Программирование с использованием структур

. . .

Struct

. . .

Изучение порядка объявления и инициализации структур

Структуры

Структуры в Cи применяют просто для логического объединения связанных между со­бой данных. В структуру, в противоположность массиву, можно объединять дан­ные различных типов.

В языке С++ структура является видом структуруа и обладает всеми его свойствами, но на данном этапе изучения языка С++ достаточно использовать структуры так, как они определены в языке Си:

struct [ имя_типа ]

{

тип_1 элемент_1;

тип_2 элемент_2;

тип_n элемент_n;

} [ список описателей ];

Элементы структуры называются полями структуры и могут иметь любой тип, кроме типа этой же структуры, но могут быть указателями на него. Если отсутствует имя типа, должен быть указан список описателей переменных, указателей или массивов. В этом случае описание структуры служит определением элементов этого списка:

// Пример, описывающей анкетные данные о студентах

{

char fam[20];

char name[15];

int age;

} stud[30], *ptr;

В данном примере описывается структура, содержащая три поля: символьный массив на 20 элементов с именем fam, символьный массив на 15 элементов с именем name и целочисленная переменная с именем age, которые предназначены для хранения информации о фамилии, имени и возрасте студента соответственно. В списке описателей задан массив из 30 экземпляров этой структуры и указатель на структуру (который тоже задает экземпляр структуры, который идентифицируется не по имени экземпляра, а по имени указателя, который хранит адрес начала памяти, выделенной на экземпляр структуры, но без имени экземпляра). Если список описателей отсутствует, описание структуры определяет новый тип, имя которого можно использовать в дальнейшем наряду со стандартными типами, например:

struct student

{

char fam[20];

char name[15];

int age;

};

int main()

{ . . .

student stud[30], *ptr;

return 0;

}

В данном примере описана глобальная структура данных типа структуры с заданием нового типа данных student. Задание же экземпляров этой структуры производится в рамках функции main().

Переменные структурного типа можно размещать и в динамической области па­мяти, для этого надо описать указатель на структуру и выделить под нее место:

student *ptr=new student; // экземпляр структуры

student *stud=new student[N];// массив экземпляров

// структур

Для инициализации структуры значениями используются те же методы, что и для обычных типов данных, но с небольшим дополнением: для доступа к полю структуры, экземпляр которой создан как обычная переменная или массив – через операцию «точка», а для обращения к полю структуры, экземпляр которой создан как указатель на структуру – через операцию «стрелка»:

stud[1].fam=”Сидоров”; // Доступ

stud[1].name=”Александр”; // по имени

stud[1].age=23; // экземпляра

prt->fam=”Петров”; // Доступ

ptr->name=”Семен”; // через указатель

ptr->age=21; // на структуру

На практике инициализация полей структуры, описанной массивом экземпляров, осуществляется с использованием циклов с параметром:

for (int i; i<N; i++)

{

cout<<”\nВведите фамилию студента: “;

cin >>stud[i].fam;

cout<<”\nВведите имя студента: ”;

cin >>stud[i].name;

cout<<”\nВведите возраст студента: ”;

cin >>stud[i].age;

}

Сами по себе структуры являются лишь средством описания сложных типов данных, но основное их достоинство – удобство в поиске и анализе описанных в таком виде данных. Например, необходимо вывести на экран данные о всех студентах, чей возраст на данный момент не превышает 22 лет:

k=0;

for (j=0; j<N; j++)

if ( stud[j].age<=22 )

{

cout<<”\nФамилия: ”<<stud[j].fam;

cout<<”\tИмя: ”<<stud[j].name;

cout<<”\tВозраст: ”<<stud[j].age;

k++;

}

if (k==0) cout<<”\nТаких студентов нет!”;

или о студентах, чья фамилия “Петров”:

k=0;

for (j=0; j<N; j++)

if ( strcmp(stud[j].fam, “Петров”)==0 )

{

cout<<”\nФамилия: ”<<stud[j].fam;

cout<<”\tИмя: ”<<stud[j].name;

cout<<”\tВозраст: ”<<stud[j].age;

k++;

}

if (k==0) cout<<”\nТаких студентов нет!”;