Часть I ТЕОРИЯ
Глава I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ
Сценическое фехтование есть искусство боя на холодном оружии, построенное по типу настоящего, но подчиненное законам сценической жизни.
Сценическое фехтование это комплекс знаний, включающий: ознакомление с видами холодного оружия, приемы сценического боя, бытовые и ритуальные действия с оружием, совершенствование двигательной культуры актеров.
Сценический бой представляет собой сочетание внутреннего и внешнего темпоритмов.
В сценическом бою персонажи противодействуют, а партнеры взаимодействуют и помогают друг другу правдиво сыграть фехтовальную сцену.
В таком бою не должно быть сложных фехтовальных приемов с обманами, так как последние весьма опасны. Все трудные в техническом отношении приемы, если их выполнять медленно, не произведут нужного впечатления, а если быстро, — то будут невыразительны, да к тому же опасны.
Кроме того, они построены на внезапном изменении направления оружия. Например, если вначале острие было направлено в правое бедро противника, то в момент, когда противник берет защиту, острие мгновенно приподнимается и поражает грудь. Этих внезапных приемов, так называемых финтов, не должно быть в сценическом бою. Они представляют серьезную опасность.
Продолжительность сценического боя, его напряженность, подбор фехтовальных приемов, финал боя (разрешение конфликта) — все обусловлено режиссерским замыслом. Фехтовальная сцена в спектакле должна быть безопасна для исполнителей. Именно в этом одна из причин, требующих настойчивого и обязательного освоения студентами факультета драматического искусства сценической фехтовальной техники. Качество техники должно быть настолько высоким, чтобы безопасность действий обеспечивалась фехтующими совершенно сознательно.
* * *
Знание быта дает возможность актеру грамотно действовать с точки зрения исторической правды и убедительно выполнять движения, отражающие манеры в обществе определенной эпохи.
К сожалению, бывают случаи, когда исполнители неверно пользуются костюмом и аксессуарами. Например, в жилой комнате кавалер в ботфортах, шляпе и плаще забывает снять шляпу при появлении женщины или высокопоставленного лица; будучи в гостях, остается при шпаге, что противоречит этикету Средних веков и эпохи Возрождения. Это и многое другое противоречит правилам, существовавшим в обществе XV-XIX столетий.
В раздел «Бытовые действия» входят такие элементы, которые только условно можно отнести к бытовым. К ним относятся приемы боя невооруженного человека против вооруженного, приемы обезоруживания, захваты и броски.
Кроме того, изучается техника падений, а также приемы поражения противника. Сыграть ранение или убийство можно, только овладев специальными движенческими навыками. Сценическое фехтование совершенствует такие качества, как настойчивость, решительность и смелость. Оно воспитывает чувство пространства и, главное, чувство партнера. Вне общения невозможно сыграть фехтовальную сцену.
Перечисленные задачи являются основными в содержании предмета, занимающегося совершенствованием пластической культуры будущих актеров и режиссеров.
Глава II
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
Для того чтобы совершенствовать пластичность актера средствами сценического фехтования и правильно играть батальные сцены, необходимо знать предметы, с помощью которых выполняются боевые действия, то есть конструкции холодного оружия и принадлежности к нему. Техника применения холодного оружия на протяжении многих веков истории неоднократно изменялась.
Навыкам владения голодным оружием с древности уделялось большое внимание. С появлением государства развивались военные профессии, особенно в Средние века. Это время становления профессий, связанных с изготовлением холодного оружия. Появляются учителя фехтования.
С развитием материальной культуры общества постепенно изменялись и совершенствовались предметы вооружения. Приемы, с помощью которых холодное оружие выполняло функции нападения и защиты, постепенно усложнялись, а это требовало соответствующего обучения. В связи с этим стали возникать специальные школы, где обучали фехтовальному искусству.
Развитие средств нападения заставило разработать и средства защиты. Так постепенно появились доспехи — металлическое одеяние воина. В различные периоды истории доспехи и его части изменялись, совершенствовалась, а это, в свою очередь, заставляло совершенствовать оружие нападения.
Основные виды холодного оружия по способу их применения можно систематизировать следующим образом:
1.Боец имел два орудия и держал их в двух руках (это — меч и щит, шпага и дата, шпага, кинжал и плащ, два ножа и т. п.).
2.Боец имел одно оружие, но держал его двумя руками (это — копье, рогатина, алебарда, винтовка со штыком и прочие разновидности вооружения, объединенные под названием «древковое оружие»).
3.Боец держал в руке одно оружие (это — шпага, кинжал, сабля, ятаган и пр.).