Программное обеспечение автоматизированных информационных систем аудита

Аудиторы на разных стадиях аудита и при решении разных задач все чаще применяют компьютер и соответствующее программное обеспечение. В настоящее время программное обеспечение в ауди­торской деятельности представлено двумя основными группами:

- пакетами прикладных программ общего и проблемно-ориен­тированного назначения;

- специальными информационными системами аудита.

Пакеты прикладных программ общего и проблемно-ориентиро­ванного назначения. Эта группа включает широкий набор готовых универсальных программ, с которыми должен уметь работать ау­дитор. По функциональному назначению и применению их в ау­дите выделяют следующие подгруппы:

- текстовые процессоры;

- табличные процессоры;

- правовые базы данных и справочники;

- бухгалтерские программы и их отдельные модули;

- специализированные статистические пакеты общего назна­чения;

- программы финансового анализа и их отдельные модули;

- программы электронного документооборота;

- программы автоматизации управленческих функций.

Текстовые процессоры используются на всех стадиях аудита, требующих создания и качественного оформления аудиторских документов. Они применяются:

- при составлении аудиторских про­грамм и планов;

- при составлении договоров;

- при составлении различных справок и запросов;

- при составлении рабо­чих документов аудиторской проверки;

- при переписке с клиента­ми и третьими лицами;

- при подготовке аудиторского заключения и ре­комендаций руководству экономического субъекта и др.

Чаще всего аудиторскими фирмами используется «MS Word» фирмы «Microsoft».

Табличные процессоры, обладая мощными вычислительными возможностями, средствами деловой графики, обработки текстов и ведения баз данных, получили широкое применение при прове­дении аудиторских проверок. Они используются:

- при составлении различных аналитических таблиц;

- при реализации аналитических про­цедур, прежде всего связанных с оценкой фактических показате­лей бухгалтерской отчетности и анализом финансового положе­ния поверяемого экономического объекта;

- при представлении полу­ченной информации в графическом виде;

- при составлении альтерна­тивных балансов;

- при создании различных рабочих табличных документов, например смет, финансовой отчетности и т.д.

Встро­енные функции, в том числе финансовые, статистические функ­ции, возможность решения задач типа «что если» сделали таблич­ные процессоры популярными среди аудиторов. Наибольшее рас­пространение получил табличный процессор «MS Excel». Поскольку настройка электронных таблиц для решения конкретных задач аудита достаточно сложна, то получила распространение практика продажи готовых настроек и оказания услуг в этой области.

Правовые базы данных и справочники обеспечивают информа­ционно-консультационное обслуживание аудиторов в процессе проведения проверок, что позволяет им с достаточной уверенно­стью сделать вывод о соответствии бухгалтерского учета экономи­ческого субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составле­ния отчетности в Республике Беларусь. На сегодняшний день существует множество правовых баз данных общего назначения, обладающих различной степенью полноты и актуальности. Наи­более популярными из них являются «Консультант Плюс», «Главбух Инфо», и многие другие. Многие из клиен­тов аудиторских фирм используют в своей практической деятель­ности те же самые справочно-правовые базы. Это значительно уп­рощает проведение аудита, так как всегда имеется возможность обратиться к справочно-правовой базе клиента, особенно, если она интегрирована с программой бухгалтерского учета и обеспе­чивает контекстное обращение к соответствующей нормативной базе непосредственно из бухгалтерской программы. В этом слу­чае аудитор получает необходимое правовое обоснование поряд­ка отражения того или иного факта хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, разъяснения по расчету интере­сующего показателя отчетности и т.д.

Бухгалтерские программы и их отдельные модули. С бухгалтер­скими программами аудиторские фирмы имеют дело как при про­ведении проверок, так и при оказании услуг. Аудиторская фирма обязана дать оценку автоматизированной системе учета у клиента, в том числе оценить используемую им программу, правильность применения ее и т.д. При этом аудитору часто приходится рабо­тать непосредственно в среде этой программы на проверяемом объекте. С другой стороны, аудиторские фирмы использу­ют программы бухгалтерского учета для его восстановления и ве­дения в рамках оказываемых клиенту услуг по договору. Бухгал­терские программы позволяют выполнить комплекс работ, свя­занных с аудиторскими проверками или восстановлением учета в предельно сжатые сроки, провести аудит и восстановить учет за прошлые годы, некоторые из программ позволяют моделировать разные варианты отражения хозяйственных ситуаций и получе­ния финансовых результатов.

Программы электронного документооборота позволяют накап­ливать, хранить, осуществлять быстрый поиск и доступ к докумен­там в электронных архивах, выполнять их объединение, а также обеспечивают групповую работу при создании документа. На отечественном рынке программных продуктов получили распростране­ние «1С: Электронный документооборот», DOCS Open и другие системы. Имеются примеры положительного приме­нения таких систем в управлении аудиторской фирмы. Напри­мер, система DOCS Open, разработанная компанией PC DOCS Inc., используется аудиторской фирмой «Эрнст энд Янг». Часто аудиторским фирмам в ходе проверки приходится сталкиваться с такими системами и у клиентов. Тогда они дают оценку правиль­ности ее применения. Кроме того, если система электронного до­кументооборота функционирует у клиента, то это упрощает и ус­коряет проведение аудита на объекте из-за быстрого доступа и по­лучения нужных документов.

Специализированные статистические пакеты общего назначе­ния используются аудиторами при проведении достаточно слож­ных расчетов. Они реализуют набор различных статистических методов, позволяют выполнять обмен с наиболее распространен­ными СУБД, имеют возможность графического представления данных, удобный для пользователя интерфейс. В настоящее вре­мя наиболее популярны из них Mathematics, Statistics, Quick, Statgraphics.

Программы финансового анализа и их отдельные модули.Для реализации процедур анализа финансово-хозяйственной деятель­ности экономических субъектов наряду с табличными процессо­рами аудиторскими фирмами используются специальные про­граммы финансового анализа. Эти программы появились на белорусском рынке почти одновременно со становлением аудита, их достаточно много. Ориентированы они на анализ финансового положения предприятия, выработку стратегических и тактиче­ских решений управления предприятием. Аудиторские фирмы применяют в своей работе программы каждого из этих классов. Программы анализа позволяют выполнить проверку фи­нансовой, налоговой и другой отчетности благодаря заложенному в них механизму сверки взаимосвязанных показателей. Они обес­печивают непосредственно финансовый анализ по различным методикам и рассчитывают большое число экономических показателей, позволяют составлять и анализировать бизнес-планы. Не­которые программы приводят финансовую отчетность к международным стандартам GAAP и IAS. Популярностью среди аудиторов пользуются программные продукты 1С: АФС, Audit Expert, Project Expert. В последнее время сред­ства финансового анализа интегрированы в системы бухгалтер­ского учета и управления предприятием, например в разработки фирмы «Галактика» и др.

Программы автоматизации управленческих функций использу­ются для автоматизации управленческих процедур самих аудитор­ских фирм. Среди таких программ выделяется программа «Форму­ла времени». Данная програм­ма позволяет:

- в области финансов - рассчитать себестоимость вы­полненных работ на основе почасовой оплаты, вести учет выполненных работ и формировать счета за выполненные рабо­ты, производить расчет и анализ дебиторской задолженности;

- в области документооборота - формировать справочники и тексты договоров, акты о выполненных работах;

- в области управления пер­соналом - вести учет временных затрат сотрудников по видам ра­бот в разрезе клиентов и прочих работ;

- в информационно-аналити­ческой области - вести подробные справочники клиентов, струк­турных подразделений компании и их сотрудников; видов работ и часовых ставок;

- в области статистического анализа - выпол­нять выборку данных по произвольным критериям, получать ста­тистические формы отчетности.

Следует заметить, что в зарубежной практике в аудиторской деятельности используются системы поддержки принятия реше­ний при оказании услуг по бизнес-диагностике, приватизации, ис­следовании рынков, оценке бизнеса и т.д., а также экспертные сис­темы при мониторинге клиентов, планировании аудита, осущест­влении выборок, подготовке финансовой отчетности и т.д.

Специальные информационные системы аудита. В настоящее время некоторыми аудиторскими фирмами разрабатываются спе­циальные информационные системы, ориентированные на внутрен­нюю регламентацию аудиторской деятельности с применением внутрифирменных стандартов. Рассмотрим их возможности на примере системы «Ассистент Аудитора», разработанной фирмой «Сервис-Аудит».

Система «Ассистент Аудитора» фирмы «Сервис-Аудит» пред­ставляет собой профессиональную информационно-справочную систему, интегрируемую в информационно-поисковую систему (ИПС) «Кодекс». Она предназначена для аудиторских фирм, част­нопрактикующих аудиторов, а также фирм и предприятий, стре­мящихся повысить эффективность работы служб внутреннего ау­дита и финансово-экономических служб. За счет интеграции в ИПС «Кодекс», «Ассистент Аудитора» позволяет проводить по­иск необходимых материалов всеми возможными методами, кото­рые в ней реализованы (тематический поиск, контекстный по­иск, поиск по наименованию, виду и типу документа и т.д.).

Система «Ассистент аудитора» позволяет:

- систематизировать выполнение аудиторских процедур, начиная с предварительного изучения клиента и заканчивая оформлением аудиторского за­ключения;

- сформировать ряд рабочих документов, необходимых для документирования аудита, что позволяет осуществлять эффек­тивный контроль качества аудиторских проверок, а также обеспе­чить аудитора (бухгалтера, экономиста) справочным материалом по широкому спектру вопросов бухгалтерского учета, налогообло­жения и финансового анализа.

Система состоит из четырех условно независимых тематиче­ских разделов.

Раздел «Планы и программы аудита» содержит бланки докумен­тов, которые следует формировать до того, как подписан договор на проведение аудита, образцы договоров на различные виды ау­диторских услуг, бланки и образцы документов, формируемых на этапе планирования аудиторской проверки и составления про­граммы аудита, а также методические материалы, которые могут использоваться для разработки внутрифирменных стандартов ау­диторской фирмы. Анкеты-вопросники, входящие в этот раздел, могут применяться не только аудиторскими фирмами. С их по­мощью службы внутреннего аудита или финансово-экономиче­ские службы предприятия могут провести тестирование системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета.

Раздел «Рабочие документы аудиторам содержит анкеты-во­просники по различным участкам бухгалтерского учета. Они при­званы помочь при выполнении аудиторских процедур и тестиро­вании отдельных участков бухгалтерского учета на предприятии. В этот раздел также включены методические материалы, призван­ные помочь в подготовке и оформлении заключения по итогам ау­диторской проверки.

Раздел «Консультант аудитора» содержит справочные таблицы по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансового анализа деятельности предприятий, а также оформленные в виде таблиц нормативы, ставки, индексы, используемые для расчетов показателей отдельных хозяйственных операций, сумм налогов.

Раздел «Основные нормативные документы» носит справочный характер и включает основные законодательные и нормативные ведомственные акты, регулирующие аудиторскую деятельность и порядок ведения бухгалтерского учета.

Базы данных системы «Ассистент Аудитора» представляют со­бой набор аудиторских процедур, оформленных в виде анкет-во­просников, бланков, рабочих карт, методик, справочных таблиц. Большая часть документов, включенных в базы данных, является оригинальными авторскими разработками, созданными специали­стами с большим практическим опытом аудита. Информационные ресурсы ИС «Ассистент Аудитора» постоянно пополняются, обнов­ляются, актуализируются в соответствии с изменениями в законо­дательной и нормативной базе по аудиту и бухгалтерскому учету.

Автоматизированная система для внешнего аудита должна отличаться универсальностью. Она привносится на объект аудита извне, а потому должна учитывать общие стандарты и обладать способностью настройки на операционные среды компьютеров клиентов. Как всякая система обработки она включает функцио­нальную и обеспечивающую части. Функциональная часть систе­мы представлена следующими комплексами задач: «Администра­ция», «Персонал», «Отчетность», «Консультации».

Комплекс «Администрация» предназначен для реализации функции оценки эффективности действий руководства в выборе стратегии финансово-хозяйственной деятельности и текущих ре­шений в отчетном периоде. Здесь решаются задачи аудита заем­ных средств, финансовой прочности, гибкости стратегии разви­тия, финансовой устойчивости, платежеспособности, комплекс­ного аудиторского анализа.

Комплекс «Персонал» служит оценке существующих на предпри­ятии систем учета финансово-хозяйственных операций, а также выявлению преднамеренных или случайных ошибок учетного пер­сонала. Выделяются две группы задач. Первая группа задач предназначена для проверки бухгалтерской документации, имеющей от­ношение к отдельным статьям баланса. Вторая группа выполняет анализ финансовых операций по участкам: аудит учета основных средств, аудит учета валютных средств и расчетных операций, ау­дит источников средств предприятия, аудит учета затрат на произ­водство, аудит учета труда и заработной платы. Комплекс «Персо­нал» базируется на технологии контрольно-советующих систем.

Комплекс «Отчетность» обеспечивает проверку финансовой и другой отчетности, контроль согласованности показателей от­четной документации, контроль правильности расчетов.

Комплекс «Консультирование» предназначен для выработки и обоснования действий администрации в последующий период. Состав задач этого комплекса определяется составом задач ком­плекса «Администрация», но при этом вырабатываются консуль­тационные советы по улучшению состояния дел в последующий период по каждой задаче.

Автоматизированная система внутреннего аудита более специализирована и отражает особенности конкретных организа­ций. Они стационарны и более развиты. Система включает два комплекса задач: «Документация» и «Консультирование».

Комплекс «Документация» предназначен для проверки пра­вильности отображения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерских документах и отчетности. Задачи этого комплекса аналогичны задачам комплексов «Персонал» и «Отчетность» сис­темы внешнего аудита.

Комплекс «Консультирование» позволяет на основании отчет­ности предприятия определить направления его развития и оказы­вает помощь в принятии управленческих решений. Он включает задачи комплексного диагностирования: финансового состоя­ния, рентабельности, финансово-имущественного состояния.

Создаваться система внутреннего аудита может на базе локаль­ных файлов, баз данных, баз знаний. Последние системы относят­ся к разряду интеллектуальных, они реализуются на базе эксперт­ных систем. Экспертная система для внутреннего аудита включа­ет:

- стандартные блоки - базу знаний, блок приобретения знаний, блок логических выводов, блок объяснений;

- нестандарт­ные блоки - блок локального диагноза и блок общего диагноза).

Последние блоки содержат знания экспертов по аудиту в виде правил, позволяющих определять диагноз и получать рецепт «ле­чения» предприятия, т.е. перечень мероприятий, действий, проце­дур для выхода из сложной экономической ситуации.

Отечественный рынок специальных информационных систем аудита только начинает развиваться. Зарубежный рынок представ­лен аудиторскими программами двух типов:

- специальными про­граммными средствами компьютерного аудита;

- специальными программными средствами поддержки аудиторских процедур.

Пер­вый тип программ предназначен для проведения аудита непосредственно автоматизированной системы клиента путем ее тестирования с использованием различных методов. Результатом является заклю­чение о фактической работоспособности процедур контроля в сис­теме, что позволяет оценить риск неэффективности контроля и оп­ределить возможность использования базы данных клиента при проведении аудиторской проверки.

Второй тип программ обеспе­чивает работу с большими массивами проверяемых данных при вы­полнении аудиторских процедур (например, проверку и анализ за­писей, сопоставление данных различных файлов, разметку и распе­чатку выборок, генерацию отчетов и т.д.). Такие системы являются эффективным инструментом решения многих задач аудита, но на практике они часто используются совместно с другими программ­ными средствами для аудиторской проверки.