Г. ф. Ильин 19 страница

Порицаемые-по Нар., это означает, что он исключен из отцовской касты.

X, 8. П а ра щ а в а- см. IX, 178.

X, 12. В период составления дхармащастры кастовый строй имел уже длинную историю; происхождение джати, возникавших постепенно, было неизвестно. Наиболее естественным казалось объяснение, к которому и прибегают брахманы, что джати произошли от древних варн в результате смешанных браков. Некоторые из названий этих джати (нишада, магадха, вайдеха, чандала, дравида и др.) являются названиями племен, и это лучше всего показывает недостоверный, искусственный характер излагаемой классификации.

X, 14. Следующий (anantara) — т. е. принадлежащий к следующей варне. Если мать была более низкой варны, сын считался принадлежащим к варне матери (Медх.). См. также комментарий Медх. к X, 24,41 и т.д.

X, 17. Рожденные в обратном порядке сыновья, по мнению коммен таторов, перечисляются еще раз с целью показать, что они непригодны для исполнения обязанностей сыновей.

X, 22. Некоторые из названий каст, упоминаемых в этом и предыдущем стихах, являлись названиями племен (авантья, малла, личчхиви, кхаса, дравида).

X, 23. Чарья и саттвата- согласно Гов. прислуживали при храмах.

X, 28. ...д вух из трех варн-от кшатрийки и вайщийки. ...от равной себе-от брахманки.

X, 30. Отверженное существо (b5hya jantu) — потомок щудры и брахманки; это, очевидно, чандала (см. X, 12, 16). Ранее он уже неоднократно характеризовался как самый низкий из людей, но его ле.тл от брахманки оказываются еще более низкими и т. д.

X, 31. Действуя в обратном порядке-т.е. вступая в брак с женщиной более высокого общественного положения, чем он сам.

Пятнадцать- что из себя представляют эти пятнадцать, комментаторы объясняют по-разному.

X, 32. Д асью (dasyu) — см. X, 45.

X, 35. Эти трое- сайрандхра, майтреяка и маргава. Неарий (апагуа) -неприкасаемый для ариев (Медх.).

X, 36. Андхра- народность восточного Декана. Меда- племя, обитающее в юго-восточном Раджастхане.

X, 37. От чандалы-и от женщины касты вайдеха (Медх., Кул.).

X, 41. Шестеро сыновей-сыновья брахмана от брахманки, кшатрийки и вайщийки, сыновья кшатрия от кшатрийки и вайщийки, сын вайщия от вайщийки.

...О т смешанных браков (apadhvansaja) — в данном случае имеются в виду браки дваждырожденных с щудрянками.

X, 44. Здесь перечислены племена и народности Индии и сопредельных стран (явана — греки; щака, или сака, — скифы; пахлава — парфяне; чина — китайцы).

X, 45....вне рожденных из уст, рук, бедер и с т у па ей [Брахмы]-т.е. вне системы вари брахманов, кшатриев, вайщиев и щудр (см. 1, 87).

X, 47. Служение женщинам- служба по охране женских покоев и т. д.

X, 53. Дела (vyavahara) — торговые сделки, денежные операции, соглашения, тяжбы и т. д.

X, 55, Отмеченные знаками (citinita) — комментаторы расходятся относительно того, что представляли собой эти знаки.

X, 64. Высший (^reyans) — имеется в виду брахман.

X, 67. ...благодаря качествам [отца] — он имеет право совершать пакаяджны, но не получает посвящения; поэтому Медх. не считает его действительным арием.

X, 73. Создатель (dhatar) — один из эпитетов Брахмы. "Они оба не равны и не' неравны"-не равны, так как различаются по происхождению; не неравны, так как оба делают запрещенное им.

X, 75. См. 1, 88.

X, 77. Привилегией брахмана указывается то, что может быть источником дохода; все прочее могут практиковать и другие дваждырожденные. Под обучением, согласно Медх, понимается только обучение Веде, по не военному делу и другим мирским профессиям.

X, 80. См. IX, 326.'

X, 83. ...в p e д- имеется в виду вред живым существам (см. следующий стих).

...з а в поящего от других- занимаясь земледелием, нельзя было избежать зависимости от общины в отношении землепользования, орошения, охраны полей и т. д. (см. также IV, 159-160).

X, 85 ...торговать товарами, которыми торгуют вайщии. — торговля как профессия являлась нарушением дхармы брахманов, но считалось, что лучше торговать, чем заниматься земледелием. ростовщичеством и т. д.

X, 90. ...д ля [исполнения] дхарм ы- для жертвоприношений. поминок и т. д.

X, 92. ...делается в три дня щудрой- что это значит. не совсем понятно, и комментаторы не дают разъяснений, (см. также X, 93).

X, 93. И з-з а добровольной торговли — т. e. не при крайних обстоятельствах.

X, 95. ...о более высоком образе жизни-т.е. об образе жизни, являющемся привилегией брахманов (см. прим. к X, 77).

X, 102. Подобное допущение в значительной мере лишает смысла запретительные предписания, упоминающиеся, например, в III, 152-166, IV, 211, 218, 223 и др.

X, 105. В этом стихе и X, 106-108 упоминаются случаи из жизни великих риши древности, рассказанные в Ригведе, Брахманах и "Махабхарате".

X, 107. ...от плотника — плотничество считалось презренным ремеслом (см. IV, 210, X, 48).

X, 109. ...после смерти брахмана порицается- при подсчете добрых и злых дел.

X, III. Грех, совершенный принесением жертв и обучением,-в обоих случаях имеются в виду щудры.

X, 113. ...он должен быть покинут-т.е. брахману нужно оставить страну такого жадного царя.

X. 115. Получение-в виде дара или находки. Согласно комментаторам первые три способа законны для всех варн, четвертый-для кшатриев, пятый и шестой-для вайщиев (или, по Нар, пятый-для вайщиев, шестой для-щудр) и седьмой-для брахманом.

X, 118. Кшатрий- имеется в виду царь. ...даже четвертую часть урожая-см. VII, 130.

X, 120. ...одна двадцатая — см. VII, 130; различие объясняется тем, что здесь имеется в виду взыскание в крайних обстоятельствах.

X, 122. ...ради двойной цели — этой жизни и будущей.

X, 126. Преступление, в результате которого он делается изгоем, (pataka) — такое, как употребление в пищу лука и подобных запрещенных плодов (Гов., Кул.), содержание бойни (Parx.). Но такие деяния, как ложь, воровство и т. д., запрещены ему так же, как и членам других варн (Медх.). ...ни препятствий к этому- см. следующий стих.

X, 129. ...притесняет брахманов-перестает служить брахманам, вынуждает их обращаться к нему с просьбами и т. д. (Медх.).

XI, 1. ...отдавшего все имущество — для совершения жертвоприношения вищваджит (см. XI, 75).

XI, 2. Комментаторы стараются оправдать изложение смешанных правил, содержащихся в стихах 1-43, раньше рассмотрения вопроса об искуплении, которым должна бы согласно X, 131 начинаться эта глава, или предполагая, что цель этого — показать необходимость исполнения искупительных действий в случае нарушения этих правил, или указывая, что так как дары являются средством заглаживания греха, то необходимо перечисление достойных получателей.

XI, 3. Этим лучшим из дваждырожденных додж на даваться пища и жертвенные дары — у жертвенного алтаря.

...д ругим-- прочим гостям и нищим.

XI, 7. ...достоин пить сому-совершать ради достижения исполнения какого-либо желания жертвоприношение Соме, во время которого пьют напиток, приготовленный из растения сомы.

XI, 8. ...хотя бы он раньше пил сок сомы-при жертвоприношении Соме в конце года (см. IV, 26).

XI, 10. ...с ущербим — раздает дары и т. д. с неумеренной щедростью.

XI, II. ...справедлив-справедливым считается царь, который не станет наказывать человека, поступающего согласно с дхармой.

XI, 12. ...пренебрегает ис.-олнением жертвоприношений — имеются в виду жертвоприношения пакаяджна и др. (см. II, 86, 143; XI, 119).

XI, 13. ...может взять два или три [предмета] из жилища щудры — брахману не разрешалось принимать дары от шудры для исполнения жертвоприношений (см. XI, 24, 42 и др.); комментаторы стараются оправдать этот стих разными ухищрениями вроде того. что имущество, взятое брахманом у щудры, уже не может считаться принадлежащим щудре.

XI, 16. ...на седьмой срок-на четвертый день; индийцы ели два раза в день.

XI, 18. Дасью-см. X, 45; имеются в виду также разбойники и воры.

...собствен и ост ь... не исполняющего обрядо в-в том числе и собственность брахмана.

XI, 19. ...спасает и тех и других- порочных он освобождает от греха скупости, добродетельных — от греха невыполнения обетов вследствие бедности (Кул.).

XI, 21. ...на него — на брахмана, который упоминался раньше (берущего для поддержания жизни). XI, 22. Этот и предыдущий стихи соответствуют VII, 134-135.

XI, 23. CM. VIII, 304.

XI, 24. Явное противоречие со стихом XI, 13 (см. также XI, 42). Комментаторы пытаются примирить их, заявляя, что брахман имеет право брать у щудры необходимое ему для жертвоприношения без спроса.

XI, 26. Собственность богов- принадлежащее храмам и т. д. (Кул.); данное для жертвоприношений (Медх.). В другом мире-в будущей жизни.

XI, 27. Вайщванари- одно из жертвоприношений типа описанных в IV, 25-26.

XI, 31. ...своей мощью — имеются в виду средства магии (см. XI, 33; 1.\, 313-316, а также и IX, 290).

XI, 33. Священные текс1ы Атхарвана и Ангирасазаклинания, содержащиеся п Атхарваведе. Атхарван — мифический автор Атхарваведы. Ангнрас — один из мифических авторов Ригведы.

XI, 37. Обряды Вайтапа- ритуал Атхарвапеды, изложенный в Вайтанасутре.

XI, 38. Агнья д хея- см. прим. к II, 143.

XI, 39. Медх. сравнивает жреца с наемным работником (karmakai-a), который тоже не согласится работать за меньшее, чем полагаетсл. нознаграждение (parikraya).

Обращает на себя внимание последовательность, с которой брахманы, много толкующие о суетности всего мирского, отстаивают свои ма7ериальные интересы.

XI, 41. Брахма н-агнихотр и н — поддерживающий священный огонь,

Лунное покаяние (candrayana) — см. XI, 218. XI, 51. Крадущий слово- изучающий Веду без позволения.

XI, 55. Кража (steya) — комментаторы толкуют как кража зо лота у брахманов. Великие грехи-см. IX, 235.

XI. 62. Сад-"в другой смрити [говорится, что] земля не подлежит продаже" (Медх.).

XI, 63. Образ жизни в рать и-см. 11, 39, 40; X, 20.

XI, 64. Возведение крупных сооружений — строительство плотин, мостов и пр.

XI, 65. Совершение деяний для себя- имеется в виду приготовление пищи только для себя (см. Ill, 118).

XI, 66. Воровство (steya) — воровство различных предметов, кроме золота.

Изучение ошибочных книг — имеются в виду сочинения чарваков, ниргрантхов (джайнов) (Медх.): вообще еретиков (Нар.). Неуплата долгов- см. IV, 257.

XI, 67. Металлы (kupya)-различные металлы, кроме золота Скот (ра^и)-имеются в виду различные виды скота, исключая коров.

Неверие- утверждение, что нет загробного мира (paraloka) и т. д. (Медх.).

XI, 70. Принятие имущества от презренных — таких. от которых не следует принимать подарков (см. IV, 84 и ел.).

XI, 72. Изложенные далее предписания касаются только религиозного искупления; наказания со стороны органов государственной власти само собой разумеются.

XI, 73. Убийца брахмана- имеется в виду неумышленное убийство брахмана брахманом; для кшатрия — убийцы брахмана в этом случае срок искупления двойной, для вайщия — тройной, для щудрычетверной.

XI, 76. Убийство брахмана-- имеется в виду убийство неученого брахмана.

Иоджана (yojana) — мера длины; величина ее колебалась от 4 до 15 км.

XI, 83. Боги земли- брахманы. Боги людей -- кшатрии.

XI, 90. По мнению комментаторов, покаяние за умышленное убийство брахмана должно продолжаться в течение всей жизни преступника или должно быть вдвое и втрое строже двенадцатилетнего покаяния. указанного в XI, 73.

XI, 91. Сура (sura) -~ это общее наименование спиртных напитков; в этом стихе Кул. находит возможным подразумевать напиток осо оой крепости (см. XI, 95).

XI, 93. Знак- согласно Кул. имеется в виду изображение чарки.

XI, 95. Гауди (gaudT) -_ напиток типа рома, изготовлявшийся из патоки сахарного тростника. Пайшти (paistT) — рисовая водка.

Мадхви (madhvi)--напиток, изготовленный из меда или ивгтов мадхука.

XI, 100. Брахман — комментарии к этому стиху являют пример произвольного толкования комментаторов. По Медх. и Кул., речь ид"1 о краже золота у брахмана, хотя брахман в данной связи не упоминается. А вот, хотя виновником кражи в тексте прямо назван брахман ivipra), комментаторы считают, что имеется в виду любой человек (см. IX, 235, XI, 55).

"Государь, накажи меня"- см. VIII, 314.

XI, 101. ...брахман — аскетическими подвигами — брах.ман не может быть казнен.

XI. 103. Следует иметь в виду, что во всех этих стихах авторы и составители сборника защищают свои личные интересы И потому не стесняются в придумывании наказаний. Неизвестно, чтобы все эти наказания исполнялись на практике, да и сами по себе они совершенно неравноценны (ср., например, XI, 104-105 и 106-107).

XI, 105. Н и p p [1 т и (nirrti) — богиня-владычица юго-запада.

XI, 106. К p и ч чхра (kr-cchra) — см. XI, 212.

XI, 107. Лунное покаяние-см. XI, 217.

XI. 110. Два месяца- видимо, следующие после месяца покаяния, о котором говорится в XI. 109 (см. XI, 116). Четвертый срок-т.е. один раз в двое суток.

XI, III. Вирасана (vii-asana)-одна из поз аскета (сидение со скрещенными ногами).

XI, 115. ...если теленок льет-т.е., по-видимому, когда теленок сосет корову.

XI. 119. П а к а я д ж и а- см. прим. к II, Йб.

XI, 120. [Гимн], начинающихся со (слова) "s а та". — Ригпеда Vl, 495.

Вата (vata) -" одно из имен бога ветра Вайю. Гуру- гуру богов бог Брихаспати. Вахни (vahni) — одно из имен бога Агни.

XI, 122. Пурухута (puruhOta) — одно из имени Индры. Павака (pavaka) — одно из имен Агни.

XI. 125. Самтапана крнччхра — см. XI, 213.

XI, 131. Убившему щудру-ненамеренно; о намеренном убийстве см. XI, 67.

XI, 132. Убив кошку-намеренно; поэтому сравнивать убийство перечисленных далее животных с убийством щудры неправомерно; Медх даже полагает, что покаяние, полагающееся за ненамеренное убийство щудры, следует исполнять только в случае намеренного убийства всех упомянутых животных вместе взятых.

XI, 133. ...трех дней-букв. "трех ночей".

...йоджану --в прежнем издании "сто йоджан", как и у Бюлера. У Бернелла "a yoking". В тексте нет слова "сто", иначе это покаяние равнялось бы покаянию за убийство брахмана (см. XI, 76). Может быть. правильно — в течение трех дней по йоджане (Рам.).

Посвященный водам гимн-см. VIII, 106 (Ригведа, X, 9, 1-13).

XI, 139. За убийство брахманки — сеть, кшатрийки — лук и т. д.

XI, 141. (Малые] живые существа-ящерицы и т. п.

XI, 147. Варуни (varuni) — опьяняющий напиток, изготовлявшийся из патоки и цветов растения maua. ...не предписано [наказание], лишающее жизни,- в противоположность питью суры (см. XI, 91-92).

XI, 149. ...согласно правилам — с обычной благодарностью

XI, 153. См. IV, 222.

XI, 154. ...д ажечист ы x-lie запрещенных.

...становится нечистым-т, е. пока они остаются в нем. XI, 157. Т аптакриччхра- см. XI, 215.

XI, 158. ...не вернувшись (asamavrttika)-не вернувшись еще из дому гуру, не окончив период ученичества.

XI, 159.Исполняющий обет (vratacarin)-имеется в виду ученик.

XI, 163. Намеренно (kamad) — Медх. полагает, что это слово дано для соблюдения размера стиха, ибо не может быть ненамеренной кражи.

XI, 164. Похищение мужчин и женщин- рабов и рабынь (Медх.).

XI, 165. Малоценные предметы — комментаторы называют глиняные .и деревянные сосуды, железные мотыги.

XI, 166. Пять продуктов коровы (pancagavya)-молоко, простокваша, масло, моча, помет.

XI, 169. При наложении покаяний за кражу принимается во внима ние первое или повторное это преступление, время и место кражи, характер хозяина вещи и т. д.

XI, 171.. См. XI, 59, 104 и др.

XI, 178. Равный (sadr^a) — большинство комментаторов считает. что имеется в виду равный по варне.

XI, 179. Щудрянка (vrsalT) — одни комментаторы считают, что это чандалка, другие — что щудрянка.

XI. 180.Четыре злодеяния-нанесение вреда живым суше ствам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние.

XI, 181. Существует два объяснения стиха: виновный становится изгоем в течением года за действия второго ряда, но за первые — немедленно (Медх., Кул.)', виновный становится изгоем в течение года за действия первого ряда, а за вторые — в течение четырех лет (Гов., Нар.)

XI, 182. Покаяние-т. е. покаяние, полагающееся грешнику во искупление греха, за который он был изгнан из касты.

XI, 183. ...вместе с саманодаками-так у Кул.; в тексте bandhavait); у Медх.-"с сородичами" (sagotraih). ...в озлияниеводы- как над мертвецом.

XI, 187. Они-имеются в виду родственники, тогда как в XI. 184 основным действующим лицом была рабыня.

XI, 189. См. XI, 183-188.

XI, 192. Дваждырожденных, для которых он не произносил согласно правилу "С а в и три",- имеются в виду дваждырожденные, для которых по какой-либо причине не был в свое время совершен обряд посвящения.

XI, 193. Запрещенные дела-прием даров от щудры, прислуживание ему и т. д. (Кул.).

XI, 198. А хина (ah'.na)-жертвоприношение, вызывающее нечистоту жреца, исполняющего его (Кул.).

XI, 200. Домашнее плотоядное животное-кошка, ихневмон и т. ;i.

XI, 201. ...в шестой срок — один раз в три дня. Жертвоприношение шакала (";akala) — особый вид жертвоприношения (см. Ваджасанейя самхита, VIII, 13).

XI, 203. ...б е з воды-не омывшись после этого.

XI. 204. Ежедневные обряды- агнихотра и др. ...и скуп лен не [заключается в] посте- пост продолжает. ся один день.

XI, 205. "Хум," (IUIITI) -букв "стоп'" (Кул.): восклицание, выражающее гнев и презрение.

XI, 206. Этот стих и следующие, до 209, являются только вариациями стихов IV, 165-169.

XI, 209. Атикрич ч хра-см. XI, 214.

XI, 213. Или кающийся ест перечисленные шесть веществ в продолжение одного дня и постится на следующий день. или шесть дИей по одному веществу и постится на седьмой день.

XI, 214. ...как сказано прежде-см, предыдущий стих.

XI, 218. Лунное покаяние (candrayana) начиналось в день полнолуния, т. е. с приема максимального количества пищи; к середине поста количество принимаемой пищи уменьшалось. В явамадхьяме (yavamadhyarna) покаяние начиналось в новолуние, т. е. к середине поста количество пищи увеличивалось.

XI, 221. Так или иначе.-т. е. совершая любой вид лунного покаяния.

XI, 223. ...совершаемо жертвоприношение на огне...- таким образом, выполнение обета не освобождает от исполнения обычных обрядов.

XI, 224. ...не следует говорить с женщинами-Медх. исключает и.ч этого числа жену, мать и старшую сестру, но и то только при крайних обстоятельствах.

XI, 225. Дваждырожденные (dvija) — имеются в виду брахманы.

XI. 226. Обеты -- крпччхры (см. XI, 212-220).

XI, 230. Тело (i;arira) -по Медх.,-это душа (antaratman), не те^о (bhutatman); по Кул., это душа (jivatman).

XI, 241. ...силой аскетизма-страдания, которые претерпевают эти существа, являются искуплением грехов, совершенных в их прежних существованиях (Медх.).

XI, 249. Предусмотренное здесь покаяние ни в какое сравнение не идет с упоминавшимися ранее, (например, XI, 73 и следующие; XI, 250 и Х1,91,Х1,252иХ1,104-105).

Xi, 250. К у т с а-один из рнши "Ар"--Ригведа 1,97, 1.

"Р r a t i" — Ригведа VII, 80, 1.

Гимн великому И н дре- Ригведа V II 1, 8, 1. "(, uddha"- Ригведа VIII, 95, 7. XI, 251. Однажды-один раз в месяц (Медх., Кул.). "А s у a v a m i у а"- Ригведа 1, 164, 1. "(у i vasa m k alp a" — Ваджасанейя самхита, XXXIV, 1.

XI, 252. "H a v i syanti у a" — Ригведи X, "S. !. "N a t a man ho"- Ригведа X, !26. "1 Н"-Ригпеда X, 119. Гимн П у руше- Ригведа X, 90, !. XI, 253. "Av a" — Ригведа i, 24, i4. "Y a tki in"- Ригведа VII, 89, 5. XI, 254. "T a ratsamand i" — Риггода IX. 58, 1 -4. XI, 256. {Гимн], посвященный Соме и Рудре,-Рнгвсда VI, 74, 1-4.

"А г у a m n a m" — Ригведа iV, ?, 4- (i XI, 256. "lndra"-PHrBe.13 S, ]№. 1-7.

XI, 257. M .ч н т р ы, полагающиеся при и ц и и о me Hillin акала- Ригведа VI, 51, Р.

XI. 258. Гимны "pavaniani- — г^к Ul^^l"]ч"lн)_"(:^! I-HMIU.I и [X 1^111!'?' Ригведы.

XI, 259. Парака (paraka) ._?.! X!, 216. XI. 260. "A ghamarsana);- — i'n-Be.ia \, 191).

l, 261. Царь жертвоприношений- ащвамедха являлась одним из важнейших ведийских жертвоприношений; совершалась царями, пиетендовавшими на верховную власть.

XI, 262. Три мира- небо. ^емля и пространство между HUM!;: или небо, земля, преисподняя.

XI, 263. С а мх н т а гимном, молитв н и с с ч с. и е н и И соответственно Ригведа, Яджурреда и Самаведа. Сокровенные тексты- Упанишады.

XI, 266. Начальный Брахма, с ос г ч п щ и и из трех :i в __.- к о в, — священный слог "0м" (см. прим. к II, 74).

XII, 4. [Действия] трех родов (trividha) — хорошее, посредственное, дурное.

Три местопребывания (tryadhisthana) — мысль, слово, дьли. Десять признаков (da^alaksana) — перечисленные в XII, 5-7.

XII, 5. Дурное то, что может быть вредно для других или запрещено.

Приверженность к ложном у [учению)- отрицание будущей жизни, авторитета Вед н т. д.

XII, 7. Нанесение вреда вопреки правилам-нанесение вреда животным, кроме случаен жертвоприношения, вреда людям, кроме как во исполнение наказания, и т. д.

XII, 9. ...и дет к состоянию неподвижности- после смерти возрождается растением.

XII, 10. Тридандии (tridandin) — так называли также аскета. носящего три связанных вместе посоха.

XII, II. ...достигает полного успеха-конечного освобождения.

XII, 12. Я (atinan) имеется и ниду IL'JIO.

Кшетраджна (ksetrajna) — индивидуальная душа (букв., "знающий поле").

Бхутатман (bhutatnian) тело (букв.; "состоящее из элементов Я").

XII, 13. Джива (jiva) — жизнь, жизненный дух. Терминология в щастрах вообще довольно схоластическая. Точное значение многих терминов, видимо, было быстро забыто, уже Медх. упоминает о существовании еще до него разнобоя в их толкованиях. Так, некоторые утверждали, что jiva и ksetrajna-одно n то же, другие, что jiva--i)To y.vi. сознание и самосознание. Комментаторы также расходятся весьма существенно.

ХН, 14. Махат — в данном случае имеется в виду лжива. Элементы [с у ществован н я] — см. 1, 6, 75-78. ...в нее. находящуюся и различных живых существах,-большинство комментаторов полагает, что речь идет о Высочайшей душе, брахме.

XII. 15. ...из ее тела-из Брахмы.

Бесчисленные формы-индивидуальные души (кшетраджна).

XII, 18. Она- индивидуальная душа. ...к этим обоим-имеется в виду джива и Высочайшая душа.

XII, 20. ...облеченная этими самыми элементами — телом, состоящим из упоминавшихся в 1, 6, 75-78 пяти элементов.

XII, 21. ...о ставленная этими элементами- после смерти

XII. 38. ...в порядке последовательности-в данном случае каждый последующий лучше предыдущего.

XII, 42. [Существа) неподвижные-растительный мир.

XII. 44. Чараны (сагапа)-может означать касту бродячих скадптелей, певпоп и т. п. (Медх.): какие-то мифологические существа (Рагх.).

XII, 47. Гухьякн (guhyaka) стражники бога богатств Куверы.

XII. 50. Создатели вселенной-Маричи и прочие риши (см. 1,35).

Великий (mahant) и непосгпжимый (avyakta) — эти слова толкуются комментаторами самым различным образом (paratman — Медх., ahankara — Нар. и т. д.).

XII, 52. Невежды (avidvans) — не исполняющие обетов (Тов. Кул.).

XII, 55. Пулькаса-см. X, 18, 49.

XII, 58....И совершающих жестокие действия- имеются в виду такие хищники, как тигры и ч. Д.

XII, 59. Преты-см. прим. к III, 230.

Xll, 61. Золотых, дел мастер (heninkarlarl-согласно Медх. и Кул. это может быть и название птицы.

ХН, 70. Дасью-согласно Медх. здесь имеются в виду воры и разбойники (см. V, 131),

XII, 72. Ч айлащак а- согласно Кул. он питается вшами.

XII, 75. ...и п р о ч и х — см. IV, 88--90.

XII, 78. Рабство (parapresyatva) — рабское услужение другим (paradasatva) (Кул.).

XII, 81. Т. е., если при исполнении какого-либо дела его душа преисполнена, например, благости, он пожнет плод этого в теле, наделенном тем же качеством.

XII, 85. Познание атмана-не кшетраджны, а Высочайшен души.

XII, 86. Шесть родов деяний-см. XII, 83.

XI!, 90. ...отрешается от пятичлемептоз--достигает конечного освобождения.

XII, 91. ...приносящий жертвы себе-индивидуальная душа является частью мировой души, проникающей все сущее: приносящий жертву богам приносит жертву и самому себе (Медх.).

XII, 95. Учения (truti)-подобные учению ниргрантхов (джайнов) (Медх.).

Дурные философские системы (klid^sti) — отвергающие святость Вед, отрицающие существование богор и т. п. (Медх.).

XII, 99. CM III, 75-76.

Xll, 104. Священное знание (vidya)-сумма наук, требовавшихся брахманским религиозным юспвтаивем. В священное знание входило изучение четырех Вед, шести веданг, мимансы, пуран, логики (пуауа) и трактатов о дхармс.

XII, 105. Щастры- имеется в виду Веда и священное предание.

XII. 106. {Изречения] риш и- Веда.

Наставления в дхарме- священное предание (smrti). XII, 109. Веда вместе с добавлениями- см. прим. к XII, 104.

XII, III. Нирукта (nirukta)-объяснение трудных мест п слов в ведийских текстах.

Трое. принадлежащие к первым а щ р а м а м. — ученик, домохозяин и отшельник.

XII, 114. Живущий только своим происхождением-- не имеющий ничего, кроме формальной принадлежности к брахманам по праву рождения.

XII, 117. Досточтимый бог (bhagavandeva) — имеется в виду Ману.

XII, 118. А т мая- здесь Высочайшая душа.

XII, 121. Вишну (vispu) — один из трех верховных богов индуизма наряду с Шивой и Брахмой.

Хари (hari) — имя, которым часто называют Вишну, но иногда ч других богов. Во многих рукописях "Законов Ману" вместо harim дано haram. Хара-одно из имен Щивы. Митра (mitra) — одно из древних божеств Солнца. XII, 126. ...достигает состояния, какого желает, — в будущем существовании он будет тем, кем пожелает быть {Кул.).

А. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ*

Ад — II, 116; III, 249; IV, 81, 165, 197, 235; VI, 61; VIII. 75, 94; IX, 138; XII, 16-22, 54, 75. Пе- речисление адов — IV, 88-90.

Актер-III, 155; IV. 215; VIII, 65, 362-365.

Аскет. Определение — IV, 256- 257; VI. 33-34, 94-95. Проис- хождение аскетов-XII, 48. Долг-VI, 49. 61-84. Образ жизни-VI, 41-60. Положе- ние-VIII, 65, 470. Личное очищение-V, 137.

Аскетизм. Сотворение аскетиз- ма-1. 25. Сила аскетизма- 1, 34, 41; IV, 148; XI, 228, 234- 245; XII, 83. Аскетизм в век Крита — 1, 86. Аскетизм для различных варн-II, 166; XI, 236. Как средство спасения — VI, 75; XII. 83. Практика — VI, 19-26. 31. 41-60.

Астролог-Ill, 162.

Астрология-VI. 50.

Бард-Ill. 158; VIII, 360. Влагороднын-И, 207; VIII, 75.

179. 395. См. ук. Б-Арий. Благость (качество в природе)- XII, 24-27, 31, 37-38. След- ствие благости-XII, 40, 48- 50.

Боги. Происхождение — 1, 22, 36; III, 201; XII, 40, 49. Культ- III, 70-81, 84-91: IV, 152- 153; VI, 24. Долг богам-IV, 257; VI, 35-37; XI, 66. Изо- бражения богов — IV, 39, 130; VIII, 87; IX, 285. Собствен- ность богов -XI, 20, 26. CM. ук. Б-Агни. Анила, Брахма и др.

Браки. Восемь форм брака — VIII, 20- 42, 51-54, 204 (см. ук. Б — Арша, Асура, Брахма, Гандхарва, Дайва. Пайщача, Праджапатья, Ракшаса). До- пустимые и запрещенные бра- ки-111, 5-19, 63; IX, 172- 173. Смешанные браки-III. 12-19, 43-44, 64; IX, 85-87, 148-149. Брачный обряд-11, 67; III, 35, 43; Vlil, 226-227. Брачный возраст — IX, 4. 88, 90-94. Подмен невесты-VIII, 204. Свадебные дары — IX, 197. 206. Повторные браки жен- щин-У, 161-164; IX, 47, (". 69-70, 176. Нерасторжимость брака — IX, 45-47.

* В указателях даются номера глав и стихов.

В указателе А приводятся только те стихи, где содержится основной материал о предмете.

Брахманы. Происхождение-1, 31, 87, 93; III, 197, 199; XII, 48. Обязанности — 1, 88, 102-110; II, 78, 87, 135, 139, 1в6; III, 64-65, 150-166; IV, 2-31; VIII, 102, 339; X, 1-2, 74-76, 81-94, 101-114, 116-117; XI, II-23. Положение-1, 93-10!: II, 136; IV, 39, 52, 58, 135- 136, 142, 162, 165-169; VII, 37-38, 58-59, 82-86, 88. 134-135, 145; VIII, 1, II, 20, 37, 123-124, 267-269, 276, 338, 378-385; IX, 229, 235- 239, 245, 313-322; X, 3, 43; XI, 26, 31-35, 49, 55. 68, 73-90. Угощения и дары брахманам- III, 96-109, 125-129, 231: IV. 29-30, 192-197; VII, 79, 82- 86: VIU, 340. Особые обычаи- II, 31, 32, 36-46, 49, 58, 62, 65, 122-127, 155, 189, 244; 111,35; V, 83, 92, 99, 101-104; VUI, 88. 113. Браки-Ill, 13-19, 21-25, 43. См. ук. Б-Брах- ман.

Бунт-V, 96.

Вайщии. Происхождение-1. 31, 87; III, 197-198. Обязанно- сти-1, 90; VIII, 410, 418; IX. 326-333; X, 78-80, 98. Поло- жение-111, 110, 112; VIII, 267-268, 277, 337, 375-377, 382-385, 411-412, 418: XI, 12, 67. 88, 127. 130; XII, 72. Осо- бые обычаи — II, 31-32. 36- 39, 41-42, 44-46, 49, 62, 65, 155, 190; V, 83, 92, 99: VIII, 88, 113. Браки-Ill, 13, 21- 25, 44. См. ук. Б-Вайщии.

Варны. Перечисление четырех вари — X, 4. Происхождение варн -1, 31, 87; X, 45. Смеше- ние варн-X, 57-61, 65-66. Сущность дхармы варн — X, 63. Изменение варны-X, 41- 43, 64-65. Ащрамы-VI, 87- 90. Занятия варн-1, 87-91: IV, 30; IX, 225; X, 74-117; XI, 195. См. ук. A i" Б-Ащрама, Брахман, Вайщии, Кшатрий, Щудра.