Передвижения

Все виды передвижений школы сценического боя применяются в этом бою. Бой на кинжалах ведется из различных позиций и не имеет соединений. Позиции являются условными, поскольку любое положение руки с кинжалом можно рассматривать как позицию, исистематизировать их по номерам нет возможности.

 

Упражнение № 169. Переход в боевую стойку

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «К бою — делай раз!», поворачи­ваясь влево и отступая назад левой ногой, схватиться левой рукой за ножны, а правой за рукоять кинжала. По команде «Делай два!» надо, выходя левой ногой вперед и принимая положение боевой стойки, обнажить оружие, поставив его в положение, одинаково удобное для нападения и защиты.

 

Упражнение № 170. Удар кинжалом с промахом, попаданием в защиту и поражением противника

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Для удара сверху — замах!» надо поднять правую руку несколько выше головы над своим пра­вым плечом и слегка отклонить корпус; левая рука в это время как бы защищает тело: она впереди и согнута в положении щита. По ко­манде «С промахом — бей!» надо, делая выпад правой ногой вперед, ударить кинжалом точно по направлению сверху вниз и, не встретив сопротивления, промахнуться.

Рука останавливается за корпусом партнера, затем по команде «Впе­ред (назад) — закройсь!» перейти в положение боевой стойки левой ногой вперед. Для того чтобы попасть в поставленную защиту, надо по команде «В защиту — бей!» ударить точно так же, как в первом вариан­те, но остановить выпрямленную руку в положении наклонно вверх.

Для того чтобы создать впечатление убийства или ранения, по команде «Кинжалом — убей!» из положения замаха ударить сверху вниз и мгновенно «вытащить» кинжал из тела врага.

Методические указания. Эти три варианта ударов соответству­ют технике боя на данном виде оружия. Перед постановкой боя на кинжалах надо отработать технику перечисленных ударов, выпол­няя их правой и левой рукой. Все удары кинжалом, выполненные в неточном направлении, — опасны. Это обстоятельство вынужда­ет пользоваться только тремя направлениями ударов: сверху, спра­ва, слева.

 

Упражнение № 171. Удар сверху

Построение: в этом и последующих упражнениях в одну шерен­гу. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Замах для удара сверху!» рука с оружием поднимается над головой, так же как при ударе шпагой, но с меньшим сгибом в локте, зато плечо несколько приподнято. По команде: «Бей!» надо резким и коротким движением сверху вниз уда­рить в грудь воображаемого противника (рис. 102, а, б).

Упражнение № 172. Удар в правый бок

Техника исполнения. По команде «Для удара в правый бок — за­мах!» надо, меняя стойку вперед, перенести руку с оружием к своему левому боку, так же как при ударе шпагой. Ладонь при этом повернута вниз, а острие кинжала направлено вперед (рис. 103, а,). По команде «В правый бок — бей!» надо с выпадом правой ногой ударить в пра­вый бок противника точно по горизонтальной плоскости (рис. 103, 6). Затем по команде «Вперед (назад) — закройсь!» перейти в стойку.

 

Упражнение № 173. Удар в левый бок

Техника исполнения. По команде «Для удара слева — замах!» надо выполнить замах так же, как при ударе справа мечом, то есть развернув руку ладонью вверх, локоть по направлению противни­ка (рис. 104, а, б). По команде «В левый бок — бей!», делая выпад правой ногой вперед, ударить кинжалом в левый бок противника, выполнить удар точно по горизонтальной плоскости.

Методические указания. Для всех ударов эти три приема состав­ляют весь комплекс приемов нападения кинжалом, но разучивать его надо для обеих рук, так как в том случае, когда левая рука пере­хватывает кинжал, ей придется выполнять те же приемы нападения. Кроме того, довольно типичен был бой с применением двух кин­жалов. Основой боя на кинжалах являются не только сами удары, сколько перемещения и передвижения перед нападением. Это очень подвижный бой. Приемы боя на кинжале типичны для любой эпохи, изменялись только форма оружия и манера его держать.

Наиболее часто встречающееся движение с замахом — замах для удара сверху — выполняется без перемены основной стойки. Левая нога впереди, но удар — с выпадом правой ноги вперед. Замах для укола по правому боку — с переменой стойки назад (или вперед) в зависимости от дистанции. Сам удар выполняется с выпадом пра­вой ноги. При замахе на удар по левому боку надо обязательно быть в стойке левой ногой вперед.

Типичны были удары с подхода и разбега. При сближении надо под­скочить вверх, почти прыгнуть на противника. Опираясь левой рукой о его грудь или плечо, кинжалом надо нанести удар сверху (рис. 105).