Бытовые стойки воина с двуручным мечом

Особенности боя на рыцарских топорах

Конструкция этого оружия весьма близка к современному плотни­чьему топору. Тяжесть этого оружия приводила к тому, что им редко пользовались в военных сражениях, скорее это было оружие для по­единков, особенно когда результат его должен был быть смертельным. Поражения топором всегда весьма ощутимы. Бой этот примитивен по технике, поскольку в приемах самим топором почти нет защитных действий.

Вся защита осуществлялась в основном щитом. Его-то и следо­вало подставлять под все удары, наносимые противником. Бой был подвижен, передвигались во всех направлениях и, главным образом, по кругу. Приемы нападения выполнялись в полном соответствии с действиями одноручным мечом, но отсутствовали уколы.

 

Упражнение № 130. Защита топором

Построение: в две шеренги. Дистанция средняя. Исходное поло­жение: боевая стойка левой ногой вперед.

Техника исполнения. По команде «Моя — для укола сверху — за­мах!» надо замахнуться топором, так же как мечом, в момент удара противник должен топорищем или самим топором ударить по ору­жию нападающего сбоку так, чтобы его оружие отстранилось влево. По команде «Бей!» нападающие выполняют удар влево.

Методические указания. Боковые удары следует отражать щи­том, ибо удар, идущий по горизонтали, сбить топором весьма труд­но, а промах в защите повлечет тяжелую травму. Этот вид боя харак­теризуется отдельными приемами, а не фразами. Бой эффектен, но опасен, и допустим только в искусстве кинематографа.

Глава XVII ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ И МЕЧ «В ПОЛТОРЫ РУКИ»

 

Техника приемов нападения и защиты здесь одинакова. Разница только в манере их удержания. Двуручный меч не имел ножен, а меч «в полторы руки» — носили в ножнах, которые подвешивались сбо­ку на специальной портупее.

Острие оружия опущено в пол, клинок держится совершенно верти­кально, обе руки положены на гарду, иногда даже локтями (рис. 87, а). Тело как бы опирается на оружие, ноги в положении стойки «вольно».

1.То же положение ног, но ору­жие поддерживается за гарду пра­вой или левой рукой, второе поло­жение «вольно» (рис. 87, б).

Упражнение № 131. Держание и обнажение оружия

Построение: в одну шерен­гу. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «К бою!» надо выйти вперед ле­вой ногой, как в бою на мече со щитом. В то же время толчком правого

 

 

плеча надо сбросить меч с тела, подхва­тить его левой рукой за рукоять около гарды обязательно хватом снизу (ладонь повернута вверх рис. 88, 89). Острие меча направляют в грудь противника или, что чаще, его опускают вниз. Обе руки в лок­тях согнуты, кисти примерно на уровне бе­дер, колени слегка согнуты (рис. 90, а, б).

Методические указания. Есливоин вооружен мечом «в полторы руки», он обнажает его правой рукой, придерживая левой за ножны, и сразу подхватывает ле­вой рукой, так же как двуручный меч. Бое­вая стойка аналогична предыдущей.

Упражнение № 132. Передвижения

В бою на этом виде оружия применяются все виды передвижений школы сценического боя. При переменах стойки вперед или назад руки не меняют положения. Левая — всегда около гарды, правая — около противовеса.

Рис. 90. Боевая стойка с мечом: а — верхняя; б — нижняя

Техника исполнения. По команде «Шаг вперед!» (двойной шаг вперед) надо слегка приподнять острие меча, если оно было опуще­но, и выполнить указанное передвижение.

Методические указания. При подаче команд на передвижение назад, вправо или влево меч можно приподнять, а можно оставить в положении, когда острие касается земли, — это передвижению не помешает.

 

Упражнение № 133. Позиции и соединения

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стой­ка, острие приподнято.

Техника исполнения. По команде «Первая позиция!» надо поло­жить острие на землю перед собой. По команде «Вторая позиция!» острие меча приподнято, но ниже гарды. По команде «Третья пози­ция» — острие выше гарды, клинок противника — правее своего. По команде «Пятая позиция» клинок приподнят над головой. Эти позиции могут превратиться в соединения, если клинки войдут в со­прикосновение.

Методические указания. Пятая позиция соединения не имеет. Она представляет положение, близкое к положению пятой защиты. Перемены соединений производятся так же, как в школе сценическо­го боя, при верхних соединениях под клинком противника, в ниж­них — над ним. Перемены могут выполняться на месте и с движени­ем вперед. Данные действия не типичны в бою на этом виде оружия.

Техника исполнения. По команде «Шаг вперед!» (двойной шаг вперед) надо слегка приподнять острие меча, если оно было опуще­но, и выполнить указанное передвижение.

Методические указания. При подаче команд на передвижение назад, вправо или влево меч можно приподнять, а можно оставить в положении, когда острие касается земли, — это передвижению не помешает.

 

Упражнение № 133. Позиции и соединения

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стой­ка, острие приподнято.

Техника исполнения. По команде «Первая позиция!» надо поло­жить острие на землю перед собой. По команде «Вторая позиция!» острие меча приподнято, но ниже гарды. По команде «Третья пози­ция» — острие выше гарды, клинок противника — правее своего. По команде «Пятая позиция» клинок приподнят над головой. Эти позиции могут превратиться в соединения, если клинки войдут в со­прикосновение.

Методические указания. Пятая позиция соединения не имеет. Она представляет положение, близкое к положению пятой защиты. Перемены соединений производятся так же, как в школе сценическо­го боя, при верхних соединениях под клинком противника, в ниж­них — над ним. Перемены могут выполняться на месте и с движени­ем вперед. Данные действия не типичны в бою на этом виде оружия.

Они могут быть применены в редких случаях, когда помогают ре­шать логику фехтовальных приемов.