ВВЕДЕНИЕ

Искусство владения холодным оружием, известное со времен ан­тичности и получившее развитие в Средние века, являлось одним из основных средств физического воспитания гражданина, поскольку было необходимо не только в военном деле, но и в быту. Оно выраба­тывало необходимые для жизни того времени качества и навыки.

Естественно, что физическая подготовка и фехтовальное искус­ство противников, сражавшихся «грудь в грудь», должно было нахо­диться на весьма высоком уровне, ибо только техника в сочетании с силой, ловкостью и выносливостью могли обеспечить победу в бою.

Тренировка только техники боя на холодном оружии не могла дать достаточную общую физическую подготовку. В феодальном об­ществе был создан комплекс умений, позволявший готовить воинов в общефизическом отношении. Молодые люди обучались в совер­шенстве стрелять из лука или арбалета, владеть различными видами холодного оружия, готовились к охоте на зверя с помощью кинжала и рогатины.

Гуманитарное образование включало начальное обучение грамо­те, игру в шахматы и обучение политесам, то есть элегантному об­хождению с дамой. Весь этот курс «наук» образно назывался «семью страстями рыцаря». Так формировался молодой феодал в рыцарскую эпоху. Идеалом мужчины этого класса был сильный, ловкий, смелый воин, умеющий переносить различные трудности походной жизни.

Эпоха Возрождения характеризуется резким увеличением числа поединков и дуэлей. Искусство фехтования в это время приобрело огромное значение, поскольку помогало сохранить жизнь.

Для этого времени характерно высказывание: «Французы, — пи­сал посол герцога Урбинского в 1525 году, — не знают другой заслуги, кроме воинской, и все прочее не ставят ни во что. Они не только не уважают науки, но даже гнушаются ею и всех ученых считают самы­ми ничтожными из людей, по их мнению, назвать кого-либо "клерком" (грамотеем) — значит нанести ему оскорбление»[1].

Такое представление о мужском идеале бытовало в странах Запад­ной Европы эпохи Средних веков и Возрождения. Оно возникло сна­чала в итальянской, а затем в испанской культуре XV-XVI веков — периода военно-политического возвышения королевской власти в Испании. Алчность королей требовала почти беспрерывных войн для захвата чужих земель.

Власть в государстве была военной. Феодалы и их вассалы пред­ставляли немногочисленную, но хорошо подготовленную военную силу. Феодальные роды должны были усиленно готовить квалифи­цированных военных. Отсюда и своеобразие в воспитании молодых людей этого класса.

Начиная с 10-12 лет и вплоть до совершеннолетия в замках под руководством специальных учителей молодые люди овладевали ис­кусством фехтования. Мораль представителя господствующих клас­сов во многом определялась утверждением, «что дела делаются не словами, а шпагами». Это еще раз подтверждает роль искусства фех­тования в XVI-XVII столетиях.

Фехтование требовало специальных условий для его изучения. Вот почему возникали специальные фехтовальные школы, даже ака­демии. Учителя фехтования объединялись в корпорации. Они писа­ли учебники и трактаты, проводили турниры и соревнования на том или ином виде холодного оружия.

Среди дисциплин, занимавшихся совершенствованием двига­тельной культуры актеров и режиссеров в театральных школах у нас и за рубежом, ранее существовал курс спортивного фехтования.

Только в конце 1930-х годов получил признание новый предмет «Сценическое фехтование». В 1948 году Ленинградское отделение издательства «Искусство» выпустило учебное пособие по данному предмету, автор И. Э. Кох (в 1954 году эта книга была переведена на немецкий язык и издана в Германии).

Батальные сцены в исторических спектаклях разных жанров — драмы, оперы, оперетты и балета, а также в ряде кинофильмов — при­обрели иное звучание благодаря сценическому фехтованию.

Многолетний педагогический и постановочный опыт автора дан­ного учебника дает основание создать научно обоснованную теорию предмета «Сценическое фехтование» и определить педагогические цели и задачи.

* * *

Блестящее и точное определение фехтовального искусства было дано в XVII веке великим французским комедиографом Ж. Б. Молье­ром: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает ис­кусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».

Это определение, по существу, является кратко выраженной про­граммой совершенствования двигательной культуры актера. Тем не менее искусство фехтования вошло в учебный процесс некоторых театральных школ только в виде спортивного фехтования.

Спортивным фехтованием в наше время называется борьба на условном оружии двух противников, задача которых в кратчайший отрезок времени нанести своему «врагу» максимальное число уда­ров, а самому не получить их или получить как можно меньше.

Техника современного спорта развивается именно по этому прин­ципу. Главное в нем — предельная скорость и выбор момента для атаки, для того чтобы дотронуться до противника быстрее, чем это сделает он. Это почти полный отказ от оборонительных действий. Успех боя решает скорость нанесения укола или удара. Такова так­тика и техника в современном спортивном бою.

Понятно, что подготовка бойца для спортивного фехтования, направленная на достижение этой весьма односторонней задачи — не получить укола самому, — почти потеряла значение. В наше вре­мя в бою на таком академическом оружии, как рапира (на Западе его принято называть «флерет»), победу присуждает электрофиксатор. Он определяет, кто раньше сделал укол.

Отсутствие реальной опасности превратило фехтование на рапи­рах в состязание на скорость. Для актера этого недостаточно. Спор­тивный бой абсолютно условен: облегченное оружие, костюм, лег­кая обувь, специальная дорожка, — все направлено для того, чтобы создать наилучшие условия для совершенствования техники услов­ного спортивного боя.

Практика театра показывает, что современная техника спортивного фехтования не может быть применена при постановке исторического боя. Главным в спортивном фехтовании является внезапное выполне­ние приемов, а на сцене из-за опасности травмировать партнера напа­дение должно быть «как бы» внезапное. Наконец, в спортивном бою побеждает сильнейший; в бою на сцене побеждает актер, играющий роль победителя.

Между тем следует отметить, что для общего физического раз­вития студентов факультета драматического искусства занятия по спортивному фехтованию весьма полезны, и они могут быть реко­мендованы как полезный вид спорта в курсе физического воспита­ния учащихся. Фехтовальный спорт не только поддерживает высо­кий тонус организма, тренирует быстроту и скорость реакции, но и помогает студенту понять психологию сражающегося человека. Это важно для того, чтобы перенести полученные навыки на сцену.

На сцене актеру приходится играть не условные бои, а подобие настоящего (утилитарного) боя. Обучение навыкам спортивного фехтования не решает проблему постановки фехтовальной сцены, а только облегчает эту задачу через развитие психофизических ка­честв актера и создание некоторых представлений о скорости боя.

Обучение приемам настоящего боя не исчерпывает фехтоваль­ного образования актера, так как подлинные боевые приемы совер­шенно не применимы в сценических условиях.

Спортивный бой, по существу, является чистой импровизацией — ни один прием, ни одна защита заранее не определены. Все соверша­ется тут же, сразу, в кратчайший отрезок времени, когда нужно все увидеть, оценить и начать ответные действия — в этом психологи­ческая близость сценического боя с настоящим. Недостатком же сце­нического боя является отсутствие ощущения подлинной опасности, что важно для создания впечатления, при котором зритель верил бы в истинность происходящего.

И все же желательно, чтобы актеры прожили в спортивном бою хотя бы несколько эпизодов. Участвуя в них, они непроизвольно ощутят эмоциональный накал страстей, радость победы или горечь поражения.

Однако следует подчеркнуть, что эти занятия должны происхо­дить в спортивных секциях, а не на уроках кафедры движения. К со­жалению, до сих пор в некоторых театральных школах пытаются подменить обучение актера искусству сценического боя холодным оружием спортивным фехтованием.

* * *

В настоящем утилитарном бою на холодном оружии задача про­тивников — в кратчайший отрезок времени уничтожить своего врага, с наименьшим ущербом для себя. В реальном бою наносятся насто­ящие уколы и удары, применяются самые жестокие средства уничто­жения. Бой на сцене по внешней форме должен напоминать то, что происходит в жизни, однако сущность боя на сцене — другое.

Нельзя допустить, чтобы на сцене актеры могли сражаться, ис­пользуя приемы подлинной борьбы. Техника настоящего боя, на­правленная на реальное уничтожение врага, непригодна для сцени­ческого боя. Необходимо было создать технику, которая, сохранив рисунок настоящего боя, была бы безопасна.

Кроме того, нужен такой комплекс движений, который обучил бы занимающихся обращению с холодным оружием и предметами кос­тюма, связанными с ношением оружия. Этот комплекс движений мы будем называть фехтовальным комплексом.

Между тем в любой пьесе классического репертуара бытовых действий с оружием неизмеримо больше, чем действий батального характера. Достаточно вспомнить хотя бы такой (очень часто при­меняющийся актерами, играющими испанскую пьесу) прием, как двойной удар ногой в пол с одновременным подниманием руки. Этот жест ошибочно применяется и как знак приветствия, и как знак про­щания, и как вызов к бою.

На самом деле этот жест родился в период рыцарских боев, когда из-за забрала шлема невозможно было сказать противнику о жела­нии прекратить бой, и в обычае было ударить рукоятью меча или копьем в свой щит — это предложение окончить схватку. В более поздний период, когда у дерущихся не стало щита, этот стук выпол­няли ударом правой ноги в пол.

Примеров, когда в спектаклях применяются действия, неверно отображающие быт и эпоху, можно привести великое множество. Но и перечисленного достаточно, чтобы понять, что изучение этикетно-стилевых навыков необходимо в театральной школе.

Таким образом, появилась задача создания учебной дисциплины, которая, сохранив основу фехтовального спорта, обучила бы при­емам и навыкам, пользуясь которыми можно было бы создать сцени­ческий бой и, если нужно, употребить оружие как предмет обихода или ритуала. Эта дисциплина должна иметь групповую методику обучения, с одной стороны, и дать материал для самостоятельной работы студентов — с другой.

Такой комплекс теоретических знаний и практических умений предлагается в данном учебнике по сценическому фехтованию. Для создания этого труда, как и для преподаваемого курса, использова­лась литература по вопросам военной истории, истории развития холодного оружия, истории фехтования и иконографический мате­риал.

Изучение гравюрного материала, систематизированного по видам оружия и историческим периодам, позволило восстановить приемы боя на различных видах исторического оружия. Познание техники боя на том или ином виде оружия достигалось анализом положений тела бойцов, изображенных на гравюрах и рисунках, или описаний в литературных источниках.

В дальнейшем, систематизируя приемы, применяемые в бою на том или ином виде оружия, удалось восстановить основную технику, характерную для данного вида оружия. Полученное представление о технике настоящего боя, перерабатывалось в технику сценического боя, но с сохранением всех исторических элементов, таких как паде­ния и ранения.

В основу предмета положена современная спортивная терми­нология. В старину авторы, создававшие учебные труды по этому виду искусства, использовали собственную терминологию, часто отличавшуюся от терминологии другого учителя. Это обстоятель­ство создавало определенные трудности при расшифровке и самих приемов. Унификация терминологии по сценическому фехтованию сделана на основе современной фехтовальной терминологии, понят­ной фехтовальщикам всего мира.

* * *

В целях наиболее быстрого овладения навыками сценическо­го фехтования в начале необходимо освоить технику первой части практического раздела, названного нами «Школой сценического боя», исторически соответствующей европейскому фехтованию XVII столетия. Это касается навыков и приемов в разделе «Истори­ческое фехтование». В разделе «Теория» предмет рассматривается как дисциплина, завершающая курс пластического воспитания акте­ра и режиссера драматического, оперного и балетного театра.

Настоящий учебник, прежде всего, может быть рекомендован для практического курса сценического фехтования в высших и средних театральных учебных заведениях, в консерватории на режиссерском и вокальном отделениях, а также для занятий по повышению квали­фикации молодых актеров в театрах.

Если постановщик спектакля сохранил практическое представле­ние о технике фехтовальных действий то, освоив содержание книги, он сможет самостоятельно поставить фехтовальную сцену. Послед­нее особенно важно в театрах, которые не имеют возможности при­гласить специалиста по этому виду движения. Учебник содержит справочный материал и для художников-постановщиков спектакля по батальным и ритуальным сценам.