Трансляторы

Языки программирования

 

Языки программирования - это формальные языки, применяемые для описания информации (данных) и алгоритма ее обработки на ЭВМ. Они подразделяются на языки низкого и высокого уровней.

Язык низкого уровня представляет собой систему двоичных или шестнадцатиричных команд, написанных в машинных кодах. Программист общается с машиной на "ее языке" – языке системы команд процессора. К таким языкам можно отнести АССЕМБЛЕР. Этот язык используется, в основном, программистами профессионалами и обладает существенным недостатком - машинной зависимостью, т.е. невозможностью переноса программы на другой тип машин (процессора).

Работа с языками высокого уровня в компьютере происходит более сложно. Специальная программа (транслятор) вначале преобразует команды (операторы) языка высокого уровня в шестнадцатиричные коды, затем расшифровывает их (ставит в соответствие каждому оператору одну или несколько своих команд) и только после этого выполняет программу. Примерами языков высокого уровня являются Паскаль, Бейсик, Си и другие языки. В отличие от языков низкого уровня, на языках высокого уровня легче программировать, т.е. общаться с машиной. Однако часто с простотой общения теряются некоторые «тонкости программирования», поэтому практически в каждом языке высокого уровня есть возможность писать команды непосредственно на машинном языке (программировать в "кодах").

 

Процесс перевода программы с языка программирования высокого уровня на машинный язык называется трансляцией. Трансляция осуществляется с помощью специальной программы, называемой транслятором. Различают два вида трансляции: интерпретация и компиляция, а соотвествующие им программы - интерпретаторы и компиляторы. Трансляторы с языков являются составной частью самой системы программирования, поэтому запуск программы предполагает, сначала ее трансляцию, а потом собственно выполнение.

Рассмотрим процесс выполнения программы, написанной на языках интерпретаторах, а затем компиляторах.

 


I. ИНТЕРПРЕТАТОР

1. Машина считывает очередной оператор программы.

2. Переводит оператор в свои, ей понятные команды.

3. При обнаружении ошибки интерпретация прерывается, и машина указывает на это.

4. Выполняет переведенные команды.

5. "Забывает" считанный оператор.

6. Продолжает данный процесс, пока не выполнятся все операторы, т.е. пока не дойдет до указателя конца программы.

7. "Забывает" выполненную программу.


II. КОМПИЛЯТОР

 

1. Машина считывает очередной оператор, написанный на языке.

2. Переводит оператор в свои, ей понятные команды.

3. При попадании на ошибку процесс перевода прерывается, и машина указывает на это.

4. Продолжает данный процесс, пока не иссякнут все строки программы, т.е. пока не дойдет до указателя конца программы.

5. Выполняет переведенную программу целиком.

 


Из указанного выше процесса выполнения программы следует, что интерпретаторы работают медленнее, при запуске не "вылавливают" всех ошибок (лишь при попадании на них машина указывает на ошибку). Компиляторы работают быстрее, однако расходуют больше оперативной памяти.