Исследование проблем истории, теории и практики становления и развития ландшафтного дизайна как за рубежом, так и России

В литературе рассматриваются теоретические взгляды некоторых учёных на эстетику природы, красоту ландшафта, художественный пейзаж, экологию и эстетику пейзажа. Это такие учёные, как А. Гумбольта, В.П.Семенов-Тян-Шанский, А. Гетнер, А.Деманжон, Р. Бланшар, А. Галуа, А. Боли, О. Бернар, Э. де Мартонн, Д.Л. Армонд, А.Г. Исаченко, К.И. Эрингиса и др.

По мнению многих учёных «Ландшафтный дизайн - это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта».

Его цель - эстетизация и обеспечение комфортности городских улиц и площадей, садов, парков, лесопарков, автомагистралей и т. п. Ландшафтный дизайн во многом формирует внешний облик-пейзаж архитектурно спроектированного ландшафта, который служит эколого-эстетической средой человека во время его пребывания вне помещения.

Теоретической основой ландшафтного дизайна служат общие правила художественной композиции культурного ландшафта. Они требуют гармоничного сочетания формы, фактуры, цвета, масштаба, пропорциональности, симметрии - асимметрии, ритма и контраста его композиционных элементов. Параллельно решаются проблемы временной организации ландшафта.

Динамичность среды определяется фенологическими фазами растений, сезонными изменениями погоды и ландшафта, движением воды, непостоянством цвета и освещенности. Поэтому под ландшафтным дизайном следует понимать художественное конструирование открытого ландшафтного пространства, как в территориальном, так и во временном аспекте.

В этом разделе указывается, что при разборке тем квалификационной работы (проекта) по данному направлению необходимо акцентировать внимание на истории возникновения садов и парков в древнем мире при феодализме, возрождении и барокко в Италии, барокко в Европе, ландшафтной архитектуре XVII-XIX веков в России, путях формирования ландшафтной архитектуры в конце XIX-первой половине XX века, практическом опыте современной ландшафтной архитектуры и тенденциях ее развития.

2.3.3 Создании эскизных ландшафтных дизайн - проектов отдельных планировочных элементов и малых архитектурных форм,

Искусственно созданные декоративные элементы называют малыми архитектурными формами и их можно расклассифицировать по пяти группам:

К первой группе относятся беседки, арки, перголы, трельяжи.

Вторая группа малых форм применяется для оформления рельефа и ограждения участка: наружные лестницы, сходы, подпорные и декоративные стенки, парапеты, ограды.

В третью группу входят декоративные бассейны, каскады, фонтаны, мостики и переходы.

В четвертую группу входят всевозможные светильники и фонари.

К пятой относятся элементы декоративного мощения, разнообразные по форме, окраске, фактуре и образующие определенный рисунок, орнамент, мозаичные вставки.

Отдельно выделяются садовые скамейки и вазы, в том числе и контейнеры для растений. Все эти элементы выполняются из различных материалов.

Ввиду того, что номенклатура малых архитектурных форм и планировочных элементов ландшафтного дизайна достаточно обширна, в методическом пособии, приводятся рекомендации к дипломным работам, которые включают создание эскизных проектов таких малых архитектурных форм, как декоративные садовые водоемы, пруды, ручьи, водопады, фонтаны, каменные горки, стенки и дорожки.