык наби, следовательно, значит «говорящий», т.е. вестник, оратор, проповедник. Точнее значение термина наби можно определить по: «Сказал Господь Моисею: смотри, Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (наби)... будет говорить фараону» (Исх. 7:1-2). «Ты будешь говорить ему (Аарону) и будешь влагать слова в уста его, а он будет говорить вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами» (Исх. 4:15-16). Наби, следовательно, не только вестник, оратор или проповедник, но еще и посредник, который говорит не от себя, а передает волю другого лица. Аарон был пророком Моисея и передавал фараону и израильтянам слова Моисея, пророка Господня. Пророк же Господень («наби га-Елогим») есть посредник между Богом и людьми, глашатай Божий, провозвестник и истолкователь воли Божией. Перевод LXX еврейское слово наби передает греческим 1) предсказатель и 2) человек, который говорит за другого. Основываясь на значении греческого или русского слова «пророк», иногда рассматривают пророков только как предсказателей будущего, но это не совсем верно. В действительности пророчества о будущем, хотя и очень важные по своему значению, занимают в пророческих речах сравнительно небольшой объем. Пророки проходили свое служение среди своих современников и, прежде всего, имели ввиду их, а затем уже и их потомков, возвещая волю Божию относительно настоящего, прошедшего или будущего. Этого не следует забывать при чтении и изучении пророческих книг.

Кроме «наби», в оригинальном тексте Библии встречаются и другие названия пророков: «рое» – провидец (1 Цар. 9:9; 2 Пар. 16:7), «хозе» – прозорливец (2 Цар. 24:11; 2 Пар. 19:2, 12:15; «цофе» – страж (Ис. 62:6; Иез. 3:17; 33:7); «пастырь» – в смысле духовный руководитель (Иер. 17:16); «человек Божий» (4 Цар. 6:6; 3 Цар. 12:22) и «ангел Божий» – в смысле «вестник воли Божией» (Суд. 2:1; Агг. 1:13). Термин «рое» – провидец и «хозе» – прозорливец, обозначают особый дар пророческого ведения (прозрения), который проявился у пророков, названных этими словами (Самуил, Анания, Гад, Амос и др.), а название «цофе» – страж, указывает на обязанность пророков быть духовными блюстителями религиозно-нравственной жизни библейского народа.

Из различных наименований пророков в Священном Писании и из рассмотрения их деятельности можно составить следующее понятие о них. Пророки Ветхого Завета были чрезвычайными посланниками Божьими и учителями библейского народа, возвещавшими волю Божию относительно настоящего, прошедшего и будущего; как подлинные представители истинной религии, они хранили, защищали и проповедовали монотеизм, высокую нравственность и мессианизм, подготавливая таким образом верующих для Нового Завета.

Пророков, по характеру их деятельности, следует отличать от других служителей ветхозаветной теократии – первосвященников и священников, служение которых было сходно с пророческим по цели, но различно по характеру. Первосвященники и священники религиозно-нравственное воспитание народа основывали на исполнении обрядовых предписаний закона, в толковании которых они шли не далее простого уразумения его. Пророки же, как религиозно-нравственные проповедники и носители особых даров Святого Духа, раскрывали самую сущность обрядового закона, имевшего своей целью приготовить ветхозаветный Израиль к пришествию Мессии (Гал. 3:24).