ВВЕДЕНИЕ 12 страница

Контрольные вопросы
1. Какие существуют функциональные подсистемы, определяющие вид деятельности предприятия, фирмы и их информационные связи с подсистемой бухгалтерского учета? 2. Дайте характеристику комплексам бухгалтерских задач и их изменениям в связи с организацией вычислительных сетей. 3. Каково информационное обеспечение бухгалтерского учета? 4. В чем состоят характерные черты компьютерной информационной технологии обработки бухгалтерских задач? 5. Дайте характеристику программного обеспечения автоматизации бухгалтерского учета БУ. 6. Охарактеризуйте этапы развития рынка бухгалтерских программ и систем в России. 7. По каким признакам классифицируются программные продукты (ПП) бухгалтерского учета? Дайте характеристику каждого класса ПП? 8. Перечислите признаки, отличающие финансово-аналитические программы. 9. Назовите основные классы финансово-экономических программных продуктов. 10. Чем характеризуется класс программ «бухгалтерский конструктор»? Назовите достоинства и недостатки программ данного класса. 11. Какие подсистемы присутствуют в классе программ «бухгалтерия-офис»? 12. Перечислите основные функции, выполняемые программа­ми класса «финансово-аналитические системы». 13. Расскажите о назначении и возможностях правовых систем. 14. Что такое корпоративные системы и каково их назначение? 15. Какие подсистемы включают в себя корпоративные системы?
11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
11.1. Информационные технологии создания бюджета
Бюджетирование – сложный процесс, для реализации которого используются специализированные программные продукты. На различных предприятиях существуют свои требования к созданию бюджета. Эти особенности учитываются создателями программных продуктов. Рассмотрим наиболее известные и распространенные программные продукты. Hyper Pillar представляет собой крупную и развитую систему, которая полностью автоматизирует бюджетирование. Для начала работы вводятся запланированные затраты и прогнозируемые поступления. Результатом вычислений является динамическая модель компании с ответственными за каждый уровень моделями и простой технологией внесения изменений в нее. Программа Hyper Pillar хорошо интегрирована с другими продуктами фирмы: Enterprise, Essbase OLAP Server, Reporting. Corporate Planner – программа бюджетирования, которая строится на основе структурного дерева затрат компании. Узлы дерева – плановые, фактические значения и отклонения между ними. Узлы связаны формулами. Файлы можно импортировать через ODBC. Corporate Planner применяется в небольших компаниях и не поддерживает возможность распределенной работы. Adaytum Planning – представляет собой трехмерную электронную таблицу с функциями построения различных срезов. Таблицы содержат различные данные (время, финансы и прочее) каждого подразделения компании. Существуют функция сведения консолидированного бюджета на выбранную дату. Adaytum Planning – экономичный продукт для создания небольшого бюджета путем применения ряда аналитических инструментов. «Нефрит» – программный продукт, ориентированный на использование в больших корпорациях, имеющих холдинговую структуру. Занимает промежуточное положение между компьютерной и бумажной обработкой документации и имеет удобную процедуру согласования бюджета. Программа работает даже с недостаточно подготовленными данными. Исходными данными служат бюджеты подразделений холдинга, которые следует свести в один холдинговый бюджет. «Нефрит» создан на базе электронных таблиц. «Красный директор» – система бюджетирования, предназначенная для небольших и средних предприятий и имеет несложный интерфейс. Основа работы программы – база данных без возможности интеграции с другими программными продуктами.
11.2. Информационные технологии стратегического планирования
Стратегическое планирование – это особый вид научной и практической деятельности, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ, планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменившимся внешним условиям. Программа Project Expert фирмы Про-Инвест-Консалтинг позволяет пользователям решить следующие задачи: Ø детально описать и спроектировать деятельность любого предприятия с учетом изменения параметров внешней среды (инфляция, налоги, курсы валют); Ø разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, стратегию маркетинга и стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов; Ø определить схему финансирования предприятия; Ø апробировать различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты; Ø подготовить финансовые отчеты (отчет о движении денежных средств, баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли) и бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующие международным требованиям, на русском и английском языках; Ø провести всесторонний анализ предприятия (проекта), в том числе анализ общей эффективности, анализ чувствительности, анализ денежных потоков для каждого участника проекта, анализ финансового состояния и доходности предприятия с помощью трех десятков автоматически исчисляемых показателей. Специальный модуль обмена Project Expert позволяет импортировать и экспортировать информацию в форматах *.txt и *.dbf. Данные итоговых таблиц и текстовая информация свободно копируются через буфер обмена Windows в Word, Excel и другие Windows-приложения. Project Expert также поддерживает связь с наиболее известными системами планирования и управления: MS Project, Primavera, Project Planner и Sure Truck. Данные импортируются и экспортируются в формате сетевого графика GANTT, с описанием этапов, их взаимосвязей и т.д. Являясь ядром в комплексе программ финансового анализа и проектирования, Project Expert способен автоматически «закачивать» информацию, характеризующую стартовое состояние предприятия, из программы финансового анализа Audit Expert, а данные операционного плана маркетинга – из программы Marketing Expert. Программа Project Expert поставляется в двух модификациях: Base и Professional. Project Expert Professional предоставляет своим пользователям две дополнительные функции: 1) Актуализацию данных и контроль над реализацией проекта (плана). По мере реализации проекта пользователь имеет возможность вводить фактические данные по всем модулям проекта и рассчитывать актуализированные показатели реального движения денежных средств, а также контролировать рассогласование реального и планируемого Кэш-фло. 2) Работу с группой проектов. Специальный модуль Project Integrator позволяет объединить несколько проектов (предприятий) в группу и рассчитывать интегрированные показатели эффективности для группы в целом, а также сравнивать между собой различные варианты одного проекта по любым показателям. Программа Biz Planner фирмы Про-Инвест-Консалтинг является модификацией Project Expert и предназначена для планирования и анализа эффективности инвестиций на предприятиях малого и среднего бизнеса. Программа Audit Expert фирмы Про-Инвест-Консалтинг является эффективным инструментом комплексного анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия. Приведение финансовой отчетности к международным стандартам позволяет преобразовать данные финансовой отчетности предприятий за разные годы в аналитические таблицы, соответствующие требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета. Программа Marketing Expert фирмы Про-Инвест-Консалтинг – система поддержки принятия решений на всех этапах разработки стратегического и тактического планов маркетинга и контроля над их реализацией. Программа Forecast Expert фирмы Про-Инвест-Консалтинг представляет собой универсальную систему прикладного прогнозирования и предназначена для построения прогноза временного ряда с помощью модели авторегрессии и интегрированного скользящего среднего (АРИСС, АРПСС, ARIMA, бокса-Дженкинса). Forecast Expert позволяет проанализировать имеющиеся данные и построить прогноз с указанием границ доверительного интервала на период времени, не превосходящий по величине период наблюдения исходного ряда. Модель определяет степень влияния сезонных факторов и учитывает их при построении прогноза. Программа MS Project фирмы Microsoft является разработкой в области управления инвестиционными проектами на базе теории графов и сетевого планирования.
11.3. Информационные технологии прогнозирования деятельности предприятия
Прогнозирование с помощью Microsoft Excel. Введем основные понятия. Линия тренда – графическое представление трендов в рядах данных. Линии тренда могут быть добавлены к ряду данных плоской диаграммы, линейчатой, гистограмме, графику, точечному графику. Метка линии тренда – текст для линии тренда, который формируется электронной таблицей и может содержать уравнение регрессии и (или) среднее квадратическое отклонение. Регрессионный анализ (экстраполяция) – форма статистического анализа, используемая при прогнозировании. Оценивается отношение между переменными, в результате чего одна переменная может быть предсказана через другие. Среднее квадратическое отклонение – вычисляемое значение, которое в регрессионном анализе характеризует достоверность линии тренда для прогнозирования. Среднее квадратическое отклонение помогает определить наиболее подходящую линию тренда. Близость ее к нулю означает низкую степень соответствия, близость к единице – высокую, вполне достоверную линию тренда. MS Excel содержит ряд родственных статистических функций для экстраполяционного анализа. К ним относят функции ТЕНДЕНЦИЯ, РОСТ, ЛИНЕЙН, ЛГРФПРИБЛ. Инструментальные средства MS Excel для работы с трендами можно разделить на вспомогательные, промежуточные и основные. Вспомогательные инструменты ускоряют построение числовых рядов периодов времени. Сюда входят опции Правка, Заполнить, Прогрессия и диалоговое окно Прогрессия, а также возможность растягивания двухклеточного ряда до необходимого диапазона. Промежуточные инструменты строят XY-графики зависимости показателя от времени. В MS Excel инструментарий расчета и моделирования трендов до получения таких графиков заблокирован. Основные инструменты охватывают две группы: 1) Средства построения графического и математического выражения тренда, куда относится опция Добавить линию тренда и ее диалоговые окна: Ø тип – выбор формы тренда; Ø формат линии тренда; Ø параметры – добавление на график метки тренда, а также задание количества периодов для графического прогноза по тренду; 2) Средства получения прогноза в числовом виде и его оценки: Ø для расчета прогноза в одной точке на основе линейного тренда предназначена функция ПРЕДСКАЗ из группы статистических функций; Ø для одновременного сглаживания исходных уравнений и расчета прогноза в нескольких точках по разным трендам предлагается использовать однофакторную what-if модель и ее опцию Таблица подстановки; Ø для расчета доверительного интервала прогноза используется инструмент из группы средств анализа данных (Описательные статистики), если рассматривается генеральная совокупность; в других случаях применяется серия стандартных статистических функций: СТАНДОТКЛОН и СТАНДОТКЛОНП – соответственно стандартное отклонение по выборке и по генеральной совокупности; СЧЕТ – количество чисел (наблюдений) или размер совокупности; ДОВЕРИТ – доверительный интервал. Программный продукт «Альт-Прогноз» фирмы «Альт» предназначен для автоматизации процесса среднесрочного и долгосрочного планирования на предприятии, в том числе с учетом осуществления инвестиционных проектов. Кроме того, программа позволяет моделировать управленческие решения, связанные с финансовой деятельностью предприятия. Программный продукт создан на базе электронных таблиц MS Excel.
11.4. Информационные технологии автоматизации управления в масштабах всего предприятия
Корпоративные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами. Корпоративная ИС – это информационная система, поддерживающая оперативный и управленческий учет на предприятии и представляющая информацию для оперативного принятия управленческих решений. Корпоративная ИС (КИС) охватывает все бизнес-функции и все управленческие процессы корпорации. В условиях крупных предприятий и корпораций она может быть более эффективна, поскольку обеспечивает взаимодействие массовых и хорошо организованных процессов быстродействующими средствами современных информационных и телекоммуникационных технологий высокого научно-технического уровня. Основными особенностями корпоративных ИС являются: Ø комплексность охвата функций управления; Ø повышенная упорядоченность деловых процессов; Ø массовость операций; Ø эффективность использования компьютерно-телекоммуникаци­онного оборудования и программного обеспечения; Ø возможность локальной установки и внедрения отдельных частей системы; Ø адаптивность функциональной и инструментальной структуры системы к особенностям управляемого объекта; Ø возможность развития системы после ее внедрения. Задачи управления заключаются в организации управления поступающими на вход предприятия ресурсами для получения на выходе необходимого результата. Следовательно, информационная структура организации должна быть описана характерными законами управления, регламентирующими управляющие воздействия на систему. Крупному промышленному предприятию целесообразно использовать КИС, которая соответствует законам управления MRP II. Такие КИС способны предоставить руководителю необходимую информацию о возможности выполнения заявок на поставку продукции. Другими КИС являются интегрированные системы управления предприятием, так называемые ERP-системы. Автоматизация деятельности крупных предприятий является достаточно сложной задачей и требует, как правило, индивидуального подхода, учитывающего особенности организации его деятельности. Информационные системы для таких предприятий достаточно разнообразны, однако строятся с использованием общих принципов обработки и хранения учетных данных. Это позволяет использовать в качестве «ядра» базовую систему, обеспечивающую автоматизацию наиболее общих и законодательно регламентированных аспектов деятельности предприятия. К ним, в первую очередь, относятся бухгалтерский и материальный учет. Вместе с тем базовая система должна представлять собой гибкую платформу, которую можно относительно просто (например с помощью настроек) адаптировать к потребностям конкретного предприятия. Должна учитываться также возможность расширения функциональных возможностей системы путем включения в ее состав вновь разрабатываемых или уже созданных модулей. Современное состояние российского рынка корпоративных информационных систем (КИС) характеризуется присутствием на нем как мощных западных систем, так и ПО российских разработчиков. В настоящее время свои корпоративные программные решения на российском рынке предлагают более десятка западных компаний (различного масштаба и известности на мировом рынке), а также несколько десятков российских фирм. Можно отметить следующие КИС (западной и отечественной разработки), присутствующие на российском рынке: SAP R/3, BaanIV, Renaissance CS, Syte Line, Concorde XAL, Oracle Applications, «Галактика», «Парус-Корпорация», «БОСС-Корпорация», NS 2000 и др. В настоящее время выделяют следующие виды КИС: управления ресурсами предприятий (ERP); управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM); управления цепью поставок (SCM) и ряд других, появившихся в последнее время, например, системы электронной коммерции и системы управления имуществом предприятий EAM (Enterprise asset management). На рынке ERP-систем лидируют компании SAP AG, Oracle, J.D. Edwards, PeopleSoft, Baan. БОСС-КОРПОРАЦИЯ компании АйТи Компания АйТи работает на отечественном рынке с 1990 г., предоставляя своим клиентам весь спектр услуг и осуществляя все виды работ в области разработки, внедрения и сопровождения интегрированных информационных систем для любых сфер деятельности. БОСС-КОРПОРАЦИЯ – включает в себя бизнес-приложения по автоматизации участков бухгалтерского, оперативного, производственного учета и логистики, финансового и производственного планирования, маркетинга и управления персоналом. Систему БОСС-КОРПОРАЦИЯ отличают широкие функциональные возможности, простота настройки, удобная среда работы, невысокая стоимость типовых модулей, входящих в состав бизнес-приложений. Система БОСС-КОРПОРАЦИЯ, реализованная в архитектуре «клиент-сервер», предусматривает работу с удаленными филиалами и ведение консолидированного учета в реальном времени. Состав системы. Четыре взаимодействующие подсистемы (Финансы, Логистика, Маркетинг и Персонал) соответствуют четырем важнейшим управленческим направлениям. Модульность системы позволяет начать работу с решения задач, наиболее актуальных для предприятия. Функциональные возможности системы, доступные пользователям, могут быть расширены. Базовая система может дополняться новыми модулями БОСС-КОРПОРАЦИЯ или любыми другими приложениями, отвечающими потребностям заказчика. Система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия на базе программной платформы БОСС-Корпорация (рис. 11.1) разработана как базовая для автоматизации средних и крупных предприятий, в том числе с холдинговой структурой. Она отвечает всем указанным выше требованиям и обеспечивает финансовый и материальный учет, планирование бюджетов предприятия, позволяет в реальном времени решать значительное количество задач, связанных с обработкой учетных данных. Кроме того, она предоставляет возможность оперативного учета расчетов с контрагентами по договорам, счетам и другим документам. Система реализована в структуре «клиент-сервер» с использованием СУБД Oracle. Рис. 11.1. Система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия на базе программной платформы БОСС-Корпорации ГАЛАКТИКА компании «ГАЛАКТИКА» Программный продукт «Галактика» разработан корпорацией ГАЛАКТИКА. Система «Галактика» апробирована более чем на 1200 объектах, успешно эксплуатируется на сотнях средних и крупных предприятий России и ближнего зарубежья. Среди них торговые предприятия, предприятия сферы услуг, а также различных отраслей промышленности: машиностроительные, горнодобывающие, металлургические, нефтеперерабатывающие и многие другие. Отличительной особенностью системы «Галактика» является комплексный подход к проблеме автоматизации, охватывающий все сферы управления современным предприятием, включая финансовое и хозяйственное планирование, управление кадрами, бухгалтерский учет, оперативное управление и др. В основу архитектурного построения системы «Галактика» заложен принцип разделения комплексной системы автоматизации на ряд взаимосвязанных контуров: v Контур административного управления. Решает задачи финансового и хозяйственного планирования, учета и управления кадрами, организации электронного документооборота предприятия и т.п. В состав контура входят также модули управления маркетингом и анализа финансовой и хозяйственной деятельности. v Контур «Оперативное управление» предназначен в первую очередь для решения задач учета наличия и движения товарно-материальных ценностей, включая управление материально-техническим снабжением и реализацией, а также для контроля взаиморасчетов с поставщиками и покупателями в соответствии с заключенными с ними договорами. v Контур «Управление производством» ориентирован на решение задач управления производственным процессом. Основные модули контура: «Управление производством», «Учет затрат на производство», «Технико-экономическое планирование», «Техническая подготовка производства», «Оперативное управление производством». v Контур бухгалтерского учета. Обработка данных первичного учета и формирование всей необходимой финансовой отчетности предприятия. В этот же контур включен модуль по расчету заработной платы. Система построена по модульному принципу. Модуль «Управление документооборотом» вынесен за пределы контура административного управления, т.к. обеспечивает взаимодействие всех пользователей системы «Галактика», базируясь на единых концептуальных положениях. NS 2000 фирмы «Никос-Софт».NS 2000 включает в себя модули: «Администратор», «Бухгалтерия», «Склад», «Договора», «Платежи», «Зарплата», «Кадры», «Основные средства», «Транспорт», «Касса», «Издержки», «МБП», «Сбыт», «Анализ цен» и «Торговый дом». Комплекс позволяет работать практически на всех компьютерных платформах (PC, SUN, VAX, AS/400 и др.) и с различными операционными системами DOS, Unix, Windows NT, OS/2, OS/400 и др., причем во всех случаях используется одна и та же программа. Другим преимуществом комплекса NS 2000 является возможность работы с очень большими базами данных (до 200 Гбайт) в территориально разнесенных компьютерных сетях, связь между которыми осуществляется по телефонным каналам через электронную почту и модемы или даже посредством обмена дискетами. Другими словами, решена непростая задача организации обмена информацией в распределенной базе данных с удаленным доступом. Система отличается хорошей надежностью, позволяет вести работу в реальном масштабе времени. R/3 от SAP AG.Программный продукт SAP объединяет все хозяйственные процессы предприятия. Важными характеристиками SAP-продукта являются интеграция приложений, модульные структуры, общее хранение данных, открытость, международный характер и пригодность для любой отрасли. Сегодня SAP лидирует среди независимых производителей бизнес-приложений, занимая по оценке AMR 36% рынка ПО. SAP имеет свои филиалы более чем в 50 странах мира. На конец 1997 г. в СНГ было инсталлировано более 100 SAP-систем, которые успешно используются у таких клиентов SAP, как Сургутнефтегаз, Туламашзавод, Свердловэнерго, Донецкий металлургический завод, Омский НПЗ, Нижнетагильский металлургический завод, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Черногорнефть. Такие транснациональные концерны, как Mars, Reebok, Uhde, Colgate, также используют российскую стандартную версию системы R/3 в своих представительствах в СНГ. Кроме того, SAP AG заключила договоры по R/3 с такими известными предприятиями, как Славнефть, Лукойл, Национальный банк Украины и Казахские железные дороги. Важнейшими модулями системы R/3 являются: v Финансовая бухгалтерия (FI). Здесь собираются все релевантные для бухгалтерии данные для международной отчетности. Полная документация и обширная информация служат также актуальной базой для контроля и планирования потребности в материалах в масштабах всего предприятия. v Контроллинг (СО). Согласованные друг с другом инструменты планирования, управления и контроля для систем контроллинга в масштабах всего предприятия позволяют делать единый учет и отчетность, с помощью которых могут быть скоординированы содержание и выполнение внутрипроизводственных процессов. v Управление материальными потоками (ММ). Функции обработки, приводимые в движение потоками операций, оптимизируют все процессы закупок и позволяют автоматически оценивать поставщиков. Точное управление запасами и управление складированием сокращают расходы по снабжению и складированию запасов. Другим преимуществом является интегрированный контроль счетов. v Техническое обслуживание и ремонт оборудования (РМ). Интегрированные в этом модуле функции планирования, управления и обработки задач технического обслуживания и управления сервисным обслуживанием следят за тем, чтобы машины и установки на предприятии или в рамках поставленных клиентам систем всегда имели высокую степень готовности. v Продажа, отгрузка, фактурирование (SD). Этот модуль активно поддерживает всю деятельность по сбыту. Интегрированные функции оказывают помощь при установлении цены, заботятся о быстрой обработке заказа и о поставках в срок. Кроме того, они позволяют делать интерактивную, многоступенчатую конфигурацию вариантов и устанавливают прямую связь с отчетом о результатах и производством. v Система проектов (PS). В прямом взаимодействии с закупками и контроллингом этот модуль координирует и управляет всеми фазами проекта – от предложения по проектированию до управления ресурсами и отчетами. v Управление, планирование и контроль основных средств (AM). Этот модуль обеспечит оптимальную поддержку во время всего цикла функционирования вашего имущества. При помощи системы классов можно создать иерархическую классификацию имущества, определив любое количество правил оценки стоимости. Современная система управления инвестициями предприятия позволяет провести точный контроллинг всех данных и обеспечивает бухгалтерскую обработку инвестиций. v Управление персоналом (HR). В этом модуле интегрированы объемные решения по вопросам планирования и управления персоналом предприятия. Приложения охватывают такие функции, как повышение квалификации персонала, управление проведением мероприятий, планирование распределения помещений, планирование затрат, набор новых сотрудников, управление вознаграждениями, управление временными данными, сдельная заработная плата, командировочные расходы, расчет заработной платы. Тем самым интегрированные в модуле функции покрывают все задачи по управлению персоналом и способствуют упрощению и ускорению операций, связанных с управлением персоналом. Oracle Applications от Oracle.Корпорация Oracle является крупнейшим в мире поставщиком систем управления базами данных и второй в мире компанией на рынке программного обеспечения. Набор приложений Oracle Applications включает более 35 интегрированных программных модулей типа клиент/сервер, предназначенных для автоматизации всех аспектов деятельности предприятия, включая управление финансами, материальными потоками, производством, проектами, персоналом и маркетингом. Важнейшими приложениями системы Oracle Applications являются: v Приложения для управления финансами: Финансовый анализатор, Основные средства, Главная книга, Кредиторы, Дебиторы, Закупки. v Приложения для управления материальными потоками (снабжение и сбыт): Планирование материальных потоков, Планирование производства, Управление материальными запасами, Планирование поставщиков, Закупки, Кредиторы, Ввод заказов, Конфигуратор продукции, Дебиторы, Услуги, Контроль качества. v Приложения для управления производством: Технологическое проектирование, Конфигуратор продукции, Спецификации, Планирование материальных потоков, Планирование производства, Производственные мощности, Управление материальными запасами, Планирование поставщиков, Закупки, Незавершенное производство, Управление затратами, Контроль качества, Управление непрерывным производством v Приложения для управления проектами: Учет затрат по проектам, Выставление счетов по проектам, Учет персональных затрат и времени, Банк данных Oracle Applications. v Приложения для управления персоналом: Заработная плата, Персонал, Администрирование обучения, Комиссионные с продаж. v Приложения для управления маркетингом: Финансовый анализатор, Банк данных Oracle Applications, Сбыт и маркетинг, Комиссионные с продаж, Web-приложения. В настоящее время в России и СНГ реализовано 29 проектов по внедрению Oracle Applications со средним количеством пользователей около 70. Среди наиболее крупных проектов в СНГ и России можно отметить: Магнитогорский металлургический комбинат, Чусовской металлургический завод, Молдавский металлургический завод, «Генезис» – крупную дистрибьюторскую фармацевтическую компанию (СПб). При внедрении Oracle Applications реализуется следующий подход: сначала внедряются модули «Финансы», затем – «Материально-техническое снабжение» и «Сбыт». Затем внедряются модули «Управление персоналом», а затем – «Планирование» и «Управление производством». Baan IV от Вааn.Компания Вааn основана в 1978 г., специализируется на разработке программных систем для управления предприятиями. Базовая система Вааn IV создана для комплексной поддержки системы управления предприятием. Все подсистемы Вааn IV конфигурируются под конкретные процедуры и задачи управления. Это полностью интегрированная система, поддерживающая управление всеми направлениями деятельности, включая финансы, производство, сбыт, снабжение, склады, транспортные перевозки, сервисное обслуживание и проектно-конструкторские работы. Важнейшие компоненты системы: Программные инструментальные средства (Ваап IV Tools). Данный пакет обладает инструментарием типа языка высокого уровня 4GL для создания новых приложений и модификации существующих. Производство (Ваап IV Manufacturing). В подсистему встроен модуль планирования производственных ресурсов для многозвенной корпорации, конфигуратор продукта, модуль управления проектами и модуль анализа критических путей. Сбыт, снабжение, склады (Ваап IV Distribution). Представляет собой интегрированную систему управления сбытом, снабжением и складами. Включает в себя модули управления контрактами, товарно-материальными запасами и складским хозяйством; модули управления партиями изделий и их отслеживания; а также модуль электронного обмена данными. Сервис (Ваап IV Service). Подсистема автоматизации управлении сервисным обслуживанием и текущим ремонтом. Включает в себя модули управления периодическим обслуживанием и текущим ремонтом, учета заявок, управления договорами на обслуживание, разработки графиков работ специалистов и графиков обслуживания, а также модуль анализа затрат. Финансы (Ваап IV Finance). Подсистема позволяет работать с Главной книгой, счетами дебиторов и кредиторов, осуществлять контроль и регулирование денежных операций, использовать электронные и другие методы учета платежей и поступлений. Она оснащена системой финансового планирования. Транспорт (Ваап IV Transportation). Подсистема позволяет автоматизировать управление внешними экспедиторскими и транспортными услугами в рамках специализированных транспортных компаний, а также в рамках любых других фирм, имеющих собственные транспортно-экспедиторские подразделения. Проект (Ваап IV Project). Обеспечивает комплексное управление одновременно несколькими проектами и их оценку. Организатор (Ваап IV Organiser). Предназначен для быстрого внедрения продуктов семейства Вааn IV. Основные проекты Несмотря на серьезные финансовые неудачи компании Baan на мировом рынке, дела «БААН-Евразия» в России обстоят намного лучше. Заказчиками «БААН-Евразия» являются такие крупные предприятия, как Иркутское АПО (концерн «Сухой»), БелАЗ, УралАЗ, Ваньеганнефть, Царицынский мясоперерабатывающий комбинат, Ижевский электромеханический завод (производитель комплексов С-300), «Элара», Авиационный Евро-Российский консорциум, «Нижегород Моторз» и др. Комплексное внедрение системы BaanIV идет на КаМАЗе и Московском монетном дворе. Введены в промышленную эксплуатацию полнофункциональные системы на Санкт-Петербургском картонно-полиграфическом комбинате и на ОАО «Нижфарм». Завершено внедрение КИС BaanIV на одной из крупнейших российских фармацевтических компаний ОАО «Нижфарм» (предприятие с непрерывным циклом производства). ПО Baan установлено на «Боинге» (29 000 рабочих мест), АВВ, «Фиат», «Бритиш Аэроспейс», «Мерседес», «Рено», «Вольво», «Локхид». iRenaissance.Достаточно известна на российском рынке КИС и ERP-система iRenaissance (разработанная американской компанией ROSS Systems). iRenaissance включает различные модули (финансовые, производственные, обеспечение корпоративного управления, управление перевозками, материалами, человеческими ресурсами) и имеет более 3400 инсталляций в мире. В России iRenaissance первоначально была внедрена в 1997 г. в московском представительстве американской косметической компании Mary Kay. Она также внедрена на ALCOA CSI Vostok (подмосковное предприятие по переработке пищевой пластмассы), филиале компании Aluminum Company of America, использующей iRenaissance в качестве корпоративного стандарта по всему миру. В настоящее время идет внедрение iRenaissance на Липецком хладокомбинате, в фармацевтической компании Berlin-Pharma, входящей в международный холдинг Menarini Group, а также в АО «ГЕОМАШ» – производителе бурового и геолого-разведочного оборудования. Platinum SQL.Распространяется в России и финансово-управленческая система Platinum SQL от Epicor Software. Она внедрена в компаниях «ВымпелКом», ICN Pharma-ceuticals (5 заводов по производству лекарств), «Ватойл» (добыча нефти и газа), Ассоциация «МирТелеКом» (группа компаний волоконно-оптической и спутниковой связи) и др. В Platinum SQL реализована полная автоматизация бухгалтерских операций и складского учета, финансовая и аналитическая отчетность, бюджетное планирование и ряд других функций.