Постановка задачи
Пример разработки информационно-логической модели данныхи ее реализации в СУБД Access
Определение логической структуры реляционной базы данных
При создании базы средствами СУБД с реляционной моделью каноническая информационно-логическая модель данных не требует преобразований. Каждый ИО канонической информационно-логи-
ческой модели данных отображается соответствующей реляционной таблицей БД согласно бланку вида 3. Связи объектов ИЛМ отображаются в логической структуре БД логическими связями реляционных таблиц.
Логическая структура реляционной таблицы с выделенным ключевым полем определяется в соответствии с реквизитным составом ИО. Для каждого поля должен быть уточнен формат данных: тип, находящийся в бланке 1, при необходимости дополняется размером, маской, значением по умолчанию, условием и т. д.
Таким образом, рассмотренные выше этапы разработки БД, основанные на построении канонической ИЛМ, позволяют легко получить логическую структуру реляционной БД с нормализованными таблицами. Разработанные формальные правила предназначены для достаточно широкого класса предметных областей, представляемых документами определенных видов.
Предприятие «Сервис-центр» оказывает услуги по установке и ремонту бытовой и компьютерной техники. В качестве заказчиков (клиентов) «Сервис-центра» выступают как государственные предприятия, так и частные фирмы. «Сервис-центр» поддерживает справочник клиентов, с которыми постоянно работает. Каждая услуга, заказанная клиентом, оформляется в отдельную квитанцию, представленную на рис. 2.1. Все услуги являются типовыми и их стоимость и срок исполнения от заказчика или даты заказа не зависят. Заказ оплачивается в полной сумме при его оформлении, т. е. выписке квитанции, либо по его выполнении. Квитанции группируются в папки по месяцам.
Предприятие «Сервис-центр»
Заказ № от
(дата)
Наименование услуги
Заказчик
Срок исполнения дней
Стоимость р.
Оплачено
Подписи
Заказчик «Сервис-центр»
Рис. 2.1. Образец квитанции на услугу
Спроектировать базу данных Услуги Сервис-центра, основанную на папках из приведенных выше квитанций, выполнив следующие задачи:
1. Построить информационно-логическую модель (ИЛМ) данных задачи.
2. Определить структуру таблиц нормативно-справочной и оперативно-учетной информации.
3. Выделить ключевые поля и установить связи между таблицами.
4. Создать ленточную автоформу для справочников и автоформу в столбец для учетной информации.
5. Выполнить подстановку справочников в оперативно-учетную форму, используя элемент управления Поле со списком.
6. Заполнить таблицы данными (не менее 5 записей для справочников и не менее 20 для учетной информации).
7. Реализовать запросы на выборку:
¨ список всех услуг, предлагаемых предприятием «Сервис-центр», упорядоченный по наименованию;
¨ список всех клиентов центра;
¨ список всех заказов, упорядоченный по клиентам, а затем по дате;
¨ список услуг стоимостью более 10 000 р., упорядоченный по стоимости;
¨ список услуг, которые выполняются до 2 дней включительно или не менее чем за неделю;
¨ список клиентов, наименование которых начинается с символов «пк»;
¨ список услуг, в наименовании которых встречается последовательность символов «монт»;
¨ список услуг стоимостью более 8 000 р., которые выполняются не более чем за 3 дня;
¨ список неоплаченных заказов;
¨ список неоплаченных заказов, а также тех, которые имеют стоимость меньше 5 000 р.;
¨ список заказов, выполненных за некоторый день, значение которого является параметрами запроса;
¨ список заказов, выполненных за некоторый период, границы которого являются параметрами запроса;
¨ список оплаченных заказов, оказанных некоторому клиенту, наименование которого является параметром запроса;
¨ список заказов, которые еще не выполнены;
¨ список заказов, выполненных за текущий месяц;
¨ список заказов с номерами от 10 до 20 или за текущий месяц;
¨ список услуг со стоимостью, увеличенной на несколько процентов (параметр запроса) относительно исходной;
¨ общая стоимость услуг, оказанных каждому клиенту;
¨ общая стоимость оплаченных заказов поуслуге каждого вида;
¨ общая стоимость оплаченных услуг, оказанных за каждый месяц;
¨ общая стоимость заказов, выполненных предприятием для каждого клиента по каждой услуге;
¨ общая стоимость оплаченных заказов, выполненных предприятием по каждой услуге за каждый месяц.
8. Реализовать активные запросы:
¨ создание новой таблицы, содержащей все заказы;
¨ удаление заказов с датой оформления 01.06.01;
¨ добавление заказов с датой оформления 01.06.01;
¨ увеличение стоимости каждой услуги на 10 %.
9. Реализовать и настроить автоотчеты по запросам на выборку, обеспечив подсчет итоговых данных по стоимости заказов, если в соответствующем запросе встречается данный показатель.