Привода конвейера
Рассчитать ведомый вал одноступенчатого редуктора
Расположение опор относительно зубчатых колес симметрично. Сила, действующая на вал со стороны цепной передачи Fцеп, направлена под углом Θ = 300 к горизонту. Зубчатое колесо вращается по ходу часовой стрелки, если смотреть на него со стороны звездочки. Данные для расчета берем в табл. 6 и табл. 8, заносим в табл. 13.
Таблица 13. Исходные данные
Силы в зацеплении, Н | Делительный диаметр зубчатого колеса; d2, мм | Ширина венца зубчатого колеса; b2, мм | Вращающий момент на валу колеса; M2 , Н·м | ||
Ft2 | Fr2 | Fa2 | |||
Все полученные значения параметров, без указаний, округляем до ближайшего большего стандартного числа по ГОСТ 6636-69 (целого четного или кратного 5).
1. Проектировочный расчет вала
|

Для изготовления вала принимаем сталь 45 с [τк] = 20 МПа; . [σ-1и]= 65 МПа.
1.2. Определяем диаметр выходного конца вала из расчета на кручение,
dВ , мм: = ;
округляем значение диаметра до ближайшего большего стандартного: 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 53; 56; 60; 63; 67; 71; 75; 80; 85.
dВ = мм
1.3. Определяем диаметр вала в местах расположения подшипников, dП , мм:
dП = dВ + 2·t = мм,
где t ― высота заплечика подшипника, выбираем из таблицы 14.
Расчетное значение dПокругляем до ближайшего большего числа, делящегося на «5»: dП = мм.
1.4. Определяем диаметр вала в месте установки зубчатого колеса, dК, мм:
dК = dП + 3·r = мм,
где r ― координата фаски подшипника, выбираем по таблице 14.
1.5. Определяем длину посадочного конца вала под звездочку, lМТ, мм:
lМТ = 1,5· dВ = мм
1.6. Определяем длину промежуточного участка тихоходного вала, lКТ, мм:
lКТ = 1,2· dП = мм
1.7. Определяем диаметр наружной резьбы конического конца вала, dр, мм:
dр= 0,9·[dB –0,1 lМТ ] = мм
по ГОСТ 12080-66: dр= мм; lр = мм.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Примечание: Входной и выходной валы редукторов имеют цилиндрические или конические консольные участки для установки полумуфт, шкивов, звездочек, зубчатых колес. Размеры консольных участков стандартизированы: ГОСТ 12080-66 «Концы валов цилиндрические»; ГОСТ12081-72 «Концы валов конические».
Таблица 14. Справочные параметры для конструирования вала
Параметры | Значения, мм | |||||||||
dВ | 17-23 | 24-31 | 32-39 | 40-44 | 45-51 | 52-59 | 60-66 | 67-79 | 80-89 | 90-95 |
tцил | 3,0 | 3.5 | 3,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 5,6 |
tкон | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,9 |
r | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 3,5 | 3,5 | 2,7 | 4,0 |
1.8. Эскизная разработка конструкции вала и оценка его размеров по чертежам рис. 8, рис. 9, а. Конструктивно назначаем: l1 , l2 , l3:
l2 =l3 =b2 /2 + (20…30) = мм,
l1 = l2 + (10…20) = мм
2. Проверочный расчет вала (см. рис. 9)
Составляем расчетные схемы вала в соответствии с принятой конструкцией, заметим, что валы расположены в горизонтальной плоскости (рис.9,а).
2.1. Определяем силу, действующую на вал со стороны цепной передачи, FА, Н:
FА = Fцеп = 125· = Н.
2.2. Силу давления FА, с которой цепная передача действует на вал, раскладываем на составляющие в вертикальной и горизонтальной плоскостях (рис. 9, б)
FАу = FА·sinΘ = FА·sin30º= Н;
FАx = FА·cosΘ = FА·cos30º= Н
При составлении расчётной схемы рассматриваем работу вала на изгиб под действием сил, действующих в зацеплении в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной.
Закрепление вала в подшипниках принимаем как шарнирное опирание, при этом ось шарнира располагаем на оси симметрии подшипника. В горизонтальной плоскости для косозубой передачи присутствует момент, вызываемый осевой силой МFа.
Заметим, что это справедливо для горизонтального расположения валов, при другом их расположении расчётные схемы изменятся.
Строим эпюры изгибающих моментов в двух, взаимно перпендикулярных плоскостях – вертикальной и горизонтальной.
2.3. Для косозубой передачи в вертикальной плоскости:
а) определяем опорные реакции (см. рис. 9, в):
∑МБ = 0; FАу ·l1 +Ft ·l2 - RГу(l2 + l3 ) = 0;
RГу = (FАу ·l1 +Ft ·l2 )/(l2 + l3 ) = Н;
∑МГ = 0; FАу (l1 +l2 +l3 )-RБу (l2 +l3 )-Ft ·l3 = 0;
RБу =[FАу (l1 +l2 +l3 ) - Ft ·l3 ]/(l2 + l3 ) = Н;
отрицательные значения реакции ________ указывает, что направление реакции было первоначально выбрано неправильно; реакцию RБу перенаправить вверх;
б) проверяем правильность определения реакций:
∑Y = FАу - RБу - Ft + RГу = 0;
∑Y =
реакции найдены правильно.
в) строим эпюру изгибающих моментов для косозубой передачи в вертикальной плоскости Mу, рис. 9,в, для чего определяем их значения в характерных сечениях вала:
в сечении A: MАу = 0;
в сечении Б: MБу = FАу ·l1 ·10–3 = Н·м = ≈ Н·м;
в сечении В: МВy = RГy· l3·10–3 = Н·м = ≈ Н·м;
в сечении Г: МГу = 0.
Расчётная схема и эпюра изгибающих моментов
в вертикальной плоскости вала косозубой передачи
2.4. Определяем изгибающие моменты в опасных сечениях вала и строим эпюру в горизонтальной плоскости (см. рис. 9, г). Для косозубойпередачи в горизонтальной плоскости необходимо учитывать момент, создаваемый осевой силой Fа, действующей на расстоянии d2/2 от оси вала
МFa = Fа · d2/2 = ·10-3= ≈ Н·м,
а) определяем опорные реакции, Н:
∑МБ = 0; FАх ·l1 -Fr ·l2 -Fа ·d2/2-RГх(l2 + l3) = 0;
RГх =(FАх ·l1 -Fr ·l2 -Fа ·d2/2)/(l2 +l3 ) = Н;
∑МГ = 0; FАх (l1 +l2 +l3 )- RБх(l2 +l3)+Fr ·l3 -Fа ·d2/2 = 0;
RБх =[FАх ·(l1 +l2 +l3 ) + Fr ·l3 + Fа ·d2/2]/(l2 +l3 ) = Н.
отрицательные значения реакции ________ указывает, что направление реакции было первоначально выбрано неправильно; реакцию RГх перенаправить вниз;
б) проверяем правильность определения реакций
∑Х = FАх − RБх + Fr+ RГх = = 0,
реакции найдены правильно;
в) строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости для косозубой передачи, для чего определяем их значения в характерных сечениях вала:
в сечении А: МА = 0;
в сечении Б: МБх = FАх · l1·10–3 = · Н·м = Н·м;
в сечении В слева: МВл = FАх (l1 +l2)∙ 10–3 − RБх∙l2 ∙10–3 =
Н·м − Н·м = Н·м;
в сечении В справа: МВп = RГх∙l3 ∙10–3 = = Н·м.
д) проверка в сечении В:
МВл (слева) − МВп (справа) = − = Н·м = МFа = Н·м;
моменты определены верно.
Расчётная схема и эпюра изгибающих моментов вала
косозубой передачи в горизонтальной плоскости
2.5. Определяем крутящие моменты,Н·м, в опасных сечениях (см. рис.9, д):
МкВ = МкБ = МкА = М2=
Далее строим эпюру крутящих моментов
Расчётная схема и эпюра крутящего момента вала
2.6. Передача вращающего момента происходит вдоль оси вала от середины ступицы колеса до середины ступицы звездочки. Указанный момент имеет единое значение для прямозубой и косозубой передач:
МкВ = МкБ = МкА = М2 = Н×м.
2.7. Определяем эквивалентный изгибающий момент в точке Б, Н·м:
2.8. Определяем диаметр посадочного места под подшипник, dрБ, мм из упрощенного проверочного расчета вала на усталость:
= мм
Сравниваем расчетный диаметр посадочного места под подшипник
(см. п. 1.6) с принятым из конструктивных рекомендаций (см. п. 1.3) dрБ ≤ dП[1].
2.9. Определяем эквивалентный изгибающий момент в точке В, Н·м:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
2.10. Определяем диаметр посадочного места под зубчатое колесо, dрВ,мм из упрощенного проверочного расчета вала на усталость:
= мм
Сравниваем расчетный диаметр посадочного места под зубчатое колесо (см. п. 2.8) с принятым из конструктивных рекомендаций (см. п. 1.4) dрВ ≤ dК.
Рассчитанные параметры вала зубчатой передачи заносим в контрольную таблицу 15.
Таблица 15. Параметры ведомого вала зубчатой передачи
Параметры | Значения |
Диаметр выходного конца вала, мм | dВ = |
Диаметр посадочного места под подшипник, мм | dП = |
Диаметр посадочного места под зубчатое колесо, мм | dК= |
Нагрузки, действующие на подшипник, кН | Fa2 =; RБх= ; RГх=; RБу= ; RГу = |
ЗАДАЧА V. Подбор подшипников для вала передачи