Подготовительные положения и действия

 

Упражнение № 7. Стойка «смирно!»

Техника исполнения. Оружие держится за клинок под гардой, ост­рием назад к полу. Левая рука является как бы портупеей и ножнами, она поддерживает шпагу у бедра (рис. 45, а).

 

Упражнение № 8. Подготовительное положение (исходное)

Переход в подготовительное положение исполняется стоя на мес­те, наступая и отступая.

Исходное положение: стойка «смирно!».

Техника исполнения. По команде «За шпагу!» надо выполнить пер­вую часть поворота влево (так же как в обучении без оружия) и од­новременно положить широким жестом правую кисть на эфес шпаги (рис. 45, б). По команде «Вынуть шпагу!» надо вытянуть клинок из ножен, описав им полукруг над головой, опустить оружие в положе­ние наклонно вниз, остановив острие примерно в 50-60 см от пола.

В то же время, приставив пятку правой ноги к левой, левую руку отвести в сторону, развернув ладонь ребром по отношению к бедру. Правая рука выпрямлена в локте и кисти. Кисть развернута ладонью вверх. Лицо обращено к противнику по направлению носка правой ноги. Туда же направлено и острие оружия (рис. 45, в).

 

Упражнение № 9. Положение «вольно»

Для отдыха принимается положение «вольно». Оно может быть трех видов.

Первое положение «вольно!»

Техника исполнения. Обе руки свободно опущены вниз. Левая рука дер­жит шпагу за клинок, правая — за рукоять. Ноги сомкнуты или расстав­лены; одна из ног может быть ослаблена в коленном суставе (рис. 46, а).

Второе положение «вольно!»

Техника исполнения. Ноги, как и в первом положении. Руки скре­щены на груди. Правая рука держит рукоять шпаги, острие которой направлено вверх (рис. 46, б).

Третье положение «вольно!»

Техника исполнения. Ноги поставлены так же, как в первом поло­жении. Правая рука подносит клинок под левую руку, предплечье левой руки охватывает клинок снизу, локоть левой руки кладется под гарду (рис. 46, в).

Методические указания. Направление оружия должно быть безопас­ным для окружающих.

 

Упражнение № 10. «Салют!»

«Салют!», или приветствие оружием, является бытовым жестом.

Техника исполнения. Из исходного положения согнуть правую руку в локте так, чтобы гарда подошла к подбородку, кисть повернулась ладонью к лицу; оружие поднимается острием вверх совершенно вер­тикально. Голова направлена к лицу, которому отдается приветствие (рис. 47, а). Далее следует разогнуть правую руку в локтевом суставе, вынося шпагу в исходное положение. Одновременно с разгибанием руки голова наклоняется немного вперед (рис. 47, б, поклон). После исполнения поклона голова поднимается в первоначальное положе­ние (рис. 47, в, г). Салютом называется последовательное слитное ис­полнение всех указанных движений.

Методические указания. Надо следить, чтобы рука и оружие со­ставляли единую линию.

 

Упражнение № 11.Вкладывание шпаги в ножны

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Убрать шпаги!» поднять руку оружием вперед вверх (угол 45°, рис. 48, а). Затем, разворачивая кисть со шпагой ладонью вниз, поднести острие шпаги в левой руке, изображающей ножны (рис. 48, б). Опуская клинок в ножны, следует повернуться вправо (в положение фас к противнику), левая нога— на носке (рис. 48, в).

Затем приставить левую ногу к правой с небольшим ударом сто­пой в пол и ударить ладонью правой руки по противовесу шпаги, что­бы с силой вдвинуть пятку оружия и подпяточник ножен (рис. 48, г). После этого принять любую стилевую позу.

Методические указания. Прием вкладывания оружия в ножны надо разучивать по элементам, а затем учиться выполнять его слит­но, как единое действие, где окончанием является стилевая поза.

Добиваться, чтобы острие шпаги действительно как бы попадало в отверстие ножен и затем свободно опускалось в них. Все дробные действия должны исполняться настолько свободно, чтобы актер в момент их исполнения мог общаться с партнером.

 

Упражнение № 12. «Действием наступая»

Техника исполнения. По команде «Вперед левой — за шпаги!» надо шагнуть вперед левой ногой, развернув стопу носком влево, тя­жесть тела — на левой ноге, а правая рука ложится на эфес. Тулови­ще наклонено вперед, правая нога выпрямлена в колене и упирается в пол носком. По команде «Вынуть шпаги!», подставляя правую ногу вперед, встать в подготовительное положение, одновременно выни­мая шпагу и опустив ее острие к полу.

 

Упражнение № 13. «Действием отступая»

Техника исполнения. По команде «Назад левой — за шпаги!» сле­дует делать полувыпад левой ногой назад, носком влево; тяжесть тела — на левой ноге. Правая рука в то же время кладется на эфес шпаги. Корпус откинут назад, правая нога прямая. По команде «Вы­нуть шпаги!», быстро вынимая оружие из ножен, подтянуть правую ногу к левой, приняв подготовительное положение.

Методические указания. Следует объяснить тактическое содер­жание приемов: первое — угроза, второе — оборона.

Варианты обнажения оружия должны быть предварительно осво­ены. Тренировать их следует в сочетании с передвижениями. В тре­нинге надо добиваться выразительности как в создании угрозы, так и в желании оказать сопротивление.

 

Упражнение № 14. «Вперед левой за шпагу! Откажись!»

Техника исполнения. Взяться за рукоять шпаги с шагом левой но­гой вперед, слегка наклонив туловище вперед. Левая нога должна быть согнута в колене, правая, опирающаяся носком в пол, должна быть совершенно прямой. Надо создать угрозу противнику. Для уси­ления впечатления есть смысл несколько вытянуть клинок из ножен (на 12-14 см). По команде «Откажись!» следует, возвращая левую ногу в исходное положение и выпрямляясь, опустить вытянутую часть клинка обратно в ножны и завершить ударом ладони по проти­вовесу. Затем встать в свободную позу.

 

Упражнение № 15. «Назад левой за шпагу! Откажись!»

Техника исполнения. Это упражнение аналогично предыдущему, но движение левой ногой выполняется назад, создавая впечатление возможности отразить нападение. Отказ выполняется ударом ладо­ни по противовесу шпаги и приставлением правой ноги к левой.

 

Упражнение № 16. «Вперед левой за шпагу! К бою!»

Техника исполнения. Выступая левой ногой вперед, наклонить тело вперед и взяться за рукоять шпаги правой рукой (угроза); затем по команде «К бою!», шагнув правой ногой вперед, оказаться в поло­жении боевой стойки.

 

Упражнение № 17. «Назад левой за шпагу! К бою!»

Техника исполнения. Это упражнение аналогично предыдущему, но левая нога отставляется назад, правая — прямая. Дальше по ко­манде «К бою!» согнуть правую ногу в колене и, вынимая шпагу, оказаться в положении боевой стойки.

Методические указания. В этих упражнениях главное — это вер­ная техника движений левой ногой. Чем сильнее будет согнуто ко­лено и чем выворотнее будет поставлена стопа, тем точнее техника. (Выворотно — означает носком влево.)

 

Упражнение № 18. Три шага вперед и вынуть шпагу

Техника исполнения. По команде, соответствующей названию уп­ражнения, сделать три шага вперед, начиная с левой ноги. При ис­полнении последнего шага, стопу левой ноги развернуть влево, в то же время положить правую кисть на рукоять шпаги, затем, поставив правую ногу вперед в подготовительное положение, вынуть шпагу.

Методические указания. После разучивания этой техники следует постепенно увеличить скорость исполнения, а затем прибавить коли­чество шагов от пяти до семи. Надо тренировать постепенный пере­ход в пробежку с мгновенной остановкой за счет левой стопы, развер­нутой влево (тормозящее движение), и быстрого обнажения шпаги.

 

Упражнение № 19. Четыре шага вперед, остановиться, скачок назад и к бою

Техника исполнения. Полностью соответствует названию упраж­нения.

Методические указания. Предполагаемые обстоятельства — ночь, ощущение темноты — мгновенный скачок назад, одновременно хватаясь за рукоять шпаги. Сразу после прыжка выхватить оружие из ножен и ока­заться в положении боевой стойки.

 

Упражнение № 20. К бою в четыре счета

Это парадная манера перехода в боевую стойку. Она типична для середины XVII столетия и дошла до наших дней (применяется неко­торыми фехтовальщиками современности).

Техника исполнения. По команде «Четыре — к бою!» следует из подготовительного положения поднять правую руку со шпагой на­клонно вверх, взгляд направлен на шпагу (рис. 49, а), затем, разво­рачивая правую руку ладонью вниз, опустить конец шпаги вниз так, чтобы рука, согнувшись в кистевом суставе, развернулась вверх, а острие шпаги оказалось направленным назад.

В то же время левая рука кладется тыльной стороной ладони на середину клинка (рис. 49, б) и поднимается вверх. Шпага оказывается как бы лежащей на левой руке (рис. 49, в) и сверху опускается в поло­жение боевой стойки (рис. 49, г).

Методические указания. В тех случаях, когда фехтующий вста­ет в боевую стойку, следует тщательно проанализировать ошибки. Главное — в верной позиции ног и положении рук: согнутая левая рука не должна быть опущена ниже левого плеча.

 

Упражнение № 21. Боевая линия

Построение группы: в две шеренги, одна против другой (с партне­ром). Исходное положение: боевая стойка (рис. 50).

Техника исполнения. По команде «К бою!» встать правой ногой вперед (то есть в классической манере). По команде «Стойку вперед (назад) перемени!» перейти в положение рыцарской стойки (рис. 51). Ноги партнеров должны стоять так, чтобы стопы были на одной ли­нии, угол между стопами равен прямому углу. Эта воображаемая линия, на которой стоят ноги бойцов, называется «боевой линией противников». Фехтующие всегда должны находиться друг против друга точно по «боевой линии».

 

Упражнение № 22. Дистанции

Если расстояние между бойцами, стоящими друг против друга в положении боевой стойки, будет равно примерно 2 м — это средняя дистанция, если 2,5 м, то дистанция — длинная, а если около 1,5 м — ко­роткая.

Техника исполнения. Поставить бойцов друг против друга на расстоя­нии средней дистанции и скомандовать: «Моя шеренга — шаг вперед!» (рис. 52, а). Шеренга про­тивника должна без ко­манды сделать шаг назад

(рис. 52, б). Можно командовать передвижение и двойными шагами (рис. 53).

Методические указания. Смысл этого упражнения в том, чтобы ученики научились сохранять среднюю дистанцию. Перед началом упражнения следует указать, которая из шеренг будет называться «Моя», напротив будет стоять шеренга «Противника».