Порядок выполнения работы

Требования к знаниям

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

Цели:

- закрепление изученного материала по основным операторам языка Pascal;

- формирование навыков записи алгоритмов для использования библиотек подпрограмм на языке Pascal.

 

Характер занятия: поисковый.

Форма организации: фронтальная.

Обеспечение занятия: ПК, ОС Windows, Delphi, ручка, карандаш, линейка, тетрадь по практическим работам.

Перед выполнением практической работы студент должен

знать:

- основные элементы Delphi и принципы работы в ней;

- основные операторы языка Object Pascal.

 

после выполнения практической работы студент должен

уметь:

- разрабатывать алгоритмы с использованием модулей.

 

Задание 1

Cоздать программу, выполняющую следующие действия:

1. После запуска программы в окне изображается рисунок, выбранный первым переключателем из раскрывающегося списка.

2. Выбираем необходимый переключатель, рисунок из соответствующего раскрывающегося списка.

3. Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.

 

1. Открыть новый проект.

2. Разместить на форме экземпляры компонентов: рамка GroupBox, переключатель RadioBatton, раскрывающийся список ComboBox.

3. Выполнить следующие действия:

Таблица 18.

Выделенный объект Вкладка окна Object Inspector Имя свойства/ имя события Действие
Form1 Properties Caption Установка имени формы "Интерактивный электронный альбом"
Events OnCreate RadioButtonlClick(RadioButtonl);
GroupBox1 (Вкладка Standard) Properties Caption Введите название "Части света"
RadioBatton1 (Вкладка Standard) Properties Caption Введите название "Европа"
Checked (Включен) Задайте значение True
Tag Присвоить значение 0
Events Onclick В процедуре описать локальную переменную i. Описать действия переключателей, используя цикл с параметром i от 0 до 5.
RadioBatton2 Properties Caption Введите название "Азия"
Tag Присвоить значение 5
RadioBatton3 Properties Caption Введите название "Африка"
Tag Присвоить значение 10
RadioBatton4 Properties Caption Введите название "Северная Америка"
Tag Присвоить значение 15
RadioBatton5 Properties Caption Введите название "Южная Америка"
Tag Присвоить значение 20
RadioBatton6 Properties Caption Введите название "Австралия"
Tag Присвоить значение 25
Выделите все шесть переключателей. Дайте команду Edit Align (Правка Выравнивание). Откроется окно Alignment (выравнивание). Установить слева переключатель Left Sides (Левые края), а справа Space Equally (Равные промежутки). Щелкните на кнопке OK.
GroupBox2 (Вкладка Standard) Properties Caption Введите название "Города"
ComboBox1 (Вкладка Standard) Properties Style Выбрать значение csDropDownList (Раскрывающийся список)
Events OnChange Imagel.Picture.LoadFromFile (ListBox2.Items [ComBoxl.Tag + ComboBoxl.Itemlndex]);
Image1 (Вкладка Additional)     Поместить объект на рамку
ListBox1 (Вкладка Standard) Properties Visible Задайте значение False
Items (Пункты) Щелкнуть на кнопке построителя. Введите в список тридцать названий городов - по пять для каждой части света.
ListBox2 I Properties Visible Задайте значение False
(Вкладка Standard)   Items Щелкнуть на кнопке построителя. Введите в список тридцать имен файлов, содержащих иллюстрации.
         

4. Сохраните проект, запустите и протестируйте его.

Листинг подпрограммы

procedure TForm1. RadioButton1Click (Sender: TObject);

var i: Integer;

begin

ComboBox1.Clear;

ComboBox1.Tag := (Sender as TRadioButton).Tag; for i := 0 to 5 do

ComboBox1.Items.Add (ListBox1.Items [ComboBox1.Tag + i]);

ComboBox1.ItemIndex := 0;

Imagel.Picture.LoadFromFile (ListBox2.Items [ComboBoxl.Tag]);

end;

procedure TForml.FormCreate(Sender: TObject); begin

RadioButtonlClick(RadioButtonl); end;

procedure TForml.ComboBoxlChange (Sender: TObject); begin

Imagel.Picture.LoadFromFile (ListBox2.Items [ComboBoxl.Tag + ComboBoxl.Itemlndex]); end;

 

Задание 2

Создайте программу, которая в зависимости от величин N (количество строк) и M (количества столбцов) создает матрицу размером NxM. Программа предоставляет возможность заполнить матрицу с помощью случайных чисел или ввести значения вручную. Кроме этого можно подсчитать сумму элементов матрицы, определить максимальный и минимальный элементыматрицы.

Рис.1

Рис.2

 

План разработки программы

1. Откройте новый проект.

2. Разместите в форме объектыв соответствии с рис.2.

3. Установите свойства компонент на вкладке Object Inspector:

5. Разместите в блоке реализации после слова implementation описание переменных:

 

Форма отчёта:Отчет выполняется в тетрадях по практическим работам в письменном виде. Программа отлаживается в IDE Borland Pascal и в виде файлов копируется на сетевой диск или на дискету.

 

Содержание отчета:

7. Тема работы.

8. Цель работы.

По каждому из заданий:

9. Условие задачи.

10. Постановка задачи.

11. Результаты расчетов (входные и выходные данные).

 

Система оценки:двухбалльная.

 

 

Контрольные вопросы

 

7. Что такое модуль?8. Каковы основные составные части модуля?9. Что собой представляет заголовок модуля?10. Как оформляется интерфейсная часть?11. Как оформляется реализационная часть?12. Как оформляется инициализационная часть?

 

Список использованной литературы

 

2. Голицина О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2002.