Гибель империи ромеев
Последние рыцари и их победители
Вечная война...
Римская церковь в обороне
Время справедливых страданий
Начало великих потрясений
Святой король и ... монгольский хан
Удивлявший мир
Обжигающее солнце
Вершина средневековой философии
Нищенствующие монахи
Городские улицы и их обитатели
Патриции против сеньоров, цехи против патрициев, плебеи против цехов
Возникновение городов
Феодалы и феодализм.
Между язычеством и христианством
Жизнь крестьянина.
Крестьянин и сеньор
Камни тоже можно читать
Между молотом и наковальней
Три кретоносца
Под знаком креста
Римский папа бросает вызов
Три новые страны
Рождение немецкого королевства
Руны и саги
Между двух миров
Святы ли иконы
Самый знаменитый монарх средневековья
Мир ислама
Слово пророка
Колыбель новой религии
Золотой век Византии
Ромеи — наследники римлян
От Британии - к Англии
Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV—VI вв. Возникновение ислама)
Глава 3. Две империи (Франкская держава и Византия в VII—IX вв.)
§ 14. Управитель дворцом становится «Помазанником божьим»
§ 16. «Каролингское возрождение» и закат франкской империи
Глава 4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII—XI вв.)
§ 19. Норманны: от Америки до Руси
§ 20. Англия: волны завоеваний
Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)
§ 26. Англия и Франция: слишком тесные объятия
§ 28. «Расширение» Европы
Глава 6. Плуг и меч (Крестьяне и сеньоры в X—XII вв.)
§ 35. Девиз — куртуазность!
Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)
Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII—XIII вв.)
§ 39. Рассудок или озарение?
§ 40. Господь узнает своих!
§ 43. Так давайте радоваться!
§ 44. Соборы, устремлённые к небесам
Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. — Иннокентий III, Фридрих II и Людовик IX)
§ 49. «Чёрная смерть» и вокруг неё
§ 50. Долой господ!
Заключение
Хронологическая таблица
Предисловие
В нашем учебнике есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание учителя. Широкое привлечение почти не адаптированного материала из исторических источников, памятников права и литературных произведений изучаемой эпохи, помещаемого «на равных правах» с учебным текстом, должно помочь, по мнению авторов, создать «стереоскопическое» изображение прошлого, развить самостоятельность мышления юного читателя. Кроме того, уровень сложности для разных классов и отдельных учеников может задаваться разной степенью проработки этих дополнительных текстов.
Предлагаемые после параграфов и текстов вопросы — скорее дополнительные, чем обязательные (которые учитель легко сформулирует и сам); они, как правило, довольно сложны, далеко не на все из них существуют ясные и однозначные ответы как в учебнике, так, порой, и за его рамками. Надеемся, что они заставят ученика думать над прочитанным, с новой стороны рассматривать уже, казалось бы, освоенный и понятый материал.
При подготовке этой книги авторы познакомились со старыми и современными учебниками как разных европейских стран, так и российскими — дореволюционными и советскими. Учитывался, естественно, опыт и пользующегося заслуженным уважением учебника Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, по которому когда-то учились и сами авторы. Тем не менее ни одна из существующих книг не стала прямым прототипом данного издания.
Задача, которую ставили перед собой авторы, состояла не в том, чтобы дать набор исторических примеров, подтверждающих истинность заранее заданной социологической схемы. Социологическая составляющая и здесь, конечно, присутствует, но ей отведено довольно скромное место. В рамках нашего учебника предлагается прежде всего образ Европы в определенную историческую эпоху. Книга задумывалась как ключ к средневековой культуре, вернее, к той ее части, что вошла в современную цивилизацию. Все имена, события, упомянутые в книге, не являются «антикварным музейным собранием» — они и сейчас живут в книгах и фильмах, в философских размышлениях и на художественных полотнах... Это — актуальное средневековье. Поэтому не менее, чем строгий факт, занимают нас и всевозможные легенды, включенные в мозаику современной мировой культуры. Широко известный миф оказывается подчас значительнее конкретного обстоятельства, о котором помнят лишь знатоки.
Главы учебника, посвященные истории Византии, исламского мира, и параграф о ранних славянах принадлежат перу Р. Шукурова. Над § 5 оба автора работали совместно. Остальные разделы написаны М. Бойцовым.