Система выходной информации
ОБОБЩЕНИЕ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНЫХ РЕГИСТРОВ В АИСБУ
Массив информации о хозяйственных операциях является хранилищем бухгалтерских проводок, из которого пользователь получает любую информацию для проведения контроля учетного процесса и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Информацию, полученную в результате обработки данных указанного массива, называют результатной информацией. Она подразделяется на информацию:
- основную;
- вспомогательную.
Основная результатная информация - это систематизированная, обобщенная информация синтетического и аналитического учета. Она представляется в форме выходных документов, которые в АИСБУ называют отчетами.
Вспомогательная информация носит справочный характер и получается в результате выборки данных без обобщения непосредственно из массива информации о хозяйственных операциях. Представляется она, как правило, в форме видеограмм.
Выходные документы предназначены:
- для внутреннего использования;
- для внешнего использования.
Выходные документы внутреннего использованияподразделяются на:
- стандартные отчеты;
- специализированные отчеты.
Стандартные отчеты отражают:
- бухгалтерские итоги на счетах, субсчетах, объектах аналитического учета с разбивкой по периодам;
- бухгалтерские итоги на счетах, субсчетах, объектах аналитического учета в разрезе разных валют;
- детальные проводки.
Стандартные отчеты - это учетные регистры, форма представления которых в системах компьютерного учета имеет отличия от традиционных форм отчетов. С каждой системой автоматизации учета поставляется некоторый набор стандартных отчетов. Алгоритмы расчета показателей этих отчетов обычно изменить нельзя, но перед формированием отчета через настройку параметров можно поменять состав показателей и его внешний вид.
Стандартные отчеты классифицируются на:
- по способу группировки данных:
- хронологические;
- систематические;
- комбинированные;
- по степени обобщения:
- синтетические;
- аналитические.
Возможна классификация и по другим признакам.
Специализированные отчеты - это отчеты, предназначенные для представления в печатных формах специфической информации различных разделов бухгалтерского учета.
Специализированные отчеты могут быть:
- стандартизированы по форме (например, кассовая книга, книга продаж, книга покупок, различные формы отчетности по учету основных средств и т.д.);
- иметь нестандартную форму для отражения специфических группировок и способов обобщения информации, которые нельзя получить из стандартных отчетов.
Возможность получения наиболее часто применяемых стандартизированных форм, таких как кассовая книга, книга продаж, книга покупок, обычно включается в состав функций, входящих в комплект поставки программного продукта. В комплект поставки многих систем автоматизации также обычно входит большое число отчетов, специфических для того или иного раздела учета:
- оборотные ведомости товарно-материальных ценностей;
- ведомости начисления износа основных средств;
- инвентаризационные ведомости;
- платежные ведомости;
- расчетные листки и т.д.
Особенно много такого рода специализированных отчетов входит в поставку комплексов бухгалтерских АРМ.
Часто требуется получение достаточно специфических отчетов, формирование которых стандартным комплектом поставки программного продукта не обеспечивается:
- специфическая отраслевая или региональная отчетность;
- формы, отражающие показатели, важные для конкретной организации.
Для того, чтобы пользователи могли получать необходимую им информацию в требуемой форме представления, в программы встраиваются так называемое генераторы отчетов, которые дают возможность проектировать собственные отчеты. Спроектированный отчет может многократно использоваться для получения выходной информации наравне с отчетами, входящими в комплект поставки программы.
Выходные документы внешнего назначения называют регламентированными отчетами.
Регламентированные отчеты - это отчеты, предназначенные для передачи различным внешним контролирующим органам. Для них установлена определенная периодичность представления. Они подразделяются на:
- государственную отчетность;
- отраслевую отчетность;
- региональную отчетность.
К государственной отчетности относятся:
- бухгалтерская отчетность;
- отчеты для налоговых инспекций;
- отчеты для внебюджетных фондов;
- статистическая отчетность и т.п.
Эта отчетность, как правило, имеет унифицированную форму. Каждой форме присваивается код в соответствии с Общегосударственным классификатором управленческой документации (ОКУД). Состав и содержание этих форм определяется различными государственными органами. Средства формирования государственной отчетности обычно включаются в поставку систем автоматизации бухгалтерского учета. Однако состав отчетов, формируемых программами, не всегда является полным.
Состав отраслевой и региональной отчетности устанавливается соответствующими отраслевыми и региональными органами. Обычно эти формы в типовую поставку систем автоматизации бухгалтерского учета не включаются, и настройка программ для возможности их формирования выполняется либо самими пользователями, либо дилерами фирм-производителей программных продуктов.
Вспомогательная информация справочного характера в системах компьютерного учета представляется в форме видеограмм, отражающих различные выборки из журналов операций, проводок документов.