Гибель империи ромеев

Последние рыцари и их победители

Вечная война...

Римская церковь в обороне

Время справедливых страданий

Начало великих потрясений

Святой король и ... монгольский хан

Удивлявший мир

Обжигающее солнце

Вершина средневековой философии

Нищенствующие монахи

Городские улицы и их обитатели

Патриции против сеньоров, цехи против патрициев, плебеи против цехов

Возникновение городов

Феодалы и феодализм.

Между язычеством и христианством

Жизнь крестьянина.

Крестьянин и сеньор

Камни тоже можно читать

Между молотом и наковальней

Три кретоносца

Под знаком креста

Римский папа бросает вызов

Три новые страны

Рождение немецкого королевства

Руны и саги

Между двух миров

Святы ли иконы

Самый знаменитый монарх средневековья

Мир ислама

Слово пророка

Колыбель новой религии

Золотой век Византии

Ромеи — наследники римлян

От Британии - к Англии

Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV—VI вв. Возникновение ислама)

Глава 3. Две империи (Франкская держава и Византия в VII—IX вв.)

§ 14. Управитель дворцом становится «Помазанником божьим»

§ 16. «Каролингское возрождение» и закат франкской империи

Глава 4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII—XI вв.)

§ 19. Норманны: от Америки до Руси

§ 20. Англия: волны завоеваний

Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)

§ 26. Англия и Франция: слишком тесные объятия

§ 28. «Расширение» Европы

Глава 6. Плуг и меч (Крестьяне и сеньоры в X—XII вв.)

§ 35. Девиз — куртуазность!

Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)

Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII—XIII вв.)

§ 39. Рассудок или озарение?

§ 40. Господь узнает своих!

§ 43. Так давайте радоваться!

§ 44. Соборы, устремлённые к небесам

Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. — Иннокентий III, Фридрих II и Людовик IX)

§ 49. «Чёрная смерть» и вокруг неё

§ 50. Долой господ!

Заключение

 

Хронологическая таблица

 

 

Предисловие

В нашем учебнике есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание учителя. Широкое привлечение почти не адаптированного материала из исторических источников, памятников права и литературных произведений изучаемой эпохи, помещаемого «на равных правах» с учебным текстом, должно помочь, по мнению авторов, создать «стереоскопическое» изображение прошлого, развить самостоятельность мышления юного читателя. Кроме того, уровень сложности для разных классов и отдельных учеников может задаваться разной степенью проработки этих дополнительных текстов.

Предлагаемые после параграфов и текстов вопросы — скорее дополнительные, чем обязательные (которые учитель легко сформулирует и сам); они, как правило, довольно сложны, далеко не на все из них существуют ясные и однозначные ответы как в учебнике, так, порой, и за его рамками. Надеемся, что они заставят ученика думать над прочитанным, с новой стороны рассматривать уже, казалось бы, освоенный и понятый материал.

При подготовке этой книги авторы познакомились со старыми и современными учебниками как разных европейских стран, так и российскими — дореволюционными и советскими. Учитывался, естественно, опыт и пользующегося заслуженным уважением учебника Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, по которому когда-то учились и сами авторы. Тем не менее ни одна из существующих книг не стала прямым прототипом данного издания.

Задача, которую ставили перед собой авторы, состояла не в том, чтобы дать набор исторических примеров, подтверждающих истинность заранее заданной социологической схемы. Социологическая составляющая и здесь, конечно, присутствует, но ей отведено довольно скромное место. В рамках нашего учебника предлагается прежде всего образ Европы в определенную историческую эпоху. Книга задумывалась как ключ к средневековой культуре, вернее, к той ее части, что вошла в современную цивилизацию. Все имена, события, упомянутые в книге, не являются «антикварным музейным собранием» — они и сейчас живут в книгах и фильмах, в философских размышлениях и на художественных полотнах... Это — актуальное средневековье. Поэтому не менее, чем строгий факт, занимают нас и всевозможные легенды, включенные в мозаику современной мировой культуры. Широко известный миф оказывается подчас значительнее конкретного обстоятельства, о котором помнят лишь знатоки.

Главы учебника, посвященные истории Византии, исламского мира, и параграф о ранних славянах принадлежат перу Р. Шукурова. Над § 5 оба автора работали совместно. Остальные разделы написаны М. Бойцовым.