ПЕРВАЯ КНИГА ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ

Богословское значение

С некоторой правомерностью книги Паралипоменон называют примером догматической историографии – истории, написанной с богословской точки зрения. Богословие Летописца многогранно. Например, он подчеркивает непосредственную деятельность Бога. Битвы выигрывают или проигрывают не благодаря искусству воинов или раз­меру противостоящих сил, а в соответствии с Божественной волей, а временами, и чудесным вмешательством (напр., 2 Пар. 13: 15-18; 17:10; 20:22-25). Летописец свиде­тельствует о проверенной временем вере израильтян в то, что они одерживают по­беды силой Господней (Исх.15; Пс. 2; 19; 20; Притч. 21:31).

Богословие Хрониста определяется главной его мыслью: на­род Божий должен созидаться не как светская нация, а как рели­гиозная Община, Церковь. В этом Хронист является наследником пророка Иезекииля. Для него вера, молитва, богослужение и следо­вание Закону есть средоточие народной жизни. Он чужд сепаратиз­ма и готов принять в Общину и раскольников-северян, и инопле­менников.

 

Контрольные вопросы:

1. Какую цель преследовал писатель книги Паралипоменон?

2. Почему книги Паралипоменона называют примером догматической историографии?

3. Как Давид, не будучи священником, облачался в ефод? (1 Пар. 15:27).

4. Богослужебное употребление книг Паралипоменона.

 

ЛЕКЦИЯ 6

В еврейском каноне книги Ездры и Неемии представляют собой одну книгу, которая носит имя Ездры. В Септуагинте книги разделяются. Обе книги рассматривают одно и то же время и взаимно дополняют одна другую. Ездра – это священник, глубоко ученый муж, которому мы обязаны той ветхозаветной Библией, которую мы держим в руках, а Неемия – хранитель земли, вельможа. Обе книги продолжают собою Паралипоменон. Вместе с ними эти книги писали или содействовали их написанию пророки Аггей, Захария, Малахия. Книги имеют большое историческое значение и являются единственными документами, которые частично дают обзор жизни Палестины в период между разрушением Иерусалима и Маккавейскими войнами. Они охватывают период более ста с лишним лет. Начинаются они с возвращения из плена первых иудеев под руководством Зоровавеля в 538 году и заканчиваются вторым пребыванием Неемии в Иерусалиме. Составителями Книг были, безусловно, Ездра и Неемия, туда вошли их личные записи. Используются различные родословные из списков членов общины, подлинность этих книг подтверждается пророками Аггеем и Захарией. Общее направление книги Ездры – построение храма и борьба за очищение общества. Основное направление книги Неемии – это реформация или возрождение духовной жизни в Израиле. Практические поучения из этих книг следующие: Господь посылает своему народу тех людей, в ком Он непосредственно нуждается в настоящий момент, что проявляется в Зоровавеле, в Неемии, Ездре и пророках, которые служили вместе с ними.