Порядок выполнения работы
Требования к знаниям
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
Цели:
- закрепление изученного материала по основным операторам языка Pascal;
- формирование навыков записи алгоритмов для использования библиотек подпрограмм на языке Pascal.
Характер занятия: поисковый.
Форма организации: фронтальная.
Обеспечение занятия: ПК, ОС Windows, Delphi, ручка, карандаш, линейка, тетрадь по практическим работам.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- основные элементы Delphi и принципы работы в ней;
- основные операторы языка Object Pascal.
после выполнения практической работы студент должен
уметь:
- разрабатывать алгоритмы с использованием модулей.
Задание 1
Cоздать программу, выполняющую следующие действия:
1. После запуска программы в окне изображается рисунок, выбранный первым переключателем из раскрывающегося списка.
2. Выбираем необходимый переключатель, рисунок из соответствующего раскрывающегося списка.
3. Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.
1. Открыть новый проект.
2. Разместить на форме экземпляры компонентов: рамка GroupBox, переключатель RadioBatton, раскрывающийся список ComboBox.
3. Выполнить следующие действия:
Таблица 18.
Выделенный объект | Вкладка окна Object Inspector | Имя свойства/ имя события | Действие | |
Form1 | Properties | Caption | Установка имени формы "Интерактивный электронный альбом" | |
Events | OnCreate | RadioButtonlClick(RadioButtonl); | ||
GroupBox1 (Вкладка Standard) | Properties | Caption | Введите название "Части света" | |
RadioBatton1 (Вкладка Standard) | Properties | Caption | Введите название "Европа" | |
Checked (Включен) | Задайте значение True | |||
Tag | Присвоить значение 0 | |||
Events | Onclick | В процедуре описать локальную переменную i. Описать действия переключателей, используя цикл с параметром i от 0 до 5. | ||
RadioBatton2 | Properties | Caption | Введите название "Азия" | |
Tag | Присвоить значение 5 | |||
RadioBatton3 | Properties | Caption | Введите название "Африка" | |
Tag | Присвоить значение 10 | |||
RadioBatton4 | Properties | Caption | Введите название "Северная Америка" | |
Tag | Присвоить значение 15 | |||
RadioBatton5 | Properties | Caption | Введите название "Южная Америка" | |
Tag | Присвоить значение 20 | |||
RadioBatton6 | Properties | Caption | Введите название "Австралия" | |
Tag | Присвоить значение 25 | |||
Выделите все шесть переключателей. Дайте команду Edit Align (Правка Выравнивание). Откроется окно Alignment (выравнивание). Установить слева переключатель Left Sides (Левые края), а справа Space Equally (Равные промежутки). Щелкните на кнопке OK. | ||||
GroupBox2 (Вкладка Standard) | Properties | Caption | Введите название "Города" | |
ComboBox1 (Вкладка Standard) | Properties | Style | Выбрать значение csDropDownList (Раскрывающийся список) | |
Events | OnChange | Imagel.Picture.LoadFromFile (ListBox2.Items [ComBoxl.Tag + ComboBoxl.Itemlndex]); | ||
Image1 (Вкладка Additional) | Поместить объект на рамку | |||
ListBox1 (Вкладка Standard) | Properties | Visible | Задайте значение False | |
Items (Пункты) | Щелкнуть на кнопке построителя. Введите в список тридцать названий городов - по пять для каждой части света. | |||
ListBox2 I Properties | Visible Задайте значение False | |||
(Вкладка Standard) | Items | Щелкнуть на кнопке построителя. Введите в список тридцать имен файлов, содержащих иллюстрации. | ||
4. Сохраните проект, запустите и протестируйте его.
Листинг подпрограммы
procedure TForm1. RadioButton1Click (Sender: TObject);
var i: Integer;
begin
ComboBox1.Clear;
ComboBox1.Tag := (Sender as TRadioButton).Tag; for i := 0 to 5 do
ComboBox1.Items.Add (ListBox1.Items [ComboBox1.Tag + i]);
ComboBox1.ItemIndex := 0;
Imagel.Picture.LoadFromFile (ListBox2.Items [ComboBoxl.Tag]);
end;
procedure TForml.FormCreate(Sender: TObject); begin
RadioButtonlClick(RadioButtonl); end;
procedure TForml.ComboBoxlChange (Sender: TObject); begin
Imagel.Picture.LoadFromFile (ListBox2.Items [ComboBoxl.Tag + ComboBoxl.Itemlndex]); end;
Задание 2
Создайте программу, которая в зависимости от величин N (количество строк) и M (количества столбцов) создает матрицу размером NxM. Программа предоставляет возможность заполнить матрицу с помощью случайных чисел или ввести значения вручную. Кроме этого можно подсчитать сумму элементов матрицы, определить максимальный и минимальный элементыматрицы.
Рис.1
Рис.2
План разработки программы
1. Откройте новый проект.
2. Разместите в форме объектыв соответствии с рис.2.
3. Установите свойства компонент на вкладке Object Inspector:
5. Разместите в блоке реализации после слова implementation описание переменных:
Форма отчёта:Отчет выполняется в тетрадях по практическим работам в письменном виде. Программа отлаживается в IDE Borland Pascal и в виде файлов копируется на сетевой диск или на дискету.
Содержание отчета:
7. Тема работы.
8. Цель работы.
По каждому из заданий:
9. Условие задачи.
10. Постановка задачи.
11. Результаты расчетов (входные и выходные данные).
Система оценки:двухбалльная.
Контрольные вопросы
7. Что такое модуль?8. Каковы основные составные части модуля?9. Что собой представляет заголовок модуля?10. Как оформляется интерфейсная часть?11. Как оформляется реализационная часть?12. Как оформляется инициализационная часть?
Список использованной литературы
2. Голицина О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2002.