Захват кинжалом оружия противника

Действия на оружие

Повторные атаки

Ответные атаки

В только что приведенной комбинации ответные атаки были выпол­нены и шпагой, и кинжалом. Шпагой можно выполнить все ответные действия, применяемые в школе сценического боя. Ответные атаки кин­жалом применяются только при перемене стойки вперед, когда бойцы сближаются. Ответные атаки кинжалом выполняются теми же уколами, что и атаки шпажные. Применение кинжала дает возможность сыграть бой разнообразнее.

 

Этот вид нападения шпагой — в точном соответствии со школой сценического боя. Кинжал приме­няется как средство повторной ата­ки только при сближенной дистан­ции. Атаку кинжалом выполняют обязательно с выпадом левой но­гой, что создает удобное положе­ние для продолжения следующей повторной атаки уже шпагой. Так можно получить комбинацию, ус­ловно названную «Мельница».

 

Упражнение № 229. «Мель­ница»

Техника исполнения. Последо­вательно выполняются команды: «Моя — шпагой в грудь — коли!, противник — третья шпагой!» и затем «Моя — кинжалом в пра­вый бок — бей, противник — ска­чок назад». Далее «Моя — кругом справа голову — руби, против­ник — пятую шпагой»; «Моя — кинжалом в правый бок — бей, противник — скачок назад!». Далее продолжить комбинацию теми же приемами.

В финале надо от шпаги защи­титься кинжалом шестой защитой, а от кинжала — второй шпажной защитой, но не отступая. Партнеры попадут в положение «грудь в грудь», где логическое продолжение — оба делают скачок или двойной шаг назад.

Применяются батманы, скользящие толчки, контрбатманы шпа­гой. По технике исполнения они полностью соответствуют школе сценического боя.

Задача этих действий состоит в том, чтобы задержать шпагу про­тивника, отвести ее в сторону и тем самым облегчить ответное напа­дение. Подобное действие заставит противника защищаться только кинжалом, что гораздо менее надежно, чем защита обоими видами оружия.

 

Упражнение № 230. Захват кинжалом из пятой защиты шпагой

Техника исполнения. Следует команда «Моя — голову — руби, про­тивник, пятую — шпагой!». Затем по команде «Кинжалом захват!» моя поворачивает левую руку с кинжалом ладонью вперед так, чтобы большой палец оказался внизу, а острие кинжала наверху. Затем лез­вие кинжала кладут на свой шпажный клинок, между своей гардой и клинком нападающего он должен оказаться левее кинжала (рис. 120, а). По команде «Снять шпагу!» надо, двигая левую руку влево, захватывая шпагу противника, оттолкнуть ее влево.

Одновременно, оттягивая правую руку назад вправо, освобожда­ют свою шпагу, получая возможность сделать ответную атаку уко­лом или простым ударом (рис. 120, 6).

 

Упражнение №231. Захват кинжалом после первой защиты шпагой

Техника исполнения. Следует команда «Моя — левый бок шпагой руби, противник — первую шпагой». Далее по команде «Противник — кинжалом захват!» надо второй защитой кинжалом захватить (подме­нить шпагу нападающего), в то же время, отодвигая левую руку влево, придерживая тем самым шпагу противника, использовать свою, осво­бодившуюся от защиты для выполнения ответной атаки (рис. 121, а).

Упражнение № 232. Захват кинжалом после второй защиты шпагой

Техника исполнения. По команде «Моя — шпагой в бедро — коли, противник, вторым шпагой — закройсь!» выполняются указанные приемы. Далее по команде «Противник — кинжалом первой — за­кройсь!» надо, меняя стойку назад, принять кинжалом положение первой защиты, придерживая шпагу нападающего в этом положе­нии, а своей освободившейся шпагой сделать замах для удара кругом справа по голове и по команде «Голову — руби!» выполнить этот прием. Наиболее целесообразная защита от этого удара — шестая кинжалом, меняя стойку назад (рис. 121,6).

Методические указания. Эти приемы захватов типичны для подобного вида фехтования, ими много и успешно пользовались.

Композиция этого боя на шпаге с кинжалом полностью дана в кон­спекте уроков.

Глава XXII ШПАГА И ПЛАЩ

Эта манера боя (рис. 122) возникла в середине XVII столетия и продержалась в течение всего XVIII века. В XVII столетии в тех случаях, когда у воина не оказывалось кинжала или когда кинжал терялся во время борьбы, а потребность в помощи левой руки оста­валась для защиты, пользовались плащом. Им выполняли не только приемы защиты, но и нападали. Было два варианта использования плаща: иногда им обматывали левую руку, и тогда он заменял щит, а когда он был распущен, с его помощью нападали.

Умелые бойцы пользовались им в одинаковой мере и для защиты, и для нападения. Боевая стойка, держание шпаги, все передвижения, уколы и удары, защиты ответные и повторные, вздвоенные атаки, действия на оружие, батманы и скользящие толчки — полностью со­ответствуют технике школы сценического боя. Левая рука, обмотан­ная в плащ, может прикрыть голову и левый бок от ударов, и грудь от уколов. В этом бою применялась стойка правой ногой вперед (ред­ко — стойка левой).

 

 

Способы обматывания руки плащом

Малый плащ (капа-эпанча)

Упражнение № 233. Обмотать плащом левую руку

Исходное положение: группа в построении «стайкой», каждый ученик имеет малый плащ.

Техника исполнения. По ко­манде «Обмотать левую руку!» надо, взяв в левую руку один из нижних концов плаща, выпол­нить это движение (рис. 123). Получится валик из ткани, хо­рошо предохраняющий руку от ударов.

Методические указания. При обматывании есть смысл помочь себе правой рукой (это можно сделать, пока шпага еще не вынута из ножен), валик по­лучится более тугой, что необходимо при обороне. Когда в XVIII веке отказались от рубящей шпаги, обматывать руку плащом уже не было смысла. Он спасал только от ударов и относительно легко прокалы­вался колющей шпагой. В некоторых случаях, обмотав левую руку малым плащом, ею же брали и кинжал. В этом варианте манера боя полностью соответствовала фехтованию на шпаге с кинжалом.