Ивличева Н.А. 11 страница

Это древнейшее медицинское сочинение существовало до появления Будды Шакья-Муни, поэтому оно у тибетских врачей считается самым первым из всех когда-либо существовавших.

 

[35][35] Воплощение тела Будды – Манзошри – описывается молодым, краснощеким, рыжеватым блондином, роскошно одетым в шелк, украшенным драгоценностями; он держит в руке за стебель голубой цветок (род колокольчика), из которого как бы вырастает целый том сочинения.

 

[36][36] Воплощение речи – Всезнающий, по-монгольски – Ариябало, по-тибетски – Жанрецык, изображается молодым блондином, одетым в шелковые ткани и держащим в руке за стебель белую лилию.

 

[37][37] Воплощение мысли Будды – Вачирвани – в одеянии синего цвета, держит за стебель лилию, на которой имеется изображение Вачира.

 

[38][38] Воплощение всех их – Ананда, любимый ученик Будды Шакья-Муни, в трех буддийских одеяниях, в руке держит чашу «батар» и булаву. Он, очевидно, и был учителем Цо-жед-шонну.

 

[39][39] Небесная Дева, обладательница Нектара, упоминаемая в «Чжуд-ши», по сведениям «Вайдурья-Онбо» присутствовала при подношении подарков главе врачей. Сама она поднесла ему миробаланы. Небесная Дева всегда сохраняет вид шестнадцатилетней красавицы, одевается в легкие шелковые ткани, украшена драгоценностями. Это – индийская Аврора (Усгас), греческая Эос – дочь неба, открывающая ворота своему родителю. Хотя она стара, как мир, но тем не менее она сохранила свежесть юности, вечную красоту и способность возрождаться. Она разъезжает по небу в колеснице, запряженной пурпурно-красными коровами. Когда она выезжает, все веселится и оживает.

С поклонением Небесной Деве связано почитание Асвинов – близнецов мужского пола, которые рассеивают ночную тьму и появляются в утренних лучах, предшествующих восходу солнца. На стоколесной колеснице, запряженной шестью быстроногими конями, они разгоняют также туман и показывают дорогу путешественникам; они спасают утопающих в море и подносят больным лекарства (Тумасов, стр. 179).

 

[40][40] Тибетское слово «сан-a», а монгольское «нигоуца» означают: тайный, секретный, недоступный, спрятанный.

Некоторые ламы (тибетские врачи), полагают, что врачебная наука должна держаться в секрете. Ввиду этого распространено мнение, что медицина Тибета действительно составляет тайну врачебного сословия и что тибетские врачи держат свои знания в большом секрете, поэтому самое важное медицинское сочинение, из которого они черпают свои познания, названо «тайным».

В действительности слова: «сан-a» и «нигоуца» следует переводить словом «специальный», так как «Чжуд-ши» не может называться тайным, секретным лечебником, ибо в тексте (глава 2, часть I) прямо сказано: «Изучайте врачебную науку все те, кто желает провести жизнь разумно, быть здоровым, лечить других, жить долго, изучать науки и пользоваться благосостоянием».

Прямой смысл этих выражений вполне доказывает, что «Чжуд-ши» должно быть достоянием каждого желающего изучить врачебную науку. Даже и в филологическом отношении следует перевести указанные слова именно так, ибо тибетское «сан-a» и монгольское «нигоуца» подтверждают, что «Чжуд-ши» недоступно, скрыто, секретно только для лиц, не посвятивших себя его изучению, но доступно специалистам.

 

[41][41] 6 т. III ст. 30. Всеобщее землеописание. География для чтения и справок, 1864.

 

[42][42] Цит. соч.

 

[43][43] Кто хорошо знаком с восточной литературой, тот знает, что автор какого-либо сочинения нередко пишет о себе в третьем лице. Вот почему Цо-жед-шонну в «Чжуд-ши» является и одним из учеников главы врачей, и в то же время считается автором этого сочинения.

 

[44][44] Намек на страну пирамид – Египет.

 

[45][45] Намек на специальность врача Герофила в Александрии.

 

[46][46] По всей вероятности, известные в то время инструменты, употреблявшиеся врачами.

 

[47][47] По всей вероятности, Будда начал свою проповедь перед походом Александра Великого в Индию, поэтому историки, описывавшие этот поход, и не упоминают о таком выдающемся учении, как буддизм.

 

[48][48] Ученые.

 

[49][49] I глава – кШун-шен-лДен-ба.

II – Донтун-мЗейби-аЖари.

III – сДагмой-рДомтаб.

IV – Дигга-Мунсел-сгДонмэ.

V – эБумшун-гСам-сгДон.

VI – Зоддак-Гексел-аХорло.

VII – сГорсом-сДан-Тун.

VIII – Миндон-врДа-Серод.

IX – Лаглэн-Риншен – сБун-ба.

X – Хатор-Риншен-сБун-ба.

XI – Лаглэн-дМартид-Игшун.

XII – Медтаб-Медба-рНами-гСум.

XIII – Ян-сБай-Габба.

XIV – кШадбар-Сабба-рНам-гСум.

XV – мХай-кШад-вмцарь-дГу-пруг.

XVI – ргЖуд-Шун-вдудрзе-сНинбо.

XVII – гСо-дЖад-Мудик-а-Пренба.

XVIII – Пан-вЖа-сАа-аБум-дГарбо.

 

[50][50] Год железной свиньи в 7-м рабжане.

 

[51][51] Год зеленой овцы в 7-м рабжане.

 

[52][52] Fructus Myrobalani – мирроядренный плод, получаемый от деревьев Terminalia Bellerica Roxb., Terminalia Chebula Retz., Terminalia citrina Roxb. сем. Combretaceae, Decandria Monoginia; первые два вида растут в Ост-Индии, а третий – в Восточной Бенгалии (Трапп. Руководство к фармакогнозии, т. I, стр. 488. Спб.,1868).

 

[53][53] Beschreibung einer Thibetanischen Handapotheke. Ein Beitrag zur Kenntniss der Arzneikunde des Orientes. Von Doctor – J. Rehmann. St. Petersburg. 1811.

 

[54][54] Чома Де-Кёрез родился 4 апреля 1784 года в деревне Кёрез в Трансильвании. Он происходил от небогатых родителей из военного сословия; окончил курс в коллегии Nagy Enyadu и продолжал свое образование с 1816 по 1818 г. в Геттингенском университете. В конце 1820 года Де-Кёрез отправился на Восток. Побывав в Александрии, Тегеране, Кабуле, Пешаваре, Де-Кёрез 26 января 1822 г. прибыл в Дакку, 11 марта того же года – в Лахор, в мае – в Кашмир, 1 июня – в Лэ, столицу Ладака, провел зиму в Кашмире, изучая тибетский язык. В 1823 году Де-Кёрез был рекомендован ламе из монастыря Янглы, под руководством которого изучал тибетский язык и ознакомился с литературой. Он умер в Дарджи-линге в Сиккиме 11 апреля 1842 года, на пути в Лхассу, столицу Далай-ламы.

 

[55][55] Review of the History of Medicine by Thomas A. Wise. M.D. London, 1867.

 

[56][56] Речь идет об авторе «Чжуд-ши» – Цо-жед-шонну, имя которого в переводе на монгольский язык Залагу-Оточи.

 

[57][57] Очевидно, искаженное имя Цул (х) тим-Цэ (я) ден.

 

[58][58] Life and works of Alexander Csoma De-Koros, by TheodoreDuka. M. D. London, 1895.

 

[59][59] До сих пор ламы-врачи, не изучавшие истории медицины, ошибочно предполагают, что Шакья-Муни был автором сочинения «Чжуд-ши». Очевидно, учитель Чома Де-Кёреза принадлежал к таким ламам.

 

[60][60] х (Т) (р) и-срон (л) Дэ (а) у (б) Зан.

 

[61][61] Данчжур – сборник буддийской литературы в 225 томах, из которых тома под литерами сэ, оэ, э, чо, мо, кго и до – медицинского содержания.

 

[62][62] Буддизм, рассматриваемый в отношении к его последователям, обитающим в Сибири. Спб., 1858.

 

[63][63] (По высказыванию древнейшего М. Герофила), руками бессмертных богов, каждый день ведет их к спасению. «Буддизм», стр. 21, 275–276.

 

[64][64] Ганчжур и Данчжур – сборники буддийской литературы.

 

[65][65] Ютог-ба II.

 

[66][66] Приведем не лишенную интереса родословную A.A. Бадмаева (см. стр. 155).

 

[67][67] Монах.

 

[68][68] Агинский дацан – буддийский монастырь в Забайкайлев 60 верстах от границы с Монголией.

 

[69][69] Доктор Реман, первым из русских врачей обративший внимание на тибетскую медицину, в 1811 году писал, что привезенный им лама Цултим-Цыден обещал ему объяснить тибетские медицинские книги, как только достаточно овладеет русским языком, и перевести их на русский язык. К сожалению, он умер. И Реман пишет: «память этого превосходного и неиспорченного человека я почтил слезами искреннего сожаления».

 

[70][70] Осмотр и исследование наружных видимых покровов слюны, слез, пота, экскрементов подробно изложены в отделе диагностики по той же системе, как осмотр языка и урины.

 

[71][71] В переводе первых двух книг «Чжуд-ши» опущено все, что не касается врачебной науки, а относится к вероучению и отделу «тарни». Будущие исследователи тибетской медицины должны помнить, что только серьезный знаток врачебной науки Тибета в состоянии различить взгляды чисто медицинские от взглядов вероучения и «тарни». Гелунги же, изучающие врачебную науку, как убежденные буддисты-ламаисты, относят все свои знания к Будде и смешивают взгляды медицины, вероучения и «тарни».

 

[72][72] Архиепископ Нил, враждебно настроенный к буддизму, сам пожелал ознакомиться с источниками, несомненно, с целью принизить значение врачебной науки Тибета, но, как ученый, понял серьезность изучаемого им предмета и недостаточность своих сведений. И потому дает следующий совет будущим исследователям врачебной науки: «к каким бы источникам ни рассудил обратиться изыскатель, советуем ему не спешить со своими умозаключениями».

 

[73][73] Развитие зародыша описано по «Чжуд-ши», но дополнено из сочинения «Вайдурья-Онбо»; тут же приведены научные сведения европейских ученых по этому важнейшему, по мнению тибетских врачей, отделу медицины, который был экспериментально изучен врачами – последователями «Чжуд-ши» – по крайней мере, более чем за тысячу лет до его серьезного изучения представителями европейской медицины.

 

[74][74] Келликер, стр. 104.

 

[75][75] Ган, стр. 2.

 

[76][76] Шредер, стр. 46.

 

[77][77] Келликер, стр. 104 и 105.

 

[78][78] Abhandl. d. Acad. Wiss. zu Berlin. Jahr. 1873, p. 1.

 

[79][79] Шредер, стр. 46.

 

[80][80] Лазаревич, стр. 83.

 

[81][81] Шредер, стр. 29.

 

[82][82] Шпигельбергер, стр. 85.

 

[83][83] Лазаревич, стр. 84.

 

[84][84] Келликер, стр. 113.

 

[85][85] Ган, стр. 174.

 

[86][86] Ган, стр. 179.

 

[87][87] Там же, стр. 184.

 

[88][88] Там же, стр. 188.

 

[89][89] Там же, стр. 37.

 

[90][90] Там же, стр. 94.

 

[91][91] Там же, стр. 54.

 

[92][92] Там же, стр. 107.

 

[93][93] Ган, стр. 60.

 

[94][94] Там же, стр. 63.

 

[95][95] Там же, стр. 97.

 

[96][96] Там же, стр. 46.

 

[97][97] Там же, стр. 157.

 

[98][98] Лазаревич, Шпигельбергер, Келликер.

 

[99][99] Шпигельбергер, стр. 87.

 

[100][100] Шредер, стр. 48.

 

[101][101] Лазаревич, стр. 86.

 

[102][102] Там же, стр. 85.

 

[103][103] Келликер, стр. 114.

 

[104][104] Шредер, стр. 48.

 

[105][105] Лазаревич, стр. 86.

 

[106][106] Шпигельбергер, стр. 87.

 

[107][107] Келликер, стр. 114.

 

[108][108] Шредер, стр. 48.

 

[109][109] Лазаревич, стр. 87.

 

[110][110] Шпигельбергер, стр. 86.

 

[111][111] Шредер, стр. 49.

 

[112][112] Лазаревич, стр. 87.

 

[113][113] Шпигельбергер, стр. 86.

 

[114][114] Шредер, стр. 49.

 

[115][115] Лазаревич, стр. 87.

 

[116][116] Шпигельбергер, 88.

 

[117][117] Шредер, стр. 49

 

[118][118] Мы решили передать анатомические сведения «Чжуд-ши», так как они изложены во 2-й книге, но дополнили этот отдел анатомическими сведениями, помещенными с определенной целью в 3-й книге «Чжуд-ши». Конечно, от «Чжуд-ши», как от руководства по практической медицине и терапии, нельзя требовать более подробных анатомических сведений.

 

[119][119] Carotis по-тибетски и по-монгольски тоже называют сонными артериями.

 

[120][120] Обычная ручная, или маховая, сажень = 1,75 м; локоть – 0,5 м.

 

[121][121] Приятный, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий.

 

[122][122] В «Фармакогнозии и фармакологии тибетской врачебной науки» описаны названия, описания и жизненные действия этих лекарственных веществ.

 

[123][123] Троакар – инструмент для выпускания жидкости из полостей тела.

 

[124][124] Высшей драгоценностью лосов считается необыкновенной белизны раковина с завитком, направленным в противоположную, чем у всех других, сторону. Такие раковины встречаются крайне редко.

 

И55 Методические рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения / Н.А. Ивличева, Т.М. Заяц, С.А. Киченина. – Рязань: РВВДКУ, 2011. – 55 с. – ил.

 

 

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения по специальностям 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» по профилю подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 080400 «Управление персоналом» по профилю подготовки «Управление персоналом организаций» при изучении дисциплины «Информатика». Оно содержит выдержки из учебных программ курса и тематические планы, методические рекомендации по изучению дисциплины, список литературы, рекомендованной для самостоятельной работы. Особое внимание в пособии уделено организации работы над контрольным заданием, выполняемым самостоятельно. Приведены требования к оформлению контрольного задания и методические рекомендации по его выполнению.

 

ББК 32.973

РВВДКУ, 2011


Содержание

Введение. 4

Общие рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» по специальностям 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и 080400 «Управление персоналом». 5

Тематический план дисциплины «Информатика» по специальности 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». 7

Учебная программа дисциплины «Информатика». 8

Целевая установка. 8

Содержание разделов и тем. 8

Тематический план дисциплины «Информатика» по специальности 080400 «Управление персоналом». 10

Учебная программа дисциплины «Информатика». 11

Целевая установка. 11

Содержание разделов и тем. 11

Список рекомендуемой литературы.. 13

Методические указания по выполнению и сдаче контрольного задания. 14

Краткие теоретические сведения. 17

Алгоритм. Алгоритмизация. 17

Условные обозначения процессов в алгоритмах. 17

Основные понятия вычислений. 18

Линейные фрагменты и ветвления. 21

Циклы.. 22

Обработка массивов. 25

Язык программирования. Алфавит, синтаксис, основные конструкции 26

Технология программирования. 31

Интегрированная среда разработки приложений. 33

Пример выполнения контрольного задания. 36

Таблица вариантов задач. 39

Контрольные задачи. 40

Задача 1. 40

Задача 2. 41

Задача 3. 45

Примерный перечень вопросов для защиты контрольного задания и сдачи экзамена. 48

 


Введение

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения по специальности 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» по профилю подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 080400 «Управление персоналом» по профилю подготовки «Управление персоналом организаций» при изучении дисциплины «Информатика». Пособие содержит учебные программы курса и тематические планы, составленные в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Оно содержит также методические рекомендации по изучению дисциплины, список литературы, рекомендованной для самостоятельной работы.

Особое внимание в пособии уделено организации работы над контрольным заданием, выполняемым самостоятельно. Приведены требования к оформлению контрольного задания, пример оформления отчета по контрольному заданию и методические рекомендации по его выполнению.

Контрольное задание служит для получения навыка самостоятельного изучения отдельных вопросов дисциплины, отработки имеющихся знаний и умений. Контрольное задание посвящено алгоритмизации и программированию. Знание вопросов алгоритмизации не только позволит грамотно и корректно организовать вычислительные процессы, но поможет специалисту любого профиля (инженеру-автомобилисту, руководителю) эффективно организовать свою повседневную работу и работу подчиненных, успешное выполнение своих функциональных обязанностей и решение различных задач, возникающих в повседневной деятельности. А если говорить об алгоритмизации применительно к вычислительной технике, то даже работа в Office является наиболее эффективной, если используются самостоятельно написанные программы – макросы.

Пособие содержит также примерный перечень теоретических вопросов для подготовки к сдаче отчетностей (контрольного задания и экзамена).

 


Общие рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» по специальностям 190600
«Эксплуатация транспортно-технологических машин
и комплексов» и 080400 «Управление персоналом»

Дисциплина «Информатика» на специальностях 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» профиль подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 080400 «Управление персоналом» профиль подготовки «Управление персоналом организаций» изучается на первом курсе. Дисциплина изучается на лекциях, практических занятиях, лабораторных работах, при выполнении контрольного задания и во время самостоятельной работы. Итогом работы в зимнем семестре является выполнение контрольного задания «Основы программирования». Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

При изучении дисциплины «Информатика» особое внимание должно быть обращено на приобретение практических навыков использования программных продуктов. Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить возможность дальнейшей самостоятельной работы на ПК при решении инженерных и прикладных задач.

Лекции в условиях высшего образования являются одним из основных видов занятий. На них дается общее представление о научном подходе при изложении вопросов дисциплины, об основных научно-теоретических положениях информатики, о методике их применения. Посещение лекций, внимательное отношение к излагаемому материалу, аккуратное ведение конспекта, повторение материала лекций и самостоятельная работа с теоретическими вопросами перед практическими занятиями и лабораторными работами являются залогом качественного усвоения материала дисциплины, получения прочных знаний, приобретения навыков уверенной работы с ПК, развития умений самостоятельного решения нестандартных задач.

Практические и лабораторные занятия занимают важное место в процессе овладения компьютерной грамотностью. В первую очередь на них приобретаются основные навыки работы с компьютерной техникой на уровне пользователя. Эти виды занятий позволяют обеспечить необходимый уровень практической работы в приложениях, служат основой для дальнейшей самостоятельной работы. Получаемые навыки необходимы также для успешного изучения общеинженерных, специальных дисциплин и дальнейшего применения информационных технологий в профессиональной деятельности. Рекомендуется посещать все практические занятия. Перед практическим занятием следует повторить материал лекции, изучить вопросы, данные на самостоятельную отработку. Во время практического занятия рекомендуется четко следовать указаниям преподавателя, немедленно выяснять все непонятные моменты, добиваться качественного и полного выполнения заданий.

Контрольное задание служит для получения навыка самостоятельного изучения отдельных вопросов дисциплины, отработки имеющихся знаний и умений. При выполнении контрольного задания следует создать программный продукт, соответствующий индивидуальному варианту, оформить на стандартных листах формата А4 полученные результаты в соответствии с требованиями настоящего пособия, используя текстовый редактор. При защите контрольного задания нужно продемонстрировать умение работать в приложениях, в которых выполнялось задание, а также знание теоретического материала.

Условия заочного обучения предполагают большую интенсивность самостоятельной работы при изучении разделов дисциплины. К отработке теоретических вопросов и выполнению заданий, данных на самостоятельную работу, следует относиться добросовестно и внимательно. Изучая материал самостоятельно, можно пользоваться литературой, приведенной в СПИСКЕ РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, или другими изданиями сходной тематики.

Изучение дисциплины «Информатика» завершается экзаменом. На экзамен не допускаются студенты, не выполнившие учебную программу – не отчитавшиеся за лабораторные работы, не сдавшие или не защитившие контрольное задание по дисциплине. Экзамен включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть может быть представлена как тестовыми заданиями, так и самостоятельными ответами на вопросы билетов. При ответе на теоретический вопрос следует выстроить ответ кратко, избегая общих фраз, отражая суть излагаемого материала. Практическое задание следует выполнить максимально точно, учтя все требования билета, избегая по возможности мелких неточностей, снижающих оценку за ответ. Экзамен считается сданным, если НА ВСЕ вопросы билета даны содержательные ответы. При подготовке к сдаче отчетностей следует использовать ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, приведенный в пособии.

Добросовестное выполнение требований преподавателей, посещение аудиторных занятий, планомерная, систематическая самостоятельная работа в течение года – вот залог успешного освоения материала дисциплины и сдачи отчетностей.

 


Тематический план дисциплины «Информатика» по специальности 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

Номера и наименования разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий
Лекции Семинары Лабораторные работы Практические занятия Групповые занятия Время, отводимое на самостоятельную работу
1 КУРС
Тема № 1. Информация. Технические и программные средства реализации информационных процессов             16[1]
Тема №2. Основы алгоритмизации и программирования      
Контрольное задание №1 «Основы программирования»            
Тема №3. Основы компьютерной графики      
Тема №4. Текстовые редакторы    
Тема №5. Технологии доступа к данным. Хранилища данных      
Экзамен            
Всего по дисциплине    

Учебная программа дисциплины «Информатика»

Целевая установка

Целями дисциплины являются:

- формирование уровня знаний, необходимого будущему специалисту для использования вычислительной техники в своей практической деятельности;

- расширение научного кругозора и повышение общей культуры будущего специалиста, развитие его интеллекта, способностей к абстрактному и логическому мышлению, умение четко формулировать задачи.

Процесс изучения дисциплины направлен на частичное формирование следующих компетенций:

общекультурных компетенций (ОК)

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17).

профессиональных компетенций (ПК)

- владение основами методики разработки проектов и программ для отрасли (частичное формирование ПК-5)

- умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию (ПК-8).

Содержание разделов и тем

Тема 1. Информация. Технические и программные средства реализации информационных процессов

Информация. Общая характеристика процессов сбора, накопления, обработки и передачи информации. Техническое обеспечение информационных технологий. Операционные системы. Основные функции. Стандартные приложения операционной системы. Файловая система.

Тема 2. Основы алгоритмизации и программирования

Модели решения функциональных и вычислительных задач. Алгоритмизация. Понятие о теории алгоритмов. Условные обозначения процессов в алгоритмах. Основные понятия вычислений. Типовые фрагменты алгоритмов. Языки и системы программирования, их классификация. Технология программирования. Язык программирования Visual Basic. Алфавит, синтаксис, основные конструкции. Этапы разработки программ. Программирование в приложениях.

Контрольное задание №1 «Основы программирования».

Тема 3. Основы компьютерной графики

Основы представления графических данных. Технологии статических изображений: растровая и векторная графика, форматы графических файлов.

Тема 4. Текстовые редакторы

Пакет MS Offise. Назначение, состав, основы работы. Технология создания документа в MS Word.

Тема 5. Технологии доступа к данным. Хранилища данных

Файловые системы. Хранилища данных. Основные требования к хранилищам данных. Модели данных, используемые для построения хранилищ.

Изучение дисциплины завершается экзаменом.


Тематический план дисциплины «Информатика» по специальности 080400 «Управление персоналом»

Номера и наименования разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий
Лекции Семинары Лабораторные работы Практические занятия Групповые занятия Время, отводимое на самостоятельную работу
1 КУРС
Тема №1. Информация. Технические и программные средства реализации информационных процессов            
Тема №2. Основы алгоритмизации и программирования      
Контрольное задание №1 «Основы программирования»            
Тема №3. Текстовые редакторы      
Тема №4. Технологии доступа к данным. Хранилища данных    
Тема №5. Электронные таблицы    
Тема №6. Основы математического моделирования            
Тема №7. Автоматизация работ            
Тема №8. Комплексное использование офисных приложений            
Тема №9. Основы защиты информации            
Тема №10. Компьютерные сети            
Экзамен            
Всего по дисциплине