Из легенд о св. Франциске Ассизском

Приветствие добродетелям

Св. Францизск Ассизский.

Вопросы

1. Можно ли сказать, что многие ереси и движение францисканцев выросло из одного корня? Что общего между еретиком и монахом-миноритом, а что их различает? Попробуйте сравнить учение Франциска с ересью Сегарелли и Дольчино, во многом подражавших миноритам.

2. Объясните, почему св. Франциска Ассизского сейчас на Западе нередко называют «основателем экологического движения»?

3. Почему наивные толкования Франциском Писания пользовались большей популярностью, чем изощренные рассуждения ученых-богословов?

4. Зачем был нужен Иннокентий III Франциску, а Франциск — Иннокентию III?

5. Можно ли заметить собственное отношение монаха-бенедиктинца к встрече Иннокентия III и Франциска?

6. Составьте два рассказа: один от имени наместника Иисуса Христа на земле Иннокентия III, а другой — от имени последователя Иисуса Христа — Франциска о том, что они почувствовали при первой встрече друг с другом.

7. Что общего между миноритами и «псами Господними» и чем они отличаются?

8. Могли ли нищенствующие ордены оставаться действительно нищенствующими намного дольше, чем это оказалось на самом деле?

Радуйся, царица премудрость, Господь храни тебя с сестрой твоей, святой и чистой простотой. Госпожа святая бедность, Господь храни тебя с братом твоим, святым смирением. Госпожа любовь святая, Господь храни тебя с братом твоим, святым послушанием. Все святейшие добродетели, храни вас Господь, проистекающих и идущих от него. В целом мире не наказан ни один человек, кто одною из вас мог бы обладать, если не умрет он прежде того. Обладающий одною и не повредивший другие — всеми обладает; и повредивший одну — не обладает ни одной и все повреждает.

Каждая из них прогоняет пороки и грехи. Святая премудрость изгоняет сатану и все злобствования его. Чистая святая простота прогоняет всю мудрость мира сего и мудрствование плоти. Святая бедность прогоняет всякую алчность, скупость и заботы мира сего. Святое смирение побеждает гордость и всех людей мира сего и все, что в мире. Любовь святая прогоняет все искушения дьявольские и все страхи плотские. Святое послушание прогоняет все желания телесные и плотские и владеет умерщвляемым телом своим для послушания духу и для послушания брату своему и подчиняет человека всем людям в мире этом, и не только людям, но даже всем животным и зверям, чтобы могли они делать с ним, что хотят, насколько дано будет им свыше от Бога.

Увидев однажды некоего из товарищей своих унылого и скорбного лицом, кающегося, и нелегко перенося уныние это, Франциск сказал ему: «Не подобает слуге Божию являться пред людьми печальным и смятенным, но подобает быть всегда радостным. Преследуй и укоряй себя в келье твоей и в присутствии Божием плачь и печалуйся; когда же возвращаешься к братьям, отложи печаль, укрепляя других».

* * *

Когда истомленный долгим постом молодой брат, проснувшись ночью, поднял крик, стеная от боли, Франциск разбудил всех, зажег свет и, собрав юноше поесть, сел с ним за стол и ел вместе с ним, чтобы ему не было стыдно перед братьями.

* * *

Когда Франциск видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал их к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и виноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер.

* * *

Даже к червям Франциск питал любовь, ибо в Писании сказано о Спасителе: «Я есмь червь, а не человек». И он их собирал с дороги и относил в безопасное место, чтобы путники не раздавили их.

* * *

Франциск чувствовал такое благоговение к огню, что не позволял братьям тушить загоревшуюся на нем одежду. Когда загорелась хижина, в которой жил Франциск с братом, он отказался помогать брату в тушении и ушел в лес.

* * *

Когда Франциск мыл руки, он старался, чтобы стекающая вода не попадала под ногу, ибо он считал себя недостойным попирать ее.

Брату, рубившему деревья на дрова, он не позволял срубать дерево целиком, чтобы оно могло снова ожить из любви к Тому, Кто спас нас на древе крестном.

* * *

Франциск поднял глаза и увидел возле дороги несколько деревьев, на которых сидело бесчисленное количество птиц. Святой Франциск подивился этому и сказал товарищам: «Вы меня подождите здесь на дороге, а я пойду проповедовать сестрам моим птицам». И, сойдя на поле, он начал проповедовать птицам, бывшим на земле, и тотчас же и те, которые сидели на деревьях, слетели к нему и стояли все вместе неподвижно, пока святой Франциск не кончил проповеди. И даже после этого они не улетели, пока он не дал им своего благословения... Пока святой Франциск говорил им эти речи, все, какие были птицы, пораскрывали клювы, повытянули шеи, приподняли крылышки и почтительно наклонили головки к земле и движениями своими и пением начали показывать, что речи святого отца доставляют им величайшую усладу... Окончив проповедь, святой Франциск совершил над ними знамение креста и отпустил их. И тогда все эти птицы стаей поднялись на воздух с дивными песнями и затем, согласно знамению креста, которое совершил над ними святой Франциск, разделились на четыре части: одна часть полетела на восток, другая на запад, третья на юг, четвертая на север, и каждая стая летела с дивными песнями.