Позиции и соединения

Позицией называется такое положение оружия, когда оно не со­прикасается с оружием противника. В сценическом фехтовании только четыре позиции: шестая, четвертая, вторая и третья. Обуче­ние позициям надо проводить построением в одну шеренгу.

 

Упражнение № 29. Шестая позиция

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. Локоть несколько согнут и отведен чуть вправо на расстоянии 15-20 см от корпуса. Острие шпаги — на уров­не своего правого глаза. Главное, чтобы кисть ладонью вверх была вынесена чуть правее своего правого бока.

 

Упражнение № 30. Четвертая позиция

Исходное положение: шестая позиция.

Техника исполнения. По команде «Четвертая!» нужно передви­нуть правую руку так, чтобы кисть оказалась левее левого бока. Ла­донь развернута так, чтобы большой палец оказался сверху. Острие шпаги — на высоте глаз и направлено в правое плечо противника (воображаемого).

 

Упражнение № 31. Вторая позиция

Исходное положение: шестая позиция.

Техника исполнения. По команде «Вторая!» развернуть кисть с оружием ладонью вниз. В этой позиции острие шпаги направлено вниз вперед, к правому бедру противника. Кисть — несколько пра­вее правого бока фехтующего.

 

Упражнение № 32. Третья позиция

Исходное положение: шестая позиция.

Техника исполнения. По команде «Третья!» следует, не меняя по­ложения всей руки, только развернуть кисть ладонью вниз. Острие шпаги направлено в левое плечо воображаемого противника, кисть несколько правее правого бока фехтующего.

Методические указания. Можно командовать стоящим в подго­товительном положении ученикам: «В третьей к бою!». Это означа­ет, что, принимая положение боевой стойки, оружие ставят в третью позицию. Точно так же, меняя команды, обучают всем остальным позициям.

 

Упражнение № 33. Перемены позиций

Исходное положение: построение в одну шеренгу; все стоят в шес­той позиции.

Техника исполнения. По команде «Третья!» все соответствующим образом меняют положение правой руки; далее — «Четвертая!» или «Вторая!», или снова «Шестая!».

Методические указания. Необходимо, чтобы правая рука при­нимала точное положение при верном развороте ладони. Не следу­ет долго выполнять эти упражнения, поскольку они носят весьма абстрактный характер. Важно только, чтобы ученики освоили все эти положения.

Далее следует рассказать, что соединением называется сопри­косновение с оружием противника. В сценическом фехтовании применяются только четыре соединения и их перемены. Они носят те же названия, что и позиции.

 

Упражнение № 34. Перемена соединения из шестой в четвертую

Построение: парное. Дистанция: средняя. Исходное положение: оба находятся в шестой позиции.

Техника исполнения. По команде «Моя — соединение перемени!» ученики соответствующей шеренги опускают острие своей шпаги ниже клинка противника, затем снова приподнимают его, но уже сдругой стороны, принимая положение четвертой позиции. Шпаги снова будут в соприкосновении, но это будет уже четвертое соеди­нение. Противник, почувствовав, что его партнер принял положе­ние четвертого соединения, также переносит свою руку в положение четвертого соединения.

Методические указания. Небольшие по размеру движения не бу­дут видны зрителям, а потому они должны быть укрупнены пример­но до полуметра. Крупное движение выполняется кистью, а не всей рукой. В заключительной фазе, при соединении с оружием против­ника, его клинок надо чуть отстранить влево.

 

Упражнение № 35. Перемена соединения из четвертого соеди­нения в шестое

Построение и дистанция: те же, что в предыдущем упражнении.

Исходное положение: оба в четвертом соединении.

Техника исполнения. По команде «Моя — соединение перемени!» уче­ники соответствующей шеренги опускают острие шпаги вниз под ору­жие противника и переводят его уже в шестом соединении, так, чтобы шпага противника находилась правее.

Методические указания. Оба эти упражнения следует выполнять одно за другим, повторяя несколько раз. Главное — это точное дви­жение кисти. Размах также около полуметра. В конце соединения шпагу противника следует несколько отстранить.

Очень важно, чтобы противник не расслаблялся, держа свое ору­жие, но и не оказывал бы излишнего сопротивления. Он должен подчиняться действиям партнера, не мешая ему выполнять нужные перемены. В сценическом фехтовании не типичны перемены соеди­нения из шестого в третье.

 

Упражнение № 36.Перемена соединения из шестого во второе

Построение и исходное положение: те же, что в упражнении № 35.

Техника исполнения. По команде «Моя — во второе соединение перемени!» следует, опуская кисть ладонью вниз, перейти в положе­ние второй позиции. Противник также переходит во вторую пози­цию. Шпаги скрестятся во второе соединение.

Методические указании. Не следует долго заниматься этими уп­ражнениями. Гораздо важнее перейти к следующему.

 

Упражнение № 37. С шагом вперед соединение перемени!

Исходное положение: оба партнера стоят в шестом соединении.

Техника исполнения. По команде «Моя — с шагом вперед, соеди­нение перемени!» ученики, выполняя перемену соединения из шес­того в четвертое, делают шаг вперед, противник делает шаг назад, поддерживая среднюю дистанцию.

 

Упражнение № 38. Перемена соединения из четвертого соеди­нения в шестое с шагом вперед

Техника исполнения. В этом упражнении то же, что и в № 36, од­нако шпага из четвертого соединения должна быть передвинута в шестое также с шагом вперед. Команда: «Моя — с шагом вперед со­единение перемени!»

Методические указания. Оба эти упражнения (№ 36 и 37) следует давать одно за другим. В зависимости от размеров помещения оно может повторяться несколько раз одним и тем же партнером, и толь­ко потом менять соединение начнет противник. Важно следить за тем, чтобы движения шпаги не опаздывали.

 

Упражнение № 39. С двойным шагом вперед соединение перемени

По команде «К бою!» шпагу следует скрещивать в шестом соеди­нении. Это соединение предпочтительнее других, поскольку если противники одновременно обнажают оружие, что всегда происходит слева направо, то клинки механически оказываются скрещенными по правой стороне. Кроме того, в шестом соединении оба бойца за­крыты от прямого укола. Это важно. Итак, упражнение выполняется из шестого соединения.

Техника исполнения. По указанной в названии команде «Моя», выполняя первую половину двойного шага вперед (начинает движе­ние левая стопа вперед), делают перемену соединения из шестого в четвертое с легким прикосновением к клинку противника. А, делая вторую половину двойного шага вперед правой ногой, выполняют перемену соединения из четвертого в шестое, но со значительным отстранением шпаги противника вправо.

Методические указания. Это довольно сложное упражнение да­ется в сочетании с простыми переменами соединения и одним ша­гом. Локоть правой руки должен быть почти на месте: передвигают­ся только предплечье и правая кисть.

Глава VII
ПРОСТЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ