V. Задачи занятия
IV. Цель занятия
III. Мотивационная характеристика темы
Острая дыхательная недостаточность (ОДН) – одно из наиболее тяжелых осложнений, встречающихся в реанимационной практике. Позднее ее распознавание и неадекватное лечение может привести к летальному исходу. ОДН возникает при многих ситуациях:
· при нарушении работы дыхательного центра (передозировка наркотических веществ, отравление снотворными, кома, нарушение мозгового кровообращения);
· при нарушении проходимости дыхательных путей (аспирация инородных тел, секретов ротовой полости, в том числе, желудочных масс и крови при ранениях лицевого скелета, задержка бронхиальных секретов;
· при нарушении откашливания у больных в коматозном состоянии или травме грудной клетки;
· при ограничении дыхательных экскурсий вследствие плевральных выпотов, высокого стояния диафрагмы или болевых синдромов груди и верхнего этажа живота;
· при функциональной недостаточности дыхательной мускулатуры (параличи или спазмы);
· при резких нарушениях электролитного баланса, особенно дефиците ионов К, и КОС, при некоторых инфекционных поражениях и отравлениях;
· в связи с паренхиматозными изменениями легочной ткани (заполнение жидкостью альвеол, отек легкого, эмболии, легочные повреждения).
Учитывая многообразие причин, вызывающих ОДН, методами диагностики, профилактики и лечения должен владеть врач любой специальности.
Научить студентов патогенетически обоснованной интенсивной терапии ОДН.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Принципы интенсивной терапии состояний, сопровождающихся ОДН.
2. Принципы ликвидации закупорки дыхательных путей.
3. Угнетение дыхания. Различные механизмы апноэ. Особенности диагностики в условиях ОИТР.
4. Аспирационный синдром.
5. Пневмония.
6. Респираторный дистресс синдром взрослых.
7. Ателектаз, плеврит, тромбэмболия легочной артерии. Кислородная терапия. Показания к ИВЛ, осложнения, различные методы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. Обеспечить проходимость дыхательных путей.
2. Провести ИВЛ любым доступным методом.
3. Уметь проводить кислородотерапию с помощью нозофарингеальных катетеров и маски.
4. Определить показания к ИВЛ или вспомогательному дыханию.
5. Уметь проводить учебную анальгезию закисью азота с кислородом.
6. Определять показания и противопоказания к проведению реанимационных мероприятий и выполнять их по алгоритму Сафара.
7. Уметь проводить обезболивание наркотическими анальгетиками, препаратами для НЛА, анальгезию закисью азота с кислородом.
8. Уметь оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током.
9. Уметь диагностировать степень ОДН.
10. Определять показания к ВИВЛ и ИВЛ.
11. Определять последовательность лечебных мероприятий при купировании астматического статуса, судорожного синдрома, ОДН, обусловленной массивной пневмонией, ателектазом легких, механической обструкции трахеи и бронхов.