Справочники условно-постоянной информации

Помимо справочников аналитических счетов в программных средствах АИСБУ применяются и другие справочники для хране­ния пользовательских констант или условно-постоянной информации.

Например, в программе «1С: Бухгалтерия 7.7» для хранения редко изме­няемой информации используется так называемый справочник констант (рис. 5.10).

Константами могут быть числовые величины и текстовые данные. Они хранят такую информацию как полное наименование организации, ее юри­дический адрес, фамилии руководителя и главного бухгалтера, дату регист­рации предприятия, основную ставку НДС и т.д. Некоторые константы могут быть периодическими, т.е. принимать различные значения в зависимости от даты, например, ставка рефинансирования НБ РБ, налоговая ставка и т.п. Константы используются в расчетах, при формировании документов и отчетов. Так, наименование предприятия, его адресные и банковские реквизиты используются при автоматическом формировании платежных и иных документов.

 

Рисунок 5.10. Представление справочника констант в программе «1С: Бухгалтерия 7.7»

 

В условно-постоянной информации большой удельный вес за­нимает нормативная информация, которая используется при решении задач бухгалтерского учета. К этой информации отно­сятся:

- данные о составе изделий и применяемости деталей в этих из­делиях;

- данные о технологических маршрутах изготовления изде­лий;

- пооперационные нормы затрат труда;

- подетальные нормы расхода материалов и др.

Нормативные данные могут быть:

- первич­ными (пооперационные нормы затрат труда и подетальные нормы расхода материалов);

- сводными (нормативные затраты на изделия в разрезе статей затрат).

Кроме нормативной информации использу­ется также планово-договорная информация:

- планы выпуска продук­ции на год, квартал, месяц;

- плановые (сметные) расходы на вы­пуск продукции;

- договоры и контракты и т.д.

Вся эта нормативная и планово-договорная информация обрабатывается и подготавли­вается вне бухгалтерии. Храниться она должна в виде единого нор­мативно-справочного фонда, доступ к которому должен быть обеспе­чен при решении любых задач управления, в том числе и задач бух­галтерского учета. Нормативно-справочный фонд должен отвечать требованиям полноты (иметь весь необходимый набор данных для решения любых задач пользователей), актуальности и достоверно­сти, удобству работы и быстроте поиска данных, безопасности дан­ных, обеспечения работы в многопользовательском режиме. Про­блема организации и ведения нормативно-справочного фонда ак­туальна для крупных предприятий, для которых характерна автома­тизация на уровне корпоративных информационных систем или бухгалтерских комплексов. В корпоративных информационных системах эта проблема решается сразу при создании системы. Ес­ли же на предприятии автоматизируется только бухгалтерский учет, пусть даже на основе комплексных систем, то необходимо продумать вопросы организации и ведения нормативно-справочно­го фонда и взаимодействие его с бухгалтерским комплексом. Ина­че не решить многих задач учета, требующих привлечения норма­тивных данных при расчетах или сравнительном анализе, напри­мер при сопоставлении фактических и нормативных (сметных) за­трат на изделия или продукцию в целом.