Сложные передвижения

В «Школе сценического боя» существуют различные виды слож­ных передвижений: подскок вперед, шаг вправо, шаг влево, поворот кругом на месте, поворот кругом с прыжком, перемены стойки вперед и назад. Все передвижения выполняются в положении боевой стойки.

 

Упражнение № 23. Подскок вперед

Это передвижение напоминает по технике исполнения шаг впе­ред, но выполняется на один счет.

Техника исполнения. Левая нога, резко отталкиваясь от пола, посы­лает тело чуть вверх и вперед. При приземлении на полу сначала ста­вится правая нога, а затем левая. Размер этого передвижения различен и зависит только от расстояния до противника. В среднем подскакивать вперед следует на 50-60 см.

 

Упражнение № 24. Шаг вправо

Техника исполнения. Перенести правую ногу вправо на 20-30 см от боевой линии, а затем на такое же расстояние перенести и левую ногу в положение нормальной боевой стойки. Во время исполнения не сле­дует разгибать ноги, исполняется оно в положении боевой стойки.

 

Упражнение № 25. Шаг влево

Техника исполнения. Левая нога переносится влево от боевой ли­нии на 20-30 см. Затем правая приставляется на такое же расстояние в положение боевой стойки.

 

Упражнение № 26. «Стучать» и «Сбор!»

Это фехтовальное действие состоит в выполнении двух легких ударов правой стопой в пол. Стучать два раза — обычай рыцарских времен. При необходимости прекратить схватку рыцарь стучал два раза своим оружием спереди по щиту. В XVI столетии на поедин­ках и соревнованиях этот стук начали выполнять правой ногой. Это действие означало: «Я с Вами больше не дерусь», или «Я не прини­маю Ваш вызов». Применение этого приема как выражение привет­ствия, отдавание чести и прочее — действие неграмотное.

Техника исполнения. Выполнением этого действия в уроке уча­щийся проверяет качество своей боевой стойки. Если вес тела будет на правой ноге, то стучать тяжело и неловко, если же на левой, то стук будет недостаточно громким. Правильное распределение веса тела на обе ноги — залог верного исполнения приема. После коман­ды «Стучать!» следующей командой будет «Сбор!» или «Вольно!».

По команде «Сбор!» выполняется весь комплекс вкладывания ору­жия в ножны, начиная с поворота кисти ладонью вниз (см. рис. 47-48).

 

Упражнение № 27. Поворот кругом на месте и в заданном на­правлении

Техника исполнения. Поворот кругом выполняется только вправо, то есть левым плечом назад. Правой ногой выполнить первые пол­шага вперед, затем на правой ноге сделать поворот.

Левая нога отделяется от пола, а тело поворачивается на правой стопе, как на ножке циркуля на 180°. При завершении поворота левая нога ставится на пол в положение боевой стойки.

Во время шага правой ноги вперед шпагу следует, согнув правую руку в локте, поднести к лицу так, чтобы гарда оказалась у подбо­родка. Клинок направлен вертикально вверх, рука от локтя до ост­рия — прямая. В момент, когда левая нога ставится на пол, правая рука возвращает шпагу в положение боевой стойки.

 

Упражнение № 28. Поворот кругом с прыжком.

Этот поворот напоминает простой поворот, но выполняется на подскоке.

Техника исполнения. Правая нога выносится несколько больше вперед (рис. 54, а), на нее переносится вес тела, и левая нога отры­вается от пола. Затем нужно резко, отталкиваясь правой ногой, под­прыгнуть и в момент взлета повернуться на 180° (рис. 54, б) левым плечом назад. При приземлении на пол сначала ставится правая нога, а затем левая сразу в положение боевой стойки. Во время выполне­ния поворота правая рука с оружием принимает то же положение, что в предыдущем упражнении, то есть поднимается к лицу (рис. 54, в). При такой технике обращения с оружием поворот можно выполнять даже в сомкнутом строю.

Методические указания. Командами в этом разделе подготовки являются наименования самих упражнений. В упражнениях № 27 и 28 команды следующие: предварительная «Кру-» и исполнительная «-гом!» и «На прыжке кру-» и исполнительная «-гом!».