Проектировочный расчет
Расчет допустимого контактного напряжения
Экспериментально установлено, что контактная прочность рабочих поверхностей зубьев определяется в основном твердостью этих поверхностей. Допускаемое контактное напряжение для расчета на прочность при длительной работе:
[σH] = КHL/[SH] = ,
где – предел контактной выносливости при базовом числе циклов перемены напряжений:
- для шестерни = 2∙230+70 = 530 МПА;
- для колеса 2∙200+70 = 470 МПА;
КHL – коэффициент долговечности, при длительной эксплуатации
КHL = 1,0;
[SH] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,1÷1,2, примем [SH] = 1,15.
Определяем расчетное допускаемое контактное напряжение:
- для шестерни = 530∙1,0/1,15 = 461 МПА;
- для колеса 470∙1,0/1,15 = 408 МПА;
Вычисляем допускаемое контактное напряжение для косозубого зацепления:
= (461+408)×0,45 = 391 МПа.
2.1. Определяем межосевое расстояние, аw, мм:
где М1 — вращающий момент, действующий на валу шестерни, Н·м;
Ψbа — коэффициент ширины зубчатого колеса по межцентровому расстоянию, выбирается из стандартного ряда: Ψbа = 0,2; 0,25;0,315; 0,4
КНβ — коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии, КНβ=1,022;
Ка — вспомогательный коэффициент, для косозубых передач Ка = 410 КПа1/3;
изуб — передаточное число зубчатой передачи.
Полученное значение аw округляем до ближайшего большего стандартного значения: 100, 125, 140, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500.
2.2. Определяем ширину зубчатого венца, bi, мм:
b2 = Ψbа ·аw = ;
b1 = b2 + 5 =
2.3. Определяем нормальный модуль зубьев колес, mn, мм:
= ;
где Km — вспомогательный коэффициент, для косозубых колес Km = 2,8·103;
KFβ — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, KFβ=1,017.
Полученное значение модуля округляем до ближайшего большего стандартного значения: 1,0; 1,25; 1,5; 2,0; 2,25; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 8,0; 9,0; 10.
2.4. Определяем угол наклона зубьев, βmin, градус:
βmin=arcsin(4·mn/b2) = °.
2.5. Определяем суммарное число зубьев:
z∑ =2aw cosβmin/mn = .
2.6. Определяем числа зубьев колес:
z1 = z∑ / (uзуб + 1) = ;
z2 = z∑ – z1 = .
2.7. Определяем фактический угол наклона зуба, β, градус
β=arccos(0,5z∑·mn/aw) = °.