Программирование с использованием структур
. . .
Struct
. . .
Изучение порядка объявления и инициализации структур
Структуры
Структуры в Cи применяют просто для логического объединения связанных между собой данных. В структуру, в противоположность массиву, можно объединять данные различных типов.
В языке С++ структура является видом структуруа и обладает всеми его свойствами, но на данном этапе изучения языка С++ достаточно использовать структуры так, как они определены в языке Си:
struct [ имя_типа ]
{
тип_1 элемент_1;
тип_2 элемент_2;
тип_n элемент_n;
} [ список описателей ];
Элементы структуры называются полями структуры и могут иметь любой тип, кроме типа этой же структуры, но могут быть указателями на него. Если отсутствует имя типа, должен быть указан список описателей переменных, указателей или массивов. В этом случае описание структуры служит определением элементов этого списка:
// Пример, описывающей анкетные данные о студентах
{
char fam[20];
char name[15];
int age;
} stud[30], *ptr;
В данном примере описывается структура, содержащая три поля: символьный массив на 20 элементов с именем fam, символьный массив на 15 элементов с именем name и целочисленная переменная с именем age, которые предназначены для хранения информации о фамилии, имени и возрасте студента соответственно. В списке описателей задан массив из 30 экземпляров этой структуры и указатель на структуру (который тоже задает экземпляр структуры, который идентифицируется не по имени экземпляра, а по имени указателя, который хранит адрес начала памяти, выделенной на экземпляр структуры, но без имени экземпляра). Если список описателей отсутствует, описание структуры определяет новый тип, имя которого можно использовать в дальнейшем наряду со стандартными типами, например:
struct student
{
char fam[20];
char name[15];
int age;
};
int main()
{ . . .
student stud[30], *ptr;
return 0;
}
В данном примере описана глобальная структура данных типа структуры с заданием нового типа данных student. Задание же экземпляров этой структуры производится в рамках функции main().
Переменные структурного типа можно размещать и в динамической области памяти, для этого надо описать указатель на структуру и выделить под нее место:
student *ptr=new student; // экземпляр структуры
student *stud=new student[N];// массив экземпляров
// структур
Для инициализации структуры значениями используются те же методы, что и для обычных типов данных, но с небольшим дополнением: для доступа к полю структуры, экземпляр которой создан как обычная переменная или массив – через операцию «точка», а для обращения к полю структуры, экземпляр которой создан как указатель на структуру – через операцию «стрелка»:
stud[1].fam=”Сидоров”; // Доступ
stud[1].name=”Александр”; // по имени
stud[1].age=23; // экземпляра
prt->fam=”Петров”; // Доступ
ptr->name=”Семен”; // через указатель
ptr->age=21; // на структуру
На практике инициализация полей структуры, описанной массивом экземпляров, осуществляется с использованием циклов с параметром:
for (int i; i<N; i++)
{
cout<<”\nВведите фамилию студента: “;
cin >>stud[i].fam;
cout<<”\nВведите имя студента: ”;
cin >>stud[i].name;
cout<<”\nВведите возраст студента: ”;
cin >>stud[i].age;
}
Сами по себе структуры являются лишь средством описания сложных типов данных, но основное их достоинство – удобство в поиске и анализе описанных в таком виде данных. Например, необходимо вывести на экран данные о всех студентах, чей возраст на данный момент не превышает 22 лет:
k=0;
for (j=0; j<N; j++)
if ( stud[j].age<=22 )
{
cout<<”\nФамилия: ”<<stud[j].fam;
cout<<”\tИмя: ”<<stud[j].name;
cout<<”\tВозраст: ”<<stud[j].age;
k++;
}
if (k==0) cout<<”\nТаких студентов нет!”;
или о студентах, чья фамилия “Петров”:
k=0;
for (j=0; j<N; j++)
if ( strcmp(stud[j].fam, “Петров”)==0 )
{
cout<<”\nФамилия: ”<<stud[j].fam;
cout<<”\tИмя: ”<<stud[j].name;
cout<<”\tВозраст: ”<<stud[j].age;
k++;
}
if (k==0) cout<<”\nТаких студентов нет!”;