ВВЕДЕНИЕ 13 страница

Контрольные вопросы
1. Назовите наиболее известные и распространенные программные продукты бюджетирования. 2. Какие задачи позволяет решить пользователям программа Project Expert фирмы Про-Инвест-Консалтинг? 3. В каких двух модификациях поставляется программа Project Expert? 4. Каково назначение программы MS Project фирмы Microsoft? 5. Какие статистические функции для экстраполяционного анализа содержит MS Excel? 6. Назовите инструментальные средства MS Excel для работы с трендами. 7. Каково назначение программного продукта «Альт-Прогноз» фирмы «Альт»? 8. Что такое корпоративная ИС? 9. Какие функции охватывает корпоративная ИС? 10. Каковы основные особенности корпоративных ИС? 11. Перечислите западные компании, которые в настоящее время предлагают свои корпоративные программные решения на российском рынке. 12. Перечислите разработки российских фирм, предлагающих корпоративные программные решения на российском рынке. 13. В чем состоит назначение корпоративной системы «Галактика»? Назовите ее отличительные особенности.
12. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
12.1. Современное состояние информационных технологий
Современное состояние информационных технологий можно охарактеризовать следующими тенденциями: 1. Наличие большого количества промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. 2. Создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам. Технической основой данной тенденции явились государственные и частные системы связи и передачи данных общего назначения и специализированные, объединенные в национальные, региональные и глобальные информационно-вычислительные сети. 3. Расширение функциональных возможностей информацион­ных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых баз данных. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей. 4. Включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств.
12.2. Тенденции развития информационных технологий
Выделяют пять основных тенденций в развитии информационных технологий: Усложнение информационных продуктов (услуг). Информационный продукт в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения приобретает стратегическое значение. Способность к взаимодействию. С ростом значимости информационного продукта возможность провести идеальный обмен этим продуктом между компьютером и человеком или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Также эта проблема касается совместимости технических и программных средств. Все проблемы обработки и передачи информационного продукта находились в полном соответствии по совместимости и быстродействию. Ликвидация промежуточных звеньев. Развитие способности к взаимодействию ведет к совершенствованию процесса обмена информационным продуктом, а следовательно, при взаимоотношении поставщиков и потребителей в этой области ликвидируются промежуточные звенья. Не нужны посредники, если есть возможность размещать заказы непосредственно с помощью информационных технологий. Глобализация. Фирмы могут с помощью информационных технологий вести дела где угодно, получая исчерпывающую информацию. Глобализация рынка информационного продукта нацелена на получение преимуществ за счет распределения постоянных и полупостоянных расходов на более широкий географический регион. Конвергенция. Исчезают различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием в быту и для деловых целей, информацией и развлечением, а также среди различных режимов работы, таких как передача звуковых, цифровых и видеосигналов. Применительно к бизнесу эти тенденции приводят к: 1) осуществлению распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения; 2) созданию развитых систем коммуникаций, когда рабочие мес­та соединены для пересылки сообщений; 3) гибким глобальным коммуникациям, когда предприятие вклю­чается в мировой информационный поток; 4) созданию и развитию систем электронной торговли; 5) устранению промежуточных звеньев в системе интеграции организация – внешняя среда.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте современное состояние информационных технологий. 2. Какие основные тенденции развития информационных технологий существуют? В чем их влияние на информационные системы?
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
DNS(Domain Name System) – доменная система имен, распределенная система баз данных для перевода имен компьютеров в сети Интернет в их IP-адреса. Ethernet –тип локальной сети. Отличается разнообразием типов проводов для соединений, обеспечивающих пропускные способности от 2 до 10 млн bps (2–10 Mbps). Довольно часто компьютеры, использующие протоколы TCP/IP, через Ethernet подсоединяются к Интернету. FTP (File Transfer Protocol) – 1. Протокол передачи файлов. 2. Протокол, определяющий правила пересылки файлов с одного компьютера на другой. 3. Прикладная программа, обеспечивающая пересылку файлов согласно этому протоколу. Gopher – интерактивная оболочка для поиска, присоединения и использования ресурсов и возможностей Интернета. Интерфейс с пользователем осуществлен через систему меню. HTML (Hypertext Markup Language) – язык для написания гипертекстовых документов. Основная особенность – наличие гипертекстовых связей между документами, находящимися в различных архивах сети; благодаря этим связям можно непосредственно во время просмотра одного документа переходить к другим. Internet –глобальная компьютерная сеть. Технология сетевого взаимодействия между компьютерами разных типов. IP (Internet Protocol) – протокол межсетевого взаимодействия, самый важный из протоколов сети Интернет, обеспечивает маршрутизацию пакетов в сети. IР-адрес –уникальный 32-битный адрес каждого компьютера в сети Интернет. NetWare – сетевая операционная система, разработанная фирмой Novell; позволяет строить ЛВС, основанную на принципе взаимодействия клиент-сервер. Взаимодействие между сервером и клиентом в ЛВС NetWare производится на основе собственных протоколов (IPX), тем не менее протоколы TCP/IP также поддерживаются. NNTP (Net News Transfer Protocol) – протокол передачи сетевых новостей. Обеспечивает получение сетевых новостей и электронных досок объявлений сети и возможность помещения информации на доски объявлений сети. POP (Post Office Protocol) – протокол «почтовый офис». Используется для обмена почтой между хостом и абонентами. Особенность протокола – обмен почтовыми сообщениями по запросу от абонента. SLIP (Serial Line Internet Protocol) – протокол канального уровня, позволяющий использовать для выхода в Интернет обычные модемные линии. SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) – простой протокол передачи почты. Основная особенность протокола SMTP – обмен почтовыми сообщениями происходит не по запросу одного из хостов, а через определенное время (каждые 20 – 30 минут). Telnet –удаленный доступ. Дает возможность абоненту работать на любой ЭВМ сети Интернет как на своей собственной. TCP\IP – все множество протоколов, поддерживаемых в сети Интернет. TCP (Transmission Control Protocol) – протокол контроля передачи информации в сети, протокол транспортного уровня, один из основных протоколов сети Интернет. Отвечает за установление и поддержание виртуального канала (т.е. логического соединения), а также за безошибочную передачу информации по каналу. UDP (User Datagram Protocol) – протокол транспортного уровня, в отличие от протокола TCP, не обеспечивает безошибочной передачи пакета. Unix – многозадачная операционная система, основная операционная среда в сети Интернет. Имеет различные реализации: Unix-BSD, Unix-Ware, Unix-Interactive. UUCP – протокол копирования информации с одного Unix-хоста на другой. UUCP не входит в состав протоколов TCP/IP, но тем не менее широко используется в сети Интернет. На основе протокола UUCP – построены многие системы обмена почтой, до сих пор используемые в сети. VERONICA(Very Easy Rodent-Oriented Netwide Index to Computer Archives) – система поиска информации в публичных архивах сети Интернет по ключевым словам. WAIS (Wide Area Information Servers) – мощная система поиска информации в базах данных сети Интернет по ключевым словам. WWW (World Wide Web) – всемирная паутина. Система распределенных баз данных, обладающих гипертекстовыми связями между документами. Whois – адресная книга сети Интернет. Алгоритм — последовательность четко определенных действий, выполнение которых ведет к решению задачи. АРМ – автоматизированное рабочее место – персональный компьютер, оснащенный совокупностью персонально ориентированных функциональных и обеспечивающих информационных технологий и размещенный непосредственно на рабочем месте. База данных –автоматизированное хранилище оперативно обновляемой информации. Система хранения данных, обеспечивающая оперативный доступ к информации по содержанию хранимых данных; множество логически совместимых файлов данных. Банк данных – совокупность нескольких баз данных с программами управления ими и совместимыми аппаратными средствами. Безопасность информационных систем – защита данных, информации и программ от несанкционированного доступа к ним. Бизнес-данные – информация о людях, местах, вещах, правилах ведения бизнеса и событиях. Бизнес-процесс (операция) – цепочка последовательных действий (операций), которые выполняются различными специалистами в различных отделах фирмы, начинаются у потребителя, которому что-то надо от поставщика и/или производителя, и заканчиваются опять же у потребителя после выполнения заказа. Видеоконференция – одна из новейших информационных технологий организации дистанционного визуального группового общения, проведения совещаний, обучения в виртуальной реальности, но со­здающая атмосферу, близкую к реальности. Виртуальная ЛВС – сеть, полученная путем протокольной адресации серверов. «Всемирная паутина» –см. WWW. Вычислительная сеть – сеть передачи данных, в одном или нескольких узлах которой размещены ЭВМ. Геоинформационная система – система фактографической и аналитической информации о состоянии географической среды (региона, города и т.д.) и показателях, относящихся к экономическому состоянию территориально распределенных объектов. Средство создания и обработки многослойной базы данных и визуализации ее объектов. Гипермедиа – компьютерная совокупность нелинейно связанных записей текстов, графики, речи, аудио, видео, музыки, мультипликации и т.п., позволяющая их составлять, увязывать и читать в произвольном порядке. Гипертекст –документ, имеющий связи с другими документами через систему выделенных слов (ссылок). Гипертекст соединяет различные документы на основе заранее заданного набора слов. Например, когда в тексте встречается новое слово или понятие, система, работающая с гипертекстом, дает возможность перейти к другому документу, в котором это слово или понятие рассматривается более подробно. Нелинейная сетевая форма организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. Глобальная информационная сеть – соединение нескольких региональных сетей компьютеров между собой с помощью каналов (линий) связи для передачи информации между регионами и странами с целью совместной обработки. Графический акселератор –программно-аппаратные средства ускорения графических операций: перенос блока данных, закраска объекта, поддержка аппаратного курсора. Документ –информационное сообщение в бумажной, звуковой или электронной форме, оформленное по определенным правилам (стандартам), заверенное в установленном порядке. Документооборот –система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа. Драйвер –загружаемая в оперативную память программа, управляющая обменом данными между прикладными процессами и внешними устройствами. Защита информации –организационные и программно-техни­ческие средства, ограничивающие несанкционированный доступ к информации. Индексирование –описание содержания документов посредством формализованного информационного языка, принятого в системе описаний документов. Интернет –см. Internet. Интерфейс –правила взаимодействия операционной системы с пользователем, соседних уровней в сети ЭВМ. Интерфейс –сопряжение средств объектов информатики (информации, данных, программ, аппаратуры конечного пользователя), в котором все информационные, логические, физические и электрические параметры отвечают предварительно выработанным соглашениям (стандартизованным протоколам) для обеспечения программно-аппаратной и эргономической совместимости. Интрасеть –внутренняя корпоративная сеть, объединяющая несколько ЛВС посредством протоколов TCP/IP и HTTP. Информатизация –насыщение производства и всех сфер жизни и деятельности все возрастающими потоками информации. Термин «информатизация» образован как сочетание терминов «информация» и «автоматизация». Информатизация общества –совокупность взаимосвязанных политических социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Информатика –отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности. Информационная грамотность – навыки элементарного общения конечного пользователя, не обладающего специальными знаниями в про­граммировании, с компьютером, который обеспечивает выработку культуры получения знаний с помощью ЭВМ. Информационная потребность – осознанное понимание различия индивидуального знания, определяемое разностью между субъективным восприятием предмета деятельности и уровнем знаний об этом предмете, накопленных обществом. Информационная технология – система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Информационная технология –совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности. Информационное обслуживание –предоставление информации для выработки и принятия решений, удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека. Информационное общество –постиндустриальная цивилизация, в которой главным ресурсом являются информация и знания. Информационное хранилище –автоматизированная система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и эксплуатирует информацию как единое целое. Информационное хранилище –архивная активная электронная система для сбора, доставки, хранения, анализа и предоставления информации при подготовке управленческих решений. Информационный поиск –процесс извлечения информации из информационной системы в соответствии с признаками этой информации. Информационный продукт –специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание предоставляется в пользование потребителю. Информационный продукт – в общем виде это послание, информационное сообщение и носитель информации (экран компьютера, бумага, магнитная лента, магнитный диск, оптический диск и др.). Информация(от лат. informatio – разъяснение, изложение)–отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации (опубликованное). Качество информации –степень снижения состояния неопределенности экономического субъекта, степень продвижений к цели, приращение тезауруса. Ключевое слово –слово естественного языка, выражающее в заданном контексте смысл существа излагаемого вопроса. Коммуникации(от лат. communicatio – связь)– процесс передачи сообщений, когда изменение в одной системе (или части) вызывает вещественно-энергетическое изменение (перенос вещества и/или энергии) в другой. Компьютер(от англ. computer – вычислитель)–автоматическое программно-управляемое устройство обработки цифровой информации. Компьютерная система –совокупность аппаратных и программных средств, разного рода физических носителей информации, а также персонала, обслуживающего перечисленные выше компоненты. Контекстный поиск –возможность поиска информации и любых понятий в наборе документов, в отдельном документе или его фрагменте, а также в базе данных при контекстном индексировании последних. Корпоративная сеть –то же, что и интрасеть. Криптография –тайнопись, система изменения информации с целью сделать ее непонятной для непосвященных. ЛВС – локальная вычислительная сеть. Локальная информационная сеть– соединение нескольких компьютеров между собой с помощью линий связи для передачи информации между подразделениями предприятия с целью совместной обработки. Маршрутизатор (router) –компьютер сети, занимающийся маршрутизацией пакетов в сети, то есть выбором кратчайшего маршрута следования пакетов по сети. Мейнфрейм –большая ЭВМ с объемом оперативной памяти от 512 Мбайт до 8 Гбайт. Моделирование(от лат. modulus – мера, образец, норма)–метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях) для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Модель может выступать гносеологическим заместителем оригинала на четырех уровнях: элементов, струк­тур, поведения (или функций), результатов. Модель –материальный или идеальный аналог оригинала, создаваемый для хранения и расширения знания о нем. Модем – модулятор-демодулятор – устройство, обеспечивающее связь двух компьютеров по телефонным и другим каналам аналогового типа, преобразующее цифровые сигналы в аналоговую форму и обратно. Мультимедиа –интерактивная система, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, движущимся видео, анимированной компьютерной графикой, текстом, речью и высококачественным звуком. Мультимедиа-акселератор –программно-аппаратные средства, которые объединяют базовые возможности графических акселераторов с одной или несколькими мультимедийными функциями, требующими обычно установки в компьютер дополнительных устройств. Мультимедийные функции –цифровая фильтрация и масштабирование видео, аппаратная цифровая компрессия (сжатие) и декомпрессия (развертка) видео, ускорение графических операций, связанных с трехмерной графикой (3D), поддержка живого видео на мониторе, наличие композитного видеовыхода, вывод TV-сигнала (телевизионного) на монитор. НЖМД –накопители на жестком магнитном диске. Операционная система –программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно выполнять общение с компьютером и ряд действий. Офис –место, где совершаются организационная деятельность или деловые операции персоналом предприятия, облеченным доверием и властью принимать управленческие решения. Пакетная технология –обработка данных или выполнение заданий, накопленных заранее таким образом, что они объединяются в пакет и затем обрабатываются. При этом пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается. Платформа –тип процессора и ОС, на которых можно установить новый программный продукт. Пользовательский интерфейс –набор приемов взаимодействия пользователя с приложением. Почтовый ящик –специально организованный файл для хранения корреспонденции. Приложение –совокупность программ, реализующих обработку данных в определенной области применения. Прозрачность передачи –свойство передачи информации, закодированной любым способом, понятным взаимодействующим уровням. Протокол –правила взаимодействия систем сети одного уровня. Совокупность правил и соглашений, регламентирующих формат и процедуру между двумя или несколькими независимыми устройствами или процессами. Стандартные протоколы позволяют связываться между собой компьютерам разных типов, работающим в разных операционных системах. Процесс –функция обработки данных любого вида на компьютере. Разделение времени –режим работы, при котором процессорное время предоставляется различным приложениям последовательно квантами. По истечении кванта времени приложение возвращается в очередь ожидания обслуживания. Распределенная обработка данных –обработка данных, при которой поддержание базы в актуальном состоянии выполняется на одной ЭВМ, а содержательная обработка данных и обращение к базе – на другой. Реальное время –режим обработки данных, при котором обеспечивается взаимодействие вычислительной системы с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов. Ресурс –логическая или физическая часть системы, которая может быть выделена пользователю или процессу. Сервер –персональная или виртуальная ЭВМ, обслуживающая запросы клиента. Сервер –программа для сетевого компьютера, позволяющая предоставить услуги одного компьютера другому. Обслуживаемые компьютеры сообщаются с сервер-программой при помощи пользовательской программы (клиент-программы). Сервер базы данных –содержит базу данных, сетевую операционную систему, сетевую СУБД для обеспечения многопользовательских запросов. Система –множество объектов, на котором реализуется отношение с заранее заданным свойством. Отношения могут быть описаны предикатами, определенными на множестве объектов. Табличный процессор –интерактивная система ввода, математической обработки данных и их вывода. Данные хранятся в табличной форме. Тезаурус гипертекста –автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между лексическими единицами дескрипторного информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Текстовый процессор –интерактивная система ввода, редактирования и вывода текстовой информации. Технологический процесс –упорядоченная последовательность взаимосвязанных операций по сбору, передаче, накоплению, хранению, обработке, анализу, отображению и размножению информации, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата. Узел –компьютер в сети, выполняющий основные сетевые функции (обслуживание сети, передача сообщений и т.п.). Файл-сервер –содержит базу данных и программы управления данными для обеспечения многопользовательских запросов. Хост –сетевая рабочая машина; главная ЭВМ. Сетевой компьютер, который помимо сетевых функций (обслуживание сети, передача сообщений) выполняет пользовательские задания (программы, расчеты, вычисления). Шлюз –станция связи с внешней или другой сетью. Может обеспечивать связь несовместимых сетей, а также взаимодействие несовместимых приложений в рамках одной сети. Экономическая информационная система –система, предназначенная для хранения, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователя-экономиста. Экран информации –«порция» информации на экране, выражаемая системой дисплейных (плоскостных) изображений и обеспечивающая динамичный, меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером-пользователем. Экспертная система –система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющим на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия. Электронная подпись (цифровая подпись) –некоторое информационное сообщение (число), признаваемое участниками данной ассоциации в качестве подписи, и процедура цифрового подписывания. На основе содержимого информационного файла и ключа подписывания по заранее согласованной процедуре вычисляется некоторый набор символов, называемых цифровой подписью. Электронная почта –система хранения и пересылки сообщений между пользователями сети ЭВМ. Электронные телеконференции –информационные услуги по проведению коллективных конференций на основе электронной почты. Электронный документ –документ в электронной форме: закодированное и переданное в информационную систему электронное сообщение, все реквизиты которого заверены и оформлены в соответствии с нормативными требованиями. Электронный документооборот –система документооборота, в которой обращаются электронные документыв стандартизованной форме и на основе принятых в системе регламентов. Электронный офис –интегрированный ППП, включающий предметные программы и ИТ, обеспечивающие реализацию задач предметной области. Электронный офис –офис, в котором автоматизированы рабочие места сотрудников офиса, что позволяет совершать все деловые операции на основе безбумажной технологии (в электронной форме).

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета / Под ред. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 1999. Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под общ. ред. Г.А. Титоренко. – М.: Финансы и статистика, 1998. Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под общ. ред. И.Т. Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2000. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. – М.: ИНФРА-М, 2000. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика. – СПб: Питер, 2000. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000. Информационные системы в экономике / Под. ред. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 1996. Информационные технологии бухгалтерского учета / Под ред. О.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2001. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997. Компьютерные технологии обработки информации / Под. ред. С.В. Назарова. – М.: Финансы и статистика, 1995. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2001. Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике: Учебно-практическое пособие / МЭСИ. – М.: МЭСИ, 1999. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 1993. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. – М.: Финансы и статистика, 1996.