Основные положения

Маска слоя

Маска слоя (layer mask) - это один из самых удобных способов управления видимостью изобразительных и корректирующих слоев изображения. Она позволяет частично скрыть содержимое редактируемого слоя. Маскирование пикселов изображения выполняется на основе информации дополнительного канала, который автоматически порождается программой после созданиямаски слоя.

Cовершенно корректное определение маски слоя, приведенное в предыдущем абзаце, мало дает для понимания сути происходящего. Приведем определение, использующее аналогию.

Действие маски слоя можно сравнить с пленкой, которая закрывает изображение данного слоя. Если нанести на пленку черную краску, то будут полностью скрыты все части оригинала, расположенные под закрашенными областями. Для непосвященного наблюдателя это равносильно стиранию изображения.

Рисование на маске белой краской равносильно созданию областей прозрачности. Это значит, что в этих фрагментах сохранится видимость точек изобразительного слоя. Остальные цвета делают пленку полупрозрачной, в зависимости от своей близости к одному из граничных цветов белому или черному.

Все изменения маски не затрагивают основной изобразительный слой. Фактически его пикселы остаются в неприкосновенности, меняется только их видимость, в зависимости от цвета соответствующих точек маски.


увеличить изображение
Рис. 4.6.Применение маски слоя

Действие маски слоя можно продемонстрировать на примере, показанном на рис. 4.6. Это однослойное изображение с хорошим контрастом фона и изображения фламинго. Важно, что слой не является фоновым (Background), иначе создать маску было бы невозможно. Маска слоя Layer 0 повторяет очертания фона, поэтому в рабочем окне можно видеть только изображения птиц.


Рис. 4.7.Применение переходной маски слоя

На рис. 4.7 показан еще один пример с маской слоя. В оригинале на нем нарисован эффектный желтый утенок на белом фоне. При помощи маски слоя получен эффект таяния образа, когда картинка плавно сливается с фоном, как бы перетекает в него.Маска, которая реализует этот эффект, представляется в виде градиента - плавного перехода от черного цвета к белому. Его черные точки полностью закрывают оригинал, белые точки маски делают изобразительный слой видимым, а все промежуточные градации серого цвета превращают его в полупрозрачный.

Следует ясно понимать разницу между двумя состояниями обрабатываемого изображения. Работа на слое и на его маске влечет за собой совершенно различные последствия для изображения. В первом случае средства программы применяются к точкам изображения. Во втором случае обработка ведется на дополнительном объекте, который хотя и связан со слоем, но не эквивалентен ему. Многие особенности поведения масок можно предсказать и объяснить, если рассматривать их как дополнительный полутоновый слой, наложенный на основной пласт изображения.